logo
filologi_1_kurs / языкознание / Вандриес-конспект

19 Введение

ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЯЗЫКА

Когда говорят, что проблема происхождения языка не относится к языковедению, это всегда вызывает удивление. Языковеды изучают как устные, так и письменные языки. Они изучают их историю, пользуясь наиболее древними документами, имеющимися на этих языках.

Мысль о том, что путем сравнения существующих языков можно восстановить первичный язык — химера. Но даже и наиболее древние языки из известных нам, «языки-матери», не заключают в себе ничего относящегося к первичному периоду 20 развития языка. Ничего не дают нам в этом отношении также и языки диких народов. Дикарь—не первобытный человек, хотя часто так его неправильно называют. Иногда дикари говорят на языках настолько же сложных, как и самые сложные из наших языков.Иногда же их языки проще самых простых наших языков. И сложные и простые языки являются результатом развития,

исходная точка которого лежит вне пределов нашей досягаемости. Можно попытаться обратиться за разрешением этого вопроса к языку детей. Но и эта попытка будет тщетной. Детский язык нам укажет только, как усваивается уже организованный язык, но он нам не сможет дать никакого представления о том. чем мог быть

язык в начале своего развития. 21Язык возникал по мере того, как развивался человеческий мозг

и создавалось человеческое общество. Невозможно сказать, в какой форме человек начал говорить, но можно попытаться определить те условия, которые дали человеку возможность заговорить:эти условия в одно и то же время психологические и социальные. Самое общее определение, которое можно дать языку,—это назвать его системой знаков. Поэтому исследовать происхождение языка—это значит исследовать, какие знаки

естественно были в распоряжении человека и как он принужден был начать ими пользоваться. Под знаком в данном случае надо понимать всякий символ, способный служить для взаимного общения людей. Есть язык обоняния и язык осязания, язык зрительный и язык слуховой. У всех народов степени жест сопровождает слово, мимика лица одновременно с голосом передает чувства и мысли говорящего. Мимика—это зрительный язык.

Зрительный язык по всей вероятности так же древен, как и язык слуховой. 22Код морских сигналов например имеет целью дать зрительные эквиваленты словам и фразам существующих языков. Он нам не дает никакого материала относительно происхождения знаков как выразителей мыслей. язык жестов может иметь утилитарное происхождение . Язык глухонемых также скопирован с языка слухового. Посредством жеста мы передаем глухонемым приемы обычного языка; мы даем им возможность общаться между собой и читать то, что пишут люди нормальные. 24 Язык образовался в обществе. Он возник в тот день, когда люди испытали потребность общения между собой. Язык возникает от соприкосновения нескольких существ, владеющих органами чувств и пользующихся для своего общения средствами, которые им дает природа: жестом, если у них нет слова, взглядом, если жеста недостаточно. Потребность неизбежно заставила бы орган функционировать. Так должен был возникнуть язык. Язык—явление социальное, по существу он есть результат социальных связей. Язык как социальное явление мог возникнуть только тогда,когда мозг человека был уже достаточно развит, чтобы пользоваться языком. Два человеческих существа могли создать язык для своего пользования только потому, что они были уже готовы к этому. С языком дело обстоит так же, как и с другими человеческими изобретениями. 25 Психологически лингвистический акт состоит в том, чтобы придать знаку символическую значимость. Этот психологический процесс отличает язык человека от языка животного. Человеческий язык не менее естественен, чем язык животных, но человеческий язык принадлежит к более высокому порядку явлений в том смысле, что человек, придав знакам объективную значимость, может ее изменять до бесконечности благодаря ее условности. Различие между языком человека и языком животного лежит в оценке природы знака2. Для животных фраза не отличается от слова. Более того: само это слово, крик или сигнал, как его ни назвать, не имеет независимой объективной значимости. Поэтому слово это не имеет условного значения, а следовательно язык животного неспособен ни меняться, ни прогрессировать. Нет никаких признаков того, что крик животных был прежде не таким, каков он теперь. 27 Таким образом элементы крика или пения приобретали симво-

лическое значