4.4.3. Вокальные характеристики речи
Голос - это индивидуальная характеристика человека, такая же уникальная, как и отпечатки пальцев.
Всякая речь обычно представляется как последовательность слов, составленных вместе. Из букв алфавита можно составить бесконечное количество словосочетаний, фраз и предложений. Однако назвать речь просто беспристрастной передачей информации будет явным искажением этого явления.
Заметьте, например, что одни и те же слова, произнесенные в разном порядке, с разными паузами и в разных стилях, в итоге могут дать совершенно иной и даже противоположный смысл. Речь — нечто большее, чем передача сведений. Важнее всего то, что помимо говорящего субъекта у речи есть субъект воспринимающий. И для нас слушающий человек будет на первом месте. Именно о нем мы будем заботиться, когда начнем говорить.
К вокальным характеристикам речи относятся:
темп;
громкость;
высота;
тембр
интонация.
Эти характеристики в совокупности и образуют ту неповторимую «мелодию», которую слышит ваш партнер по телефонным разговорам. Рассмотрим их по порядку.
ТЕМП РЕЧИ
Темп речи определяется:
комбинацией нескольких факторов:
скоростью произнесения слов;
временными интервалами между отдельными словами;
паузами между предложениями.
РИТМ РЕЧИ ЗАВИСИТ ОТ ЕЕ ТЕМПА
Если слово произносится очень быстро, а между словами большие интервалы и паузы, то речь производит впечатление отрывистой. Скорость произношения и паузы задаются «автоматическими» навыками, сформированными в детстве, из чего, однако, не следует, что их невозможно сознательно регулировать. Для этого важно уметь слышать свой голос, а также знать некоторые образцовые эталоны — то, к чему надо стремиться.
Если слова произносятся быстро, а интервалы между словами и паузы между предложениями практически отсутствуют, то отсутствует и ритм речи.
МЕТАФОРА-ТЕМПА
Предлагаю вам метафору темпа. Это текст, написанный особым образом. Попытайтесь понять его содержание.
«ПеремещениечастейлицанадолимиллиметраиногданесетбольшеинформациичемпотоксловКлючевымиявляютсяобластиглазгуббровейтоестьвзглядивыражениелицаИсследованияпоказываютчточемчащевашиглазавстречаютсясглазамислушателейтембольшеонивамдоверяютВзглядглазавглазаэтотношениеОтношениеэтовзаимноевлияниеиначалообщения».
Мы убрали из него пунктуацию и пробелы между словами. Это метафора того, что получается, когда человек говорит быстро, без пауз и интонаций. Слабая различимость текста служит метафорой недостаточной громкости звучания голоса, а ошибки — метафорой плохой артикуляции. Понять подобный текст непросто, но при желании возможно, хотя очень скоро надоест.
А вот тот же самый отрывок, написанный по всем правилам:
«Перемещение частей лица на доли миллиметра иногда несет больше информации, чем поток слов. Ключевыми являются области глаз, губ, бровей, то есть взгляд и выражение лица. Исследования показывают, что чем чаще ваши глаза встречаются с глазами слушателей, тем больше они вам доверяют. Взгляд глаза в глаза — это отношение! Отношение — это взаимное влияние и начало общения».
Этот отрывок содержит более 60 пробелов и знаков препинания и порядка 50 слов. Его прочтение вслух займет не более 20 сек., и за это время вам надо паузами, ритмикой и интонациями своего голоса воспроизвести все эти пробелы и знаки препинания.
Говорить по телефону медленно, короткими и несложными предложениями — вот универсальная рекомендация всем, кто хочет, чтобы его поняли.
ДИАПАЗОН СКОРОСТИ РЕЧИ
Количество произносимых в минуту слов — довольно грубый показатель. Он не учитывает соотношения скорости произнесения и длительности слов, интервалов и пауз. Тем не менее, он в целом надежен, и мы им воспользуемся для оценки скорости речи.
Медленный темп речи соответствует 80—100 словам в минуту, средний — 120—140, быстрый темп — 160—180 слов в минуту. Обращайте внимание на скорость своей речи.
БЫСТРАЯ РЕЧЬ
Слишком быстрая речь (до 200 слов в минуту), особенно с нечеткой артикуляцией, часто ассоциируется у слушателей с неуверенностью и низким социальным статусом говорящего, который боится, что его, как обычно, не дослушают. Также у вашего собеседника может появиться ощущение, что его хотят уговорить.
Такая речь не дает время слушателю понять смысл высказывания, и одновременно она же не дает поймать говорящего на непоследовательности.
Быстрая речь в сочетании с четкостью и уверенной позой может быть проявлением энергичности, заинтересованности и желания поскорее поделиться хорошей идеей, но это смогут оценить только те, кто уже высоко оценил вас как специалиста. Медленная речь в том же сочетании произведет больший эффект, поскольку она более понятна и легче запоминается.
МЕДЛЕННАЯ РЕЧЬ
Вы сможете себе представить скорость речи 60 слов в минуту и меньше, припомнив речи Л.И. Брежнева в последние его годы. Если вы будете говорить по телефону в таком темпе, может сложиться ощущение, что вы что-то пытаетесь скрыть.
В норме скорость вашей речи в момент представления и вступления должна быть в диапазоне 100—130 слов в минуту. Как вам это определить? Потренироваться заранее с магнитофоном. Он вообще весьма полезный партнер для подготовки к телефонным переговорам.
Темп речи должен осознаваться выступающим. Наиболее важные места, которые слушателям следует запомнить, лучше произносить чуть медленнее.
РОЛЬ ПАУЗЫ
Пауза — противоположность говорению и выражается в прерывании речи на секунду и более. Обычно те, кто боится говорить, боятся и пауз. В зависимости от места расположения паузы может изменяться смысл высказывания. Здесь можно привести известную фразу «Казнить нельзя помиловать», которая меняет свой смысл на противоположный в зависимости от того, где делается пауза.
Пауза выполняет множество разных функций:
а) подчеркивает важность сказанного;
б) побуждает те или иные реакции слушателей;
в) дает возможность как говорящему, так и его собеседнику осмыслить сказанное;
г) выполняет функцию пунктуации, имеющейся в письменной речи.
Заметьте: практически во всех приведенных выше и ниже паттернах используется пауза. Эффективно используйте паузы в своей речи. Опытные коммуникаторы делают паузы не только между фразами, но и перед ключевыми словами, подготавливая собеседника к тому, что будет далее.
Пауза внутри предложения закрепляет смысл и значение отдельных слов. Пауза после предложения закрепляет сказанное. Пауза после риторического вопроса закрепляет в сознании ваш ответ на него. Пауза подобна закрепителю в фотографии: если ее нет, отпечаток растает.
Если вы не делаете пауз, велика вероятность, что последующие слова и фразы будут стирать следы ранее сказанного. Объясняется это тем, что перенос информации из кратковременной памяти в долговременную происходит тем лучше, чем больше эта информация обдумывалась или обрабатывалась, находясь в кратковременной памяти. Самое малое, что можно сделать для улучшения этого переноса, — сделать паузу перед следующей порцией информации. Для совершенствования навыков владения темпом речи при чтении вслух необходимо овладеть техникой интонационной разметки текста. Интонационная разметка текста — это своего рода интонационная транскрипция, то есть запись того, как нужно использовать основные компоненты интонации при чтении текста. Процедура интонационной разметки текста состоит в следующем:
1. Разметьте в тексте место пауз и их долготу. Пауза отмечается вертикальной чертой, короткая пауза — одной чертой, длинная — двумя. Обычно длинные паузы соответствуют знакам препинания в тексте, а короткие делаются внутри распространенных предложений между группами подлежащего и сказуемого, при однородных членах предложения, при перечислении и т.д.
2. Подчеркните те слова, на которые должно падать логическое ударение. В тех словах, которые имеют варианты произношения, отметьте словесное ударение.
3. Отметьте движение тона (то есть мелодику) в тех словах, которые предшествуют паузе. Мелодика завершенности отмечается стрелкой вниз, незавершенности и вопроса — стрелкой вверх.
4. Подчеркните двумя чертами более важные отрезки текста, которые должны быть прочитаны медленно и отчетливо. Менее важные отрезки, которые следует читать быстро и «на одном дыхании», можно заключить в скобки.
5. Прочитайте текст в соответствии со сделанной разметкой и проверьте, удобна ли она для чтения.
ГРОМКОСТЬ ГОЛОСА
Громкость — это воспринимаемая слушателем интенсивность высказывания. Интенсивность высказываний всех коммуникативных типов обычно уменьшается к концу высказывания. Более важные в смысловом отношении части предложения обычно характеризуются более высоким уровнем суммарной интенсивности, то есть более громки, чем малозначимые части предложения.
Ваш голос должен быть настолько громким, чтобы его хорошо слышали. Нельзя переусердствовать. Каким должен быть голос по громкости?
Избыточно громкий голос по телефону может восприниматься, как стремление навязать свою волю.
ГОЛОС, ВЫЗЫВАЮЩИЙ ДОВЕРИЕ
Голос, вызывающий доверие, не должен быть громким. Доверие чаще возникает в условиях равноправных отношений. Громкий голос часто связан со стремлением нарушить это равноправие. С другой стороны, слишком тихий голос воспринимается как признак неуверенности или готовности к подчинению. Надо научиться говорить достаточно громко и убедительно.
ВЫСОТА ГОЛОСА
Высота голоса определяется частотой колебания голосовых связок. Поскольку у мужчин и женщин голосовые связки различаются по длине и толщине, то и высота голоса у них обычно разная: у мужчин в среднем 100—250 Гц, у женщин в среднем 200—400 Гц. Диапазон высот для человеческих голосов может составлять от 80 Гц до 1300 Гц (приблизительно 4 октавы). Предельные значения диапазона наблюдаются в певческих голосах (бас и меццо-сопрано). Для обычных голосов диапазон изменения высоты звука составляет 2 октавы.
Чем сильнее связки натянуты, тем выше их частота колебаний. Существует также связь между громкостью и высотой голоса. Когда человек старается говорить громче, тон его голоса, как правило, тоже повышается, создавая крайне неприятный эффект (скандальный голос). Долго говорить с повышенной громкостью, не повышая при этом тона, довольно трудно.
ВОСПРИЯТИЕ ВЫСОКОГО И НИЗКОГО ГОЛОСА
Слишком низкий голос может звучать монотонно и убаюкивающе. Слишком высокий может раздражать. Частые смены высоты голоса вообще не подходят для деловой презентации: им скорее место в драматических спектаклях. Лучше всего, если высота голоса будет слегка колебаться, немного снижаясь к концу фразы. Так говорят профессиональные дикторы в теленовостях.
ТЕМБР
Важная характеристика голоса. Объективно (то есть с точки зрения акустических показателей) тембр — это окраска голоса, определяемая количеством дополнительных тонов (обертонов), накладывающихся на основной тон. Субъективно тембр голоса мы воспринимаем как приятный или неприятный, мягкий, стальной, скрипучий или визгливый и т.п. Тембр голоса каждого человека сугубо индивидуален, что в конечном счете зависит от строения его произносительного аппарата (наличия в нем необходимых резонаторов). Тембр изменяется не только с возрастом, но и в зависимости от физического и эмоционального состояния человека. Так, по голосу можно судить, веселый человек или грустный, больной, усталый или здоровый, полный сил и т.д.
Умение владеть голосом — важный показатель ораторского мастерства и предпосылка убедительности устной речи. Необходимыми качествами ораторского голоса являются: красивый тембр (в любой ситуации).
ИНТОНАЦИЯ
Интонация — важное смыслоразличительное средство языка. Одно и то же предложение, произнесенное с разной интонацией, приобретает иной смысл. Кроме того, интонация несет важную информацию о человеке: о его настроении, об отношении к предмету речи и собеседнику, о его характере и даже о профессии.
Человек, говорящий на родном языке, легко различает самые тонкие оттенки интонации на слух, но часто не умеет воспроизводить их в собственной речи. Вообще публичная речь большинства людей характеризуется интонационной бедностью, что проявляется прежде всего в монотонном и однообразном интонационном оформлении высказываний. Школьники, пытаясь придать выразительность своему чтению вслух, читают часто с завываниями, слишком громко или слишком быстро. Для того чтобы овладеть всей полнотой интонации языка, необходимо, во-первых, знать некоторые теоретические сведения и, во-вторых, выполнять специальные упражнения.
Из двух параметров голоса — громкости и высоты — создается интонация вашей речи.
ИНТОНАЦИИ, КОТОРЫЕ УБЕЖДАЮТ
Визуально интонацию удобно представлять в виде кривой линии, показывающей изменение тона. Главным компонентом интонации является мелодика — это изменение высоты тона голоса на протяжении высказывания. Иногда ее называют интонацией в узком смысле слова. В русском языке выделяются несколько типов мелодики, основными из которых являются:
В зависимости от цели высказывания интонация (мелодика)- бывает информирующая, вопрошающая или утвердительная.
При информирующей интонации эта линия почти гладкая, с легким загибом вниз в конце. Скажите, пожалуйста, что-либо с информирующей интонацией.
При вопросительной интонации она в конце поднимается вверх. Можете привести пример?
При утвердительной (она же авторитарная или повелительная) интонации ее линия вскоре после начала направляется вниз. Авторитарные интонации можно создать, напрягая при говорении мышцы рук. Это автоматически накладывается на работу интонационного механизма.
Попробуйте негромко, но уверенно приказать!
Помните, во время разговора вы можете понижать тон. Это открывает в голове реакцию на приказ. Именно по интонационному понижению голоса мозг понимает, что устное высказывание является приказом, а не вопросом. Резко понижая интонацию в конце определенной фразы, вы придаете ей тем самым побуждающий посыл (но если вы будете снижать тон в конце каждой своей фразы, получится эффект «умирающего» лектора).
Заметим, что в жизни нередко встречается и четвертый тип интонации — скандальный, при котором высота голоса: к концу фразы повышается одновременно с повышением громкости. Такая интонация непродуктивна и вредна во всех жизненных ситуациях; если заметите ее у себя, избавляйтесь сразу.
Интонации — это всегда подсознательные сообщения для эмоциональной сферы слушателей. Можно притягивать, и отталкивать собеседника тональностью. Тон во время телефонного общения должен быть доброжелательным и заинтересованным, а интонация, особенно при первом разговоре спокойная, приветливая, располагающая, уверенная.
Логическое ударение (называемое часто акцентным или смысловым выделением) — это выделение с помощью интонационных средств какого-либо слова в высказывании, которое представляется говорящему наиболее важным, с целью обратить на него внимание слушателя. Часто в этом смысле говорят о месте интонационного центра высказывания, то есть том слоге или слове, на котором происходит коммуникативно значимое изменение высоты тона голоса. Интонационный центр высказывания всегда располагается на том слове, которое говорящий хочет акцентировать. В зависимости от того, на какое слово фразы падает логическое ударение, высказывание изменяет свой смысл и требует иной речевой реакции собеседника. Например:
— Вы пойдете в театр?— Да, в театр.
— Вы пойдете в театр?— Да, пойдем.
— Вы пойдете в театр?— Да, мы.
Подведем итоги. Нарисуем портрет идеального голоса.
Темп медленный, размеренный
Громкость умеренная
Голос грудной, достаточно низкий
Интонация доверительная, спокойная
Артикуляция и Дикция отчетливые
- Русский язык и культура речи курс лекций Екатеринбург 2006
- Содержание
- 1. Язык как система
- 1.1. Язык как система знаков. Язык и речь План лекции:
- 1.1.1. Функции языка.
- 1.1.2. Язык как система знаков.
- 1.1.3. Язык и речь.
- 1.1.4. УстнАя и письменнАя речЬ
- 1.1.5. Стилевые разновидности устной речи.
