3.5.3. Чистота
Одно из главных качеств хорошей речи - чистота. Чистота речи определяется по двум принципам: с одной стороны, с точки зрения нравственности (отсутствие абсценой лексики, т.е. бранных, слов, мата), с другой стороны, с точки зрения норм русского литературного языка (отсутствие нелитературных элементов в речи, таких как диалектизмы, варваризмы, жаргонизмы, вульгаризмы, канцеляризмы, слова-паразиты).
Давайте рассмотрим подробнее каждую группу.
? Большинство людей используют слова-паразиты, слова-сорняки. Давайте вспомним, какие слова-паразиты мы используем в речи.
К сожалению, многие активно вставляют в свою речь «любимые словечки»: так сказать, значит, вот, собственно говоря, видите ли, понятно, да, так и др. Эти слова не несут никакой смысловой нагрузки, не обладают необходимой информативностью. Но они затрудняют восприятие нашей речи, отвлекают внимание от содержания высказывания. Кроме того, лишние слова психологически действуют на слушателей, многих они раздражают и выводят из себя. Почему же мы все-таки используем их, и как от них избавиться? Это и волнение во время говорение, и неумение мыслить публично, особенно на большой аудитории.
? Давайте подумаем, что можно сделать, чтобы избежать этого?
Чтобы избежать частого использования слов-паразитов: необходимо заранее готовиться к выступлению, тщательно продумывать свою речь, нелишним будет написать её, облечь в слова, чтобы не искать их в ходе разговора.
Очень часто, особенно в последние годы, мы стали использовать в своей речи варваризмы, т.е. иностранные слова, употребляемые без особой необходимости, имеющие русские эквиваленты. Например: Девушка конфиденциально призналась подругам, что переменила имя Катя на Кармен, потому что последнее импонирует ее внешности. Или в одной из екатеринбургских газет поместили следующее объявление: «Международная компания «Реемтсма» производитель известных брандов… объявляет конкурсный отбор мерчендайзеров. Обязанности: дистрибуция сигарет в розничной сети г. Екатеринбурга и области…»
? О чем данной объявление, чем занимается компания, каковы обязанности мерчендайзеров?
? Как иначе можно сформулировать объявление?
Засорение языка нередко связано с использованием так называемых речевых штампов: развернуть мероприятие по …, поставить вопрос, поднять на должную высоту, нацелить внимание, идя навстречу знаменательному…. Бойтесь их! Несмотря на то, что речевые штампы помогают выразить мысль, подобрать слова «не напрягаясь», они делают речь бедной и невыразительной. Скучно! Речевые ситуации разные, люди разные, а используемые ими языковые средства одни и те же, избитые. Как возникают речевые штампы? Прежде всего, они создаются за счет распространенных в нашей речи канцеляризмов, т.е. слов, словосочетаний официально-делового стиля, например: ввиду отсутствия, в деле повышения успеваемости. Любовь к канцелярскому языку приводит иногда к неуклюжести даже комичности: так, например, дворника мы называем мастером чистоты, пастуха – управляющим поголовьем, портного – мастером индивидуального пошива, сапожника – реставратором обуви. Источником речевых штампов бывает не только канцелярский стиль, но и образный, поэтический язык. Так произошло со словами битва, штурм, наступление, сражение, применяемые к любому трудовому процессу. Близки к речевым штампам так называемые слова-спутники: если критика, то обязательно резкая, размах – широкий, задачи – конкретные, поддержка – горячая и т.д.
По-особому нужно осмыслить, говоря о чистоте речи, употребление так называемых канцеляризмов, или канцеляритов, как назвал их, по типу слов бронхит, плеврит и под., К.И. Чуковский, считая употребление канцеляризмов опасной болезнью русского языка. Что такое канцеляризм? Это слово, словосочетание и даже целое высказывание, употребляемое в деловых ("канцелярских") документах как устойчивый штамп, шаблон. В деловых бумагах такие штампы необходимы, документы требуют устойчивой формы.
