1.2.2. Взаимодействие языка и общества. Языковая политика государства.
В том, что между человеческим обществом и языком существует связь, были убеждены еще древние ученые. Аристотель сказал: «Из всех живых существ только человек одарен речью». Язык присущ не просто индивиду, а общественному человеку: ведь основное предназначение языка – служить средством общения между людьми. Развитие и функционирование языка также в значительной степени обусловлено развитием и жизнью общества. Это проявляется в разных формах:
1) социальная обусловленность развития языка;
2) сознательное воздействие общества на язык.
3) социальное расслоение языка;
1. Социальная обусловленность развития языка. Очевидно, что процесс развития общества стимулирует развитие языка, ускоряет или тормозит, ср.: появляются новые реалии в связи с развитием научно-технического прогресса – в языке появляются новые слова и обороты…. В качестве собственно социальных факторов, влияющих на развитие языка, обычно рассматривают такие:
изменение круга носителей языка: человек постоянно меняется – повышается уровень образования, меняются интересы, да и само мировосприятие – все это обязательно влияет на развитие языка. Например, после развала советского союза русский язык получил дополнительный стимул к развитию, в нашу речь вновь хлынули разговорные, просторечные, а иногда и ругательные слова, открыв границы государства мы дали возможность языку впитывать в себя все новое и лучше и других языков (см. огромное количество заимствований из англ.)
распространение просвещения укрепляют роль литературного языка – как нормированного и единого для всех носителей. Чем выше уровень образования в государстве, тем выше уровень развития его языка.
развитие науки и техники, как правило, выполняют функцию обогащения языка – с каждым новым открытием в науке в язык приходит целый ряд новых терминов: так например, в середине XX века был изобретен компьютер, а мы до сих пор осваиваем новые компьютерные термины.
перемещение народных масс влияет на язык с двух сторон: с одной стороны это расширение рамок влияния (выезжая за рубеж), с другой возрастающая потребность людей в едином литературном языке (только в рамках нашей родной деревни нас поймут);
создание новой государственности, политические и экономические изменения в государстве также влияют на развитие языка, так как меняется его лексический состав: уходят слова (вождь, социализм, товарищ, коммунар), появляются или возрождаются слова, обозначающие новые реалии: кооператив, акционерное общество, парламент, дума, губернатор;
взаимодействие различных культур: русский язык как мы уже отметили один из самых гибких языков в мире, он легко принимает знаки другой культуры: вспомните французский язык в России XIX века, английский – XX.
2. Сознательное воздействие общества на язык. Помимо объективного, не зависящего от воли отдельных людей влияния общества на язык возможно и сознательное, и притом целенаправленное, воздействие на развитие и функционирование языка.
Еще раз подчеркнем, что русский язык выполняет важную политическую функцию: он объединяет нацию, создает впечатление, что мы все, живущие на одной территории и принадлежащие разным национальностям, все же являемся единым народом. Однако надо отметить, что часто язык выполняет не только собственное политическую, но и идеологическую функцию. Через язык можно воздействовать на сознание людей, формировать идеологию. В силу такого характера языка, его связи с мышлением человека, правители во все времена пытались вмешиваться в жизнь языка, что-то менять, исправлять и т.д. То есть роль государства в развитии языка очень сильна.
Пример: Известен, например, такой фрагмент русской истории: Павел 1 запретил употребление слов общество, отечество, стража, граждане. Следовало говорить не граждане, а жители, не отечество, а государство, не стража, а караул, не клуб, а собрание. Наказание за нарушение предписаний было суровым. Однажды за выражение «представители лесов» при виде некоторых деревьев сопровождавший Павла 1 дворянин был изгнан из экипажа государя.
К сожалению, история знает еще немало примеров негативного влияния власти на язык. ХХ век особенно в этом смысле отличился.
Пример: Не нужно, наверное, объяснять, по каким причинам в советском обществе негативно относилось к таким словам, как аристократ, дворянин, буржуа, предприниматель, помещик, барин, господин, вельможа и т.д. Во многих словарях недавнего прошлого эти слова подавались с отрицательной оценкой.
Деятельность подобной цензуры особенно памятна составителям словарей.
Пример: Так, Дмитрий Николаевич Ушаков вспоминает, как составлялся список слов на букву Л. В одном из списков словника после слова ленинец следовало слово лентяй. Редактору близость этих слов показалось идеологически неверной. Пришлось вставить слово ленинградец, хотя подобных слов (москвич, архангелогородец) в словаре не было.
Другой пример, из воспоминаний Сергея Ивановича Ожегова, составителя словаря русского языка: В первых изданиях его словаря было помещено слово хрущ со значением: Название некоторых жуков… С иллюстрацией «хрущ – вредитель сельского хозяйства». С 1958 по 1964 гг. генсеком был Н.С. Хрущев, который предпринял ряд неудачных, разрушительных сельскохозяйственных реформ. Цензура, конечно, усмотрела в этом ядовитый намек. Пример пришлось убрать. Однако в более поздних изданиях словаря это слово хрущ соседствует с такими лексемами, как хрущевка, хрущоба.
В целом, сохранение языка как культурного наследия нации является частью национальной политики государства, которая называется языковая политика.
Языковая политика – это совокупность идеологических принципов и практических мероприятий по решению языковых проблем в социуме, государстве.
Действия ЯП проявляются в следующем:
1. Установление единого государственного языка в многонациональном государстве, в этом случае должен учитываться такой фактор, как многоязычие. Эта проблема касается и России, так как наше государство многонационально.
Эта проблема решена так: государственным языком признан русский, так как именно на нем создана великая русская культура, произведения различных видов искусства: литературы, кино и т.д. Но во многих местностях помимо русского языка как государственного, призванного объединить граждан России, изучается и родной язык (например, в Удмуртии наряду с русским изучается удмуртский язык).
Усвоение рекомендаций и запретов как результат нормализаторской деятельности ученых-лингвистов, разрабатывающих правила употребления языковых единиц в речи, которые одобряются обществом в целом.
Разработка алфавитов и их усовершенствование. Так, например, неоднократно проводились реформы русского письма и русской орфографии.
Историческая справка о реформах русского письма и орфографии.
Современный русский алфавит – это видоизмененная кириллица, созданная просвещенными солунскими братьями Кириллом (Константином) и Мефодием (солунские – потому, что родом они были из греческого города Салоники, по-славянски Солун). По просьбе моравского князя Ростислава и по поручению византийского императора Михаила III в 863 г. они привезли в Великую Моравию первые книги на славянском языке, предназначенные для богослужения и просвещения славян.
Yandex.RTB R-A-252273-3- Русский язык и культура речи курс лекций Екатеринбург 2006
- Содержание
- 1. Язык как система
- 1.1. Язык как система знаков. Язык и речь План лекции:
- 1.1.1. Функции языка.
- 1.1.2. Язык как система знаков.
- 1.1.3. Язык и речь.
- 1.1.4. УстнАя и письменнАя речЬ
- 1.1.5. Стилевые разновидности устной речи.
- 1.1.6. Виды речи как деятельности.
- 1.1.7. Разновидности речи (диалогическая и монологическая)
- 1.1.8. Типы речи (описание, рассуждение, повествование)
- 1.2. Русский язык как государственный, национальный, международный План лекции:
- 1.2.1. Русский язык как государственный, национальный, международный
- 1.2.2. Взаимодействие языка и общества. Языковая политика государства.
- Последняя орфографическая реформа проводилась в 1959 году. Все словари, изданные после 1959 года считаются современными и нормативными.
- 1.3.1. Социальный диалект
- 1.3.2. Территориальные диалекты
- 1.3.3. Просторечия
- 1.3.4. Литературный язык
- 2. Функциональные стили
- Стилеообразующие факторы:
- 2.1.2. Официально-деловой стиль.
- 2.1.3. Научный стиль
- 2.1.4. Публицистический стиль
- 2.1.5. Разговорная речь
- 2.1.6. Художественный стиль
- 2.2. Научный стиль речи его разновидности План лекции:
- 2.2.1. История научного стиля
- 2.2.2. Языковые особенности
- 2.2.3. Лексика научного стиля
- 2.2.4. Морфология научного стиля
- 2.2.5. Синтаксис научного стиля
- 2.2.6. Разновидности научного стиля речи
- 2.2.7. Собственно научный стиль речи
- 2.2.8. Научно-информативный стиль речи
- Реферат
- Аннотация
- Конспектирование
- 2.2.9. Учебно-научная речь
- 2.3. Публицистический стиль речи
- 2.3.2. Функции стиля
- Требования культуры речи, вытекающие из функций.
- 2.3.3. История стиля
- 2.3.4. Социальные характеристики сфер применения публицистического стиля
- 2.3.5. Лингвистическая характеристика стиля
- 2.3.6. Лексические черты
- 2.3.7. Грамматические особенности стиля
- 2.4. Жанры публицистики
- 2.4.2. Газетные жанры
- Информационные жанры
- Аналитические жанры
- 2.4.3. Художественно-публицистические жанры
- 4. Журнальные жанры
- 2.4.5. Жанры телевизионных и радиопередач
- 2.4.6. Жанры политической литературы
- 2.5. Официально-деловой стиль речи
- 2.5.2. Формы деловой коммуникации
- 2.5.2.1. Деловой разговор
- 2.5.2.2. Деловая беседа
- 2.5.2.3. Деловая беседа по телефону
- Как сознательно владеть голосом, чтобы произвести хорошее впечатление и убедить собеседника?
- 2.5.2.4. Деловое совещание
- 2.5.2.5. Пресс-конференция
- 2.5.2.6. Деловая дискуссия
- 2.5.2.7. Публичная речь
- 2.5.3. Деловой этикет как составная часть культуры общения
- Деловая этика
- Речевой этикет
- Этикетная формула
- 2.6. История официально-делового стиля и жанры деловой речи План лекции:
- 2.6.1. Лингвистические и экстралингвистические особенности официально-делового стиля
- 2.6.2. История формирования официально-делового стиля
- 2.6.3. Официально-деловой стиль как язык документов
- 2.6.3.1. Язык деловой переписки
- 1. Предмет договора
- 1.1. Исполнитель берет на себя обязанности по снабжению заказчика центральным отоплением и водоснабжением.