- 1.1.6. Виды речи как деятельности.
- 1.1.7. Разновидности речи (диалогическая и монологическая)
- 1.1.8. Типы речи (описание, рассуждение, повествование)
- 1.2. Русский язык как государственный, национальный, международный План лекции:
- 1.2.1. Русский язык как государственный, национальный, международный
- 1.2.2. Взаимодействие языка и общества. Языковая политика государства.
- Последняя орфографическая реформа проводилась в 1959 году. Все словари, изданные после 1959 года считаются современными и нормативными.
- 1.3.1. Социальный диалект
- 1.3.2. Территориальные диалекты
- 1.3.3. Просторечия
- 1.3.4. Литературный язык
- 2. Функциональные стили
- Стилеообразующие факторы:
- 2.1.2. Официально-деловой стиль.
- 2.1.3. Научный стиль
- 2.1.4. Публицистический стиль
- 2.1.5. Разговорная речь
- 2.1.6. Художественный стиль
- 2.2. Научный стиль речи его разновидности План лекции:
- 2.2.1. История научного стиля
- 2.2.2. Языковые особенности
- 2.2.3. Лексика научного стиля
- 2.2.4. Морфология научного стиля
- 2.2.5. Синтаксис научного стиля
- 2.2.6. Разновидности научного стиля речи
- 2.2.7. Собственно научный стиль речи
- 2.2.8. Научно-информативный стиль речи
- Реферат
- Аннотация
- Конспектирование
- 2.2.9. Учебно-научная речь
- 2.3. Публицистический стиль речи
- 2.3.2. Функции стиля
- Требования культуры речи, вытекающие из функций.
- 2.3.3. История стиля
- 2.3.4. Социальные характеристики сфер применения публицистического стиля
- 2.3.5. Лингвистическая характеристика стиля
- 2.3.6. Лексические черты
- 2.3.7. Грамматические особенности стиля
- 2.4. Жанры публицистики
- 2.4.2. Газетные жанры
- Информационные жанры
- Аналитические жанры
- 2.4.3. Художественно-публицистические жанры
- 4. Журнальные жанры
- 2.4.5. Жанры телевизионных и радиопередач
- 2.4.6. Жанры политической литературы
- 2.5. Официально-деловой стиль речи
- 2.5.2. Формы деловой коммуникации
- 2.5.2.1. Деловой разговор
- 2.5.2.2. Деловая беседа
- 2.5.2.3. Деловая беседа по телефону
- Как сознательно владеть голосом, чтобы произвести хорошее впечатление и убедить собеседника?
- 2.5.2.4. Деловое совещание
- 2.5.2.5. Пресс-конференция
- 2.5.2.6. Деловая дискуссия
- 2.5.2.7. Публичная речь
- 2.5.3. Деловой этикет как составная часть культуры общения
- Деловая этика
- Речевой этикет
- Этикетная формула
- 2.6. История официально-делового стиля и жанры деловой речи План лекции:
- 2.6.1. Лингвистические и экстралингвистические особенности официально-делового стиля
- 2.6.2. История формирования официально-делового стиля
- 2.6.3. Официально-деловой стиль как язык документов
- 2.6.3.1. Язык деловой переписки
- 1. Предмет договора
- 1.1. Исполнитель берет на себя обязанности по снабжению заказчика центральным отоплением и водоснабжением.
- 1.2. Заказчик своевременно оплачивает предоставленные услуги;
- 2.6.4. Основные жанры письменной деловой речи: лингвистические и композиционные характеристики
- Договор № 7
- 2.6.4.1. Лексика языка деловых документов
- 2.6.4.2. Грамматика языка деловых документов
- 1. Начальнику технического отдела Волкову м.Ю. Организовать работу отдела в субботние дни в период с 10.01.96 г. По 10.02.96 г.
- 2. Гл. Бухгалтеру Славину о.Г. Подготовить предложение по оплате сверхурочных дней.
- 2.6.4.3. Синтаксис языка деловых документов
- 1. Предмет договора
- 2. Ответственность сторон
- Постановление
- 1. Считать утратившим силу распоряжение Главы администрации города от 25.06.92 г. № 381-р.
- 2. Создать финансово-экономический совет при Главе города.
- 3. Утвердить Положение о финансово-экономическом совете при Главе города.
- 2.6.5. Деловые письма
- 3. Культура речи. Нормы. Коммуникативные качества
- 3.1. Русский язык и культура речи План лекции:
- 3.1.1. Понятие культуры речи
- 3.1.2. Аспекты культуры речи
- 3.2. Нормативный аспект культуры речи План лекции:
- 3.2.1. Понятие нормы
- 3.2.2. Источники нормы
- 3.2.3. Норма – явление историческое
- 3.2.4. Стуктурно-языковые типы норм
- 3.3. Словари русского языка как источник информации по культуре речи
- 1. Толковый словарь
- Структурно-языковые типы нормы. Основные сведения План лекции:
- 3.4.1. Орфоэпическая норма
- Основные правила современного русского произношения:
- 2. Произношение согласных
- 3.4.2. Акцентологическая норма
- Основные правила ударений в русском языке:
- 3.4.3. Лексическая норма
- 3.4.4. Грамматическая норма
- 3.4.5. Орфографическая норма
- 3.4.6. Пунктуационная норма
- 3.5. Коммуникативные качества речи План лекции:
- 3.5.1. Точность
- 3.5.2. Логичность
- 3.5.3. Чистота
- 3.5.4. Доступность
- 3.5.5. Богатство и выразительность
- 3.5.6. Риторические тропы
- 3.5.7. Риторические фигуры
- 4. Общение как вид человеческой деятельности
- 4.1. Общение и его характеристики План лекции:
- 4.1.1. Понятие общения
- 1. Речевая деятельность (словесное общение). Это говорение, слушание, письмо и чтение. Общение - двусторонний процесс, который предполагает как культуру говорения, так и культуру слушания.
- 2. Невербальные средства общения: язык внешнего вида, мимика, жесты, позы. Язык внешнего вида дополняет нашу речевую деятельность.
- 4.1.2. Эффективность общения
- 1. Принцип равной безопасности (не причиняйте психологический ущерб при передаче информации – выпады, унижение, грубые слова, оскорбления и т.Д.)
- 2. Принцип децентрической направленности (не тратьте силы на защиту амбициозных, эгоцентрических интересов). Надо направить силы на поиск оптимального решения проблемы (интересы дела прежде всего).
- 2. Рефлексивное – активное вмешательство в речь собеседника, этим мы помогаем собеседнику выразить свои мысли и чувства, обеспечиваем себе правильное и точное понимание позиции собеседника.
- 1. Принять активную позу. Специалисты считают, что правильная посадка тела помогает нам создать умственную сосредоточенность и, наоборот, когда мы расслабляем тело, то же самое испытывает наш мозг.
- 4.1.3. Основные признаки речевой ситуации
- 2. Удачно выбрать тему (тема разговора должна быть актуальной и интересной для собеседника, предмет обсуждения должен быть известен каждому из говорящих).
- 4. Коммуникативная – нередко собеседники не могут найти тему для разговора. Воспитанный человек всегда найдет приличную тему для беседы, сделает общение интересным и полезным.
- 4.2.2. Основные принципы этикета
- 4.2.3. Этикет в культуре общения
- 4.2.4. Речевые дистанции и табу
- 4.3. Невербальное общение План лекции:
- 4.3.1. Соотношение вербального и невербального речевого воздействия
- 4.3.2. Виды невербальных сигналов
- 4.3.3. Национальная специфика невербальной коммуникации
- 4.3.4. Имидж
- 4.3.5. Невербальные средства усиления коммуникативной позиции говорящего
- Фактор внешности
- Фактор взгляда
- Фактор физического поведения
- Фактор организации пространства общения
- 4.4. Техника речи План лекции:
- 4.4.1. Произносительный аппарат человека
- 4.4.2. Дикция
- 4.4.3. Вокальные характеристики речи