1.2.1. Русский язык как государственный, национальный, международный
В настоящее время разработана Федеральная программа поддержки русского языка. В рамках этой программы русский язык рассматривается в трех главных аспектах: русский язык как государственный, как мировой или международный и как национальный.
Русский язык является средством межнационального общения в пределах Российского государства, и выполняет функцию государственного языка. 25 октября 1991 г. был принят закон о языках народов РСФСР, в котором русский язык был объявлен государственным.
Закон РСФСР о языке народов РСФСР. Статья 3.
Государство признает равные права всех языков нардов РСФСР на их сохранение и развитие. Все языки народов РСФСР пользуются поддержкой государства.
Русский язык, являющийся основным средством межнационального общения народов РСФСР, в соответствии со сложившимися историко-культурными традициями имеет статус государственного языка РСФСР на всей территории РСФСР.
Республики в составе РСФСР в соответствии с настоящим законом самостоятельно принимают решения о правовом положении языков народов, проживающих на их территориях.
Как Вы думаете, почему именно русский язык был выбран в качестве единого государственного языка?
Так сложилось исторически, политически, идеологически…
Территория России, значит, и язык должен быть русским…
На территории России проживают в основном русскоговорящие люди, их большинство…
На этом языке создана великая духовная культура, к которой проявляют интерес не только в стране, но и во всем мире…
Русский язык очень гибок, высоко развит; способен давать наименования новым явлениям культуры, науки, техники, общественной жизни и т.п.
Действительно, все эти факторы в совокупности обусловили тот факт, что русский язык стал единым государственным языком в России.
Русский язык является универсальным также потому, что он используется не только как средство общения людей русской национальности (то есть является национальным языком русских людей), но имеет статус языка мирового значения (далеко не каждый язык является мировым: например, нельзя таковым назвать удэгейский, кетский или какой-нибудь им подобный). Как же определить, какой язык является мировым, а какой не является. Представьте ситуацию, если наш президент начнет читать доклад перед мировым сообществом на кетском языке (одном из устаревших енисейских языков, распространенных в некоторых изолированных районах близ реки Енисей и ее притоков; число говорящих 684 человека) или на удмуртском языке… Возникнет недоумение: Почему русскоговорящий человек читает доклад не на родном языке? Почему русский президент говорит не на русском? Однако когда президент выступает в телепередаче мирового значения и говорит на немецком языке, недоумения не возникает: русский человек свободно говорит еще и на немецком, значит полиглот и т.д. Это внушает уважение. В чем разница между этими языками? Дело в том, что в мировом сообществе некоторые языки признаны мировыми, то есть языками международного значения, международной коммуникации, они могут использовать на заседании ООН (английский, немецкий, французский, русский, итальянский, португальский и др.).
Наряду с целостностью, уровнем экономической жизни и психического склада язык является ведущим показателем общности людей, которую принято называть термином нация. Национальный язык – это категория историческая, он формируется в период становления нации, ее развития из народности.
Русский национальный язык по родственным связям принадлежит к славянской группе индоевропейских языков. В этой группе выделяются три подгруппы: восточнославянские (русский, белорусский и украинский), западно – (чешский, польский, словацкий), и южно- (болгарский, сербский, старославянский). По распространенности славянские языки занимают 5 место в мире (после китайского, индийского, германского, и романских). Сегодня на них говорят 280 миллионов человек. Русский язык по числу говорящих на нем доминирует среди всех славянских языков.
Славянские языки происходят из единого праславянского языка, сформировавшегося задолго до нашей эры. В период существования единого праславянского языка сложились основные признаки, присущие всем славянским языкам. Примерно в 6-7 веке нашей эры праславянское единство распалось и выделился так называемый восточнославянский язык – древнерусский или язык Киевской Руси. По мере усиления феодальной раздробленности и свержения татаро-монгольского ига сформировались великорусская, малорусская и белорусская народности и к 14-15 веку оформляется язык великорусской народности с ростово-суздальскими и владимирским диалектами в основе.
Русский национальный язык начинается складываться в 17 веке в связи с развитием капиталистических отношений и перерастанием русской народности в нацию. Основу русский национальный язык позаимствовал у северовеликорусского и южновеликорусского говоров. Москва, находившаяся на стыке севера и юга России, стала центром этого процесса. Именно московское деловое просторечие оказало существенное влияние на развитие общенародного языка. Влияние московского говора до сих пор сохранило свое влияние на развитие современного национального языка.