- 1.2. Заказчик своевременно оплачивает предоставленные услуги;
- 2.6.4. Основные жанры письменной деловой речи: лингвистические и композиционные характеристики
- Договор № 7
- 2.6.4.1. Лексика языка деловых документов
- 2.6.4.2. Грамматика языка деловых документов
- 1. Начальнику технического отдела Волкову м.Ю. Организовать работу отдела в субботние дни в период с 10.01.96 г. По 10.02.96 г.
- 2. Гл. Бухгалтеру Славину о.Г. Подготовить предложение по оплате сверхурочных дней.
- 2.6.4.3. Синтаксис языка деловых документов
- 1. Предмет договора
- 2. Ответственность сторон
- Постановление
- 1. Считать утратившим силу распоряжение Главы администрации города от 25.06.92 г. № 381-р.
- 2. Создать финансово-экономический совет при Главе города.
- 3. Утвердить Положение о финансово-экономическом совете при Главе города.
- 2.6.5. Деловые письма
- 3. Культура речи. Нормы. Коммуникативные качества
- 3.1. Русский язык и культура речи План лекции:
- 3.1.1. Понятие культуры речи
- 3.1.2. Аспекты культуры речи
- 3.2. Нормативный аспект культуры речи План лекции:
- 3.2.1. Понятие нормы
- 3.2.2. Источники нормы
- 3.2.3. Норма – явление историческое
- 3.2.4. Стуктурно-языковые типы норм
- 3.3. Словари русского языка как источник информации по культуре речи
- 1. Толковый словарь
- Структурно-языковые типы нормы. Основные сведения План лекции:
- 3.4.1. Орфоэпическая норма
- Основные правила современного русского произношения:
- 2. Произношение согласных
- 3.4.2. Акцентологическая норма
- Основные правила ударений в русском языке:
- 3.4.3. Лексическая норма
- 3.4.4. Грамматическая норма
- 3.4.5. Орфографическая норма
- 3.4.6. Пунктуационная норма
- 3.5. Коммуникативные качества речи План лекции:
- 3.5.1. Точность
- 3.5.2. Логичность
- 3.5.3. Чистота
- 3.5.4. Доступность
- 3.5.5. Богатство и выразительность
- 3.5.6. Риторические тропы
- 3.5.7. Риторические фигуры
- 4. Общение как вид человеческой деятельности
- 4.1. Общение и его характеристики План лекции:
- 4.1.1. Понятие общения
- 1. Речевая деятельность (словесное общение). Это говорение, слушание, письмо и чтение. Общение - двусторонний процесс, который предполагает как культуру говорения, так и культуру слушания.
- 2. Невербальные средства общения: язык внешнего вида, мимика, жесты, позы. Язык внешнего вида дополняет нашу речевую деятельность.
- 4.1.2. Эффективность общения
- 1. Принцип равной безопасности (не причиняйте психологический ущерб при передаче информации – выпады, унижение, грубые слова, оскорбления и т.Д.)
- 2. Принцип децентрической направленности (не тратьте силы на защиту амбициозных, эгоцентрических интересов). Надо направить силы на поиск оптимального решения проблемы (интересы дела прежде всего).
- 2. Рефлексивное – активное вмешательство в речь собеседника, этим мы помогаем собеседнику выразить свои мысли и чувства, обеспечиваем себе правильное и точное понимание позиции собеседника.
- 1. Принять активную позу. Специалисты считают, что правильная посадка тела помогает нам создать умственную сосредоточенность и, наоборот, когда мы расслабляем тело, то же самое испытывает наш мозг.
- 4.1.3. Основные признаки речевой ситуации
- 2. Удачно выбрать тему (тема разговора должна быть актуальной и интересной для собеседника, предмет обсуждения должен быть известен каждому из говорящих).
- 4. Коммуникативная – нередко собеседники не могут найти тему для разговора. Воспитанный человек всегда найдет приличную тему для беседы, сделает общение интересным и полезным.
- 4.2.2. Основные принципы этикета
- 4.2.3. Этикет в культуре общения
- 4.2.4. Речевые дистанции и табу
- 4.3. Невербальное общение План лекции:
- 4.3.1. Соотношение вербального и невербального речевого воздействия
- 4.3.2. Виды невербальных сигналов
- 4.3.3. Национальная специфика невербальной коммуникации
- 4.3.4. Имидж
- 4.3.5. Невербальные средства усиления коммуникативной позиции говорящего
- Фактор внешности
- Фактор взгляда
- Фактор физического поведения
- Фактор организации пространства общения
- 4.4. Техника речи План лекции:
- 4.4.1. Произносительный аппарат человека
- 4.4.2. Дикция
- 4.4.3. Вокальные характеристики речи