В штамп рискует превратиться любое слово, даже очень ценное, если его станут применять очень часто, механически. Это произошло, например, со словами яркий, ярко (яркий образ, ярко отражает, ярко показан, ярко выявлены черты); остановлюсь на вопросе, остановлюсь на недостатках, на успеваемости; продумать вопрос, поднять вопрос, поставить вопрос.
Слова, словосочетания повторяются из выступления в выступление, из газеты в газету, часть из них настолько утрачивают значение, что употребляются ошибочно. Например, часто смешивают обороты играть роль и иметь значение (говорят: играть значение).
Штампами, шаблонами люди говорят по инерции, совершенно не испытывая внешне выражаемых чувств. Такая "канцелярская", "бюрократическая" речь отлично приспособлена для сокрытия истины. Об этом очень верно говорил Лев Кассиль: "Такие тирады, как "в обстановке неслыханного подъема", "с огромным энтузиазмом" и др., часто механически и не в меру повторяемые, уже стираются в звучании, теряют свой смысл, становятся недопустимо ходовыми: для них уже у стенографисток имеются заготовленные знаки…". [Новый мир, 1958, № 4]
Безусловно, портят язык, мешают его выразительности широко употребляемые наряду с канцеляризмами "профессиональные" слова. "Вход осуществляется через калитку" – так называется сердитое письмо в "Литературную газету", в которой автор утверждает: "Примеров, когда техническая литература коверкает русский язык, можно привести сотни".
В свое время об этом с горечью писал Константин Паустовский. Он справедливо требовал "добиваться полного уничтожения тех нескольких скудных и паразитических языков, которые крепко въелись в жизнь, существуют рядом с подлинным русским языком и пытаются вытеснить его и заменить собой".
Почему же речевые штампы так часты в нашей речи? Речевые штампы помогают скрыть свое отношение к предмету речи, сменяя доверительный разговор общими фразами. Чаще всего употребление шаблонных выражений вызвано неподготовленностью, поверхностями знаний, или обусловлено низкой речевой культурой, недостаточным запасом слов, а иногда серостью и однообразностью мыслей.
Говоря о необходимости избегать употребления диалектных слов, уместно вспомнить слова А.М. Горького: "Писать надо не по-вятски, не по-балахонски, писать надо по-русски". Нарушает чистоту речи и употребление просторечных слов с явной грубой окраской, так называемые вульгаризмы: втрескаться, мурло, слимонить, слямзить.
Стоит обратить внимание на процветающее как в письменных, так и устных текстах сквернословие. Во второй половине 80-х годов пошла мода на мат. Мат зазвучал в кино и театре, украсил страницы книг. Даже появилась некая теоретическая база: так говорит народ, мат – часть нашей культуры, так что давайте отражать все как есть. Мат стали изучать, в 2000 году был издан толковый словарь русского мата в нескольких томах.
? Каково ваше отношение к мату? Обоснуйте свое мнение?
? Все, что кажется наш хорошим, любимым, ценным, чаще всего используется для достижения той или иной цели. В нашей жизни нет ненужных вещей, даже старые плюшевый старый мишка помогает нам получить удовольствие, настроиться на некий определенный лад, поддержать то ностальгическое настроение, которое охватывает нас. Для чего нужен мат?
? Да, мат часто помогает:
1. выразить некоторые эмоции, для которых трудно найти слова, или нет времени;
2. сделать нашу речь более краткой (так, например, целую фразу типа «Какая досада, что я упала на глазах у всех в огромную грязную лужу» может заменить одно слово);
3. привлечь внимание, шокировать людей, встать им в оппозицию; почувствовать себя частью некого коллектива, некой культуры.
Но поможет ли мат
1. привлечь внимание противоположного пола;
2. уговорить человека встать на вашу сторону и выполнить вашу просьбу, не затаив при этом на вас глубочайшей обиды;
3. поможет ли мат получить ту или иную информацию, например: узнать дорогу в незнакомом городе.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Русский язык и культура речи курс лекций Екатеринбург 2006
- Содержание
- 1. Язык как система
- 1.1. Язык как система знаков. Язык и речь План лекции:
- 1.1.1. Функции языка.
- 1.1.2. Язык как система знаков.