Об основных существенных характеристиках национального языка мы скажем чуть позже.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Русский язык и культура речи курс лекций Екатеринбург 2006
- Содержание
- 1. Язык как система
- 1.1. Язык как система знаков. Язык и речь План лекции:
- 1.1.1. Функции языка.
- 1.1.2. Язык как система знаков.
- 1.1.3. Язык и речь.
- 1.1.4. УстнАя и письменнАя речЬ
- 1.1.5. Стилевые разновидности устной речи.
- 1.1.6. Виды речи как деятельности.
- 1.1.7. Разновидности речи (диалогическая и монологическая)
- 1.1.8. Типы речи (описание, рассуждение, повествование)
- 1.2. Русский язык как государственный, национальный, международный План лекции:
- 1.2.1. Русский язык как государственный, национальный, международный
- 1.2.2. Взаимодействие языка и общества. Языковая политика государства.
- Последняя орфографическая реформа проводилась в 1959 году. Все словари, изданные после 1959 года считаются современными и нормативными.
- 1.3.1. Социальный диалект
- 1.3.2. Территориальные диалекты
- 1.3.3. Просторечия
- 1.3.4. Литературный язык
- 2. Функциональные стили
- Стилеообразующие факторы:
- 2.1.2. Официально-деловой стиль.
- 2.1.3. Научный стиль
- 2.1.4. Публицистический стиль
- 2.1.5. Разговорная речь
- 2.1.6. Художественный стиль
- 2.2. Научный стиль речи его разновидности План лекции:
- 2.2.1. История научного стиля
- 2.2.2. Языковые особенности
- 2.2.3. Лексика научного стиля
- 2.2.4. Морфология научного стиля
- 2.2.5. Синтаксис научного стиля
- 2.2.6. Разновидности научного стиля речи
- 2.2.7. Собственно научный стиль речи
- 2.2.8. Научно-информативный стиль речи
- Реферат
- Аннотация
- Конспектирование
- 2.2.9. Учебно-научная речь
- 2.3. Публицистический стиль речи
- 2.3.2. Функции стиля
- Требования культуры речи, вытекающие из функций.
- 2.3.3. История стиля
- 2.3.4. Социальные характеристики сфер применения публицистического стиля
- 2.3.5. Лингвистическая характеристика стиля
- 2.3.6. Лексические черты
- 2.3.7. Грамматические особенности стиля
- 2.4. Жанры публицистики
- 2.4.2. Газетные жанры
- Информационные жанры
- Аналитические жанры
- 2.4.3. Художественно-публицистические жанры
- 4. Журнальные жанры
- 2.4.5. Жанры телевизионных и радиопередач
- 2.4.6. Жанры политической литературы
- 2.5. Официально-деловой стиль речи
- 2.5.2. Формы деловой коммуникации
- 2.5.2.1. Деловой разговор
- 2.5.2.2. Деловая беседа
- 2.5.2.3. Деловая беседа по телефону
- Как сознательно владеть голосом, чтобы произвести хорошее впечатление и убедить собеседника?
- 2.5.2.4. Деловое совещание
- 2.5.2.5. Пресс-конференция
- 2.5.2.6. Деловая дискуссия
- 2.5.2.7. Публичная речь
- 2.5.3. Деловой этикет как составная часть культуры общения
- Деловая этика
- Речевой этикет
- Этикетная формула
- 2.6. История официально-делового стиля и жанры деловой речи План лекции:
- 2.6.1. Лингвистические и экстралингвистические особенности официально-делового стиля
- 2.6.2. История формирования официально-делового стиля
- 2.6.3. Официально-деловой стиль как язык документов
- 2.6.3.1. Язык деловой переписки
- 1. Предмет договора
- 1.1. Исполнитель берет на себя обязанности по снабжению заказчика центральным отоплением и водоснабжением.
- 1.2. Заказчик своевременно оплачивает предоставленные услуги;
- 2.6.4. Основные жанры письменной деловой речи: лингвистические и композиционные характеристики
- Договор № 7
- 2.6.4.1. Лексика языка деловых документов
- 2.6.4.2. Грамматика языка деловых документов
- 1. Начальнику технического отдела Волкову м.Ю. Организовать работу отдела в субботние дни в период с 10.01.96 г. По 10.02.96 г.