- 1.1.3. Язык и речь.
- 1.1.4. УстнАя и письменнАя речЬ
- 1.1.5. Стилевые разновидности устной речи.
- 1.1.6. Виды речи как деятельности.
- 1.1.7. Разновидности речи (диалогическая и монологическая)
- 1.1.8. Типы речи (описание, рассуждение, повествование)
- 1.2. Русский язык как государственный, национальный, международный План лекции:
- 1.2.1. Русский язык как государственный, национальный, международный
- 1.2.2. Взаимодействие языка и общества. Языковая политика государства.
- Последняя орфографическая реформа проводилась в 1959 году. Все словари, изданные после 1959 года считаются современными и нормативными.
- 1.3.1. Социальный диалект
- 1.3.2. Территориальные диалекты
- 1.3.3. Просторечия
- 1.3.4. Литературный язык
- 2. Функциональные стили
- Стилеообразующие факторы:
- 2.1.2. Официально-деловой стиль.
- 2.1.3. Научный стиль
- 2.1.4. Публицистический стиль
- 2.1.5. Разговорная речь
- 2.1.6. Художественный стиль
- 2.2. Научный стиль речи его разновидности План лекции:
- 2.2.1. История научного стиля
- 2.2.2. Языковые особенности
- 2.2.3. Лексика научного стиля
- 2.2.4. Морфология научного стиля
- 2.2.5. Синтаксис научного стиля
- 2.2.6. Разновидности научного стиля речи
- 2.2.7. Собственно научный стиль речи
- 2.2.8. Научно-информативный стиль речи
- Реферат
- Аннотация
- Конспектирование
- 2.2.9. Учебно-научная речь
- 2.3. Публицистический стиль речи
- 2.3.2. Функции стиля
- Требования культуры речи, вытекающие из функций.
- 2.3.3. История стиля
- 2.3.4. Социальные характеристики сфер применения публицистического стиля
- 2.3.5. Лингвистическая характеристика стиля
- 2.3.6. Лексические черты
- 2.3.7. Грамматические особенности стиля
- 2.4. Жанры публицистики
- 2.4.2. Газетные жанры
- Информационные жанры
- Аналитические жанры
- 2.4.3. Художественно-публицистические жанры
- 4. Журнальные жанры
- 2.4.5. Жанры телевизионных и радиопередач
- 2.4.6. Жанры политической литературы
- 2.5. Официально-деловой стиль речи
- 2.5.2. Формы деловой коммуникации
- 2.5.2.1. Деловой разговор
- 2.5.2.2. Деловая беседа
- 2.5.2.3. Деловая беседа по телефону
- Как сознательно владеть голосом, чтобы произвести хорошее впечатление и убедить собеседника?
- 2.5.2.4. Деловое совещание
- 2.5.2.5. Пресс-конференция
- 2.5.2.6. Деловая дискуссия
- 2.5.2.7. Публичная речь
- 2.5.3. Деловой этикет как составная часть культуры общения
- Деловая этика
- Речевой этикет
- Этикетная формула
- 2.6. История официально-делового стиля и жанры деловой речи План лекции:
- 2.6.1. Лингвистические и экстралингвистические особенности официально-делового стиля
- 2.6.2. История формирования официально-делового стиля
- 2.6.3. Официально-деловой стиль как язык документов
- 2.6.3.1. Язык деловой переписки
- 1. Предмет договора
- 1.1. Исполнитель берет на себя обязанности по снабжению заказчика центральным отоплением и водоснабжением.
- 1.2. Заказчик своевременно оплачивает предоставленные услуги;
- 2.6.4. Основные жанры письменной деловой речи: лингвистические и композиционные характеристики
- Договор № 7
- 2.6.4.1. Лексика языка деловых документов
- 2.6.4.2. Грамматика языка деловых документов
- 1. Начальнику технического отдела Волкову м.Ю. Организовать работу отдела в субботние дни в период с 10.01.96 г. По 10.02.96 г.
- 2. Гл. Бухгалтеру Славину о.Г. Подготовить предложение по оплате сверхурочных дней.