- 2. Гл. Бухгалтеру Славину о.Г. Подготовить предложение по оплате сверхурочных дней.
- 2.6.4.3. Синтаксис языка деловых документов
- 1. Предмет договора
- 2. Ответственность сторон
- Постановление
- 1. Считать утратившим силу распоряжение Главы администрации города от 25.06.92 г. № 381-р.
- 2. Создать финансово-экономический совет при Главе города.
- 3. Утвердить Положение о финансово-экономическом совете при Главе города.
- 2.6.5. Деловые письма
- 3. Культура речи. Нормы. Коммуникативные качества
- 3.1. Русский язык и культура речи План лекции:
- 3.1.1. Понятие культуры речи
- 3.1.2. Аспекты культуры речи
- 3.2. Нормативный аспект культуры речи План лекции:
- 3.2.1. Понятие нормы
- 3.2.2. Источники нормы
- 3.2.3. Норма – явление историческое
- 3.2.4. Стуктурно-языковые типы норм
- 3.3. Словари русского языка как источник информации по культуре речи
- 1. Толковый словарь
- Структурно-языковые типы нормы. Основные сведения План лекции:
- 3.4.1. Орфоэпическая норма
- Основные правила современного русского произношения:
- 2. Произношение согласных
- 3.4.2. Акцентологическая норма
- Основные правила ударений в русском языке:
- 3.4.3. Лексическая норма
- 3.4.4. Грамматическая норма
- 3.4.5. Орфографическая норма
- 3.4.6. Пунктуационная норма
- 3.5. Коммуникативные качества речи План лекции:
- 3.5.1. Точность
- 3.5.2. Логичность
- 3.5.3. Чистота
- 3.5.4. Доступность
- 3.5.5. Богатство и выразительность
- 3.5.6. Риторические тропы
- 3.5.7. Риторические фигуры
- 4. Общение как вид человеческой деятельности
- 4.1. Общение и его характеристики План лекции:
- 4.1.1. Понятие общения
- 1. Речевая деятельность (словесное общение). Это говорение, слушание, письмо и чтение. Общение - двусторонний процесс, который предполагает как культуру говорения, так и культуру слушания.
- 2. Невербальные средства общения: язык внешнего вида, мимика, жесты, позы. Язык внешнего вида дополняет нашу речевую деятельность.
- 4.1.2. Эффективность общения
- 1. Принцип равной безопасности (не причиняйте психологический ущерб при передаче информации – выпады, унижение, грубые слова, оскорбления и т.Д.)
- 2. Принцип децентрической направленности (не тратьте силы на защиту амбициозных, эгоцентрических интересов). Надо направить силы на поиск оптимального решения проблемы (интересы дела прежде всего).
- 2. Рефлексивное – активное вмешательство в речь собеседника, этим мы помогаем собеседнику выразить свои мысли и чувства, обеспечиваем себе правильное и точное понимание позиции собеседника.
- 1. Принять активную позу. Специалисты считают, что правильная посадка тела помогает нам создать умственную сосредоточенность и, наоборот, когда мы расслабляем тело, то же самое испытывает наш мозг.
- 4.1.3. Основные признаки речевой ситуации
- 2. Удачно выбрать тему (тема разговора должна быть актуальной и интересной для собеседника, предмет обсуждения должен быть известен каждому из говорящих).
- 4. Коммуникативная – нередко собеседники не могут найти тему для разговора. Воспитанный человек всегда найдет приличную тему для беседы, сделает общение интересным и полезным.
- 4.2.2. Основные принципы этикета
- 4.2.3. Этикет в культуре общения
- 4.2.4. Речевые дистанции и табу
- 4.3. Невербальное общение План лекции:
- 4.3.1. Соотношение вербального и невербального речевого воздействия
- 4.3.2. Виды невербальных сигналов
- 4.3.3. Национальная специфика невербальной коммуникации
- 4.3.4. Имидж
- 4.3.5. Невербальные средства усиления коммуникативной позиции говорящего
- Фактор внешности
- Фактор взгляда
- Фактор физического поведения
- Фактор организации пространства общения
- 4.4. Техника речи План лекции:
- 4.4.1. Произносительный аппарат человека
- 4.4.2. Дикция
- 4.4.3. Вокальные характеристики речи