- 2.6.4.3. Синтаксис языка деловых документов
- 1. Предмет договора
- 2. Ответственность сторон
- Постановление
- 1. Считать утратившим силу распоряжение Главы администрации города от 25.06.92 г. № 381-р.
- 2. Создать финансово-экономический совет при Главе города.
- 3. Утвердить Положение о финансово-экономическом совете при Главе города.
- 2.6.5. Деловые письма
- 3. Культура речи. Нормы. Коммуникативные качества
- 3.1. Русский язык и культура речи План лекции:
- 3.1.1. Понятие культуры речи
- 3.1.2. Аспекты культуры речи
- 3.2. Нормативный аспект культуры речи План лекции:
- 3.2.1. Понятие нормы
- 3.2.2. Источники нормы
- 3.2.3. Норма – явление историческое
- 3.2.4. Стуктурно-языковые типы норм
- 3.3. Словари русского языка как источник информации по культуре речи
- 1. Толковый словарь
- Структурно-языковые типы нормы. Основные сведения План лекции:
- 3.4.1. Орфоэпическая норма
- Основные правила современного русского произношения:
- 2. Произношение согласных
- 3.4.2. Акцентологическая норма
- Основные правила ударений в русском языке:
- 3.4.3. Лексическая норма
- 3.4.4. Грамматическая норма
- 3.4.5. Орфографическая норма
- 3.4.6. Пунктуационная норма
- 3.5. Коммуникативные качества речи План лекции:
- 3.5.1. Точность
- 3.5.2. Логичность
- 3.5.3. Чистота
- 3.5.4. Доступность
- 3.5.5. Богатство и выразительность
- 3.5.6. Риторические тропы
- 3.5.7. Риторические фигуры
- 4. Общение как вид человеческой деятельности
- 4.1. Общение и его характеристики План лекции:
- 4.1.1. Понятие общения
- 1. Речевая деятельность (словесное общение). Это говорение, слушание, письмо и чтение. Общение - двусторонний процесс, который предполагает как культуру говорения, так и культуру слушания.
- 2. Невербальные средства общения: язык внешнего вида, мимика, жесты, позы. Язык внешнего вида дополняет нашу речевую деятельность.
- 4.1.2. Эффективность общения
- 1. Принцип равной безопасности (не причиняйте психологический ущерб при передаче информации – выпады, унижение, грубые слова, оскорбления и т.Д.)
- 2. Принцип децентрической направленности (не тратьте силы на защиту амбициозных, эгоцентрических интересов). Надо направить силы на поиск оптимального решения проблемы (интересы дела прежде всего).
- 2. Рефлексивное – активное вмешательство в речь собеседника, этим мы помогаем собеседнику выразить свои мысли и чувства, обеспечиваем себе правильное и точное понимание позиции собеседника.
- 1. Принять активную позу. Специалисты считают, что правильная посадка тела помогает нам создать умственную сосредоточенность и, наоборот, когда мы расслабляем тело, то же самое испытывает наш мозг.
- 4.1.3. Основные признаки речевой ситуации
- 2. Удачно выбрать тему (тема разговора должна быть актуальной и интересной для собеседника, предмет обсуждения должен быть известен каждому из говорящих).
- 4. Коммуникативная – нередко собеседники не могут найти тему для разговора. Воспитанный человек всегда найдет приличную тему для беседы, сделает общение интересным и полезным.
- 4.2.2. Основные принципы этикета
- 4.2.3. Этикет в культуре общения
- 4.2.4. Речевые дистанции и табу
- 4.3. Невербальное общение План лекции:
- 4.3.1. Соотношение вербального и невербального речевого воздействия
- 4.3.2. Виды невербальных сигналов
- 4.3.3. Национальная специфика невербальной коммуникации
- 4.3.4. Имидж
- 4.3.5. Невербальные средства усиления коммуникативной позиции говорящего
- Фактор внешности
- Фактор взгляда
- Фактор физического поведения
- Фактор организации пространства общения
- 4.4. Техника речи План лекции:
- 4.4.1. Произносительный аппарат человека
- 4.4.2. Дикция
- 4.4.3. Вокальные характеристики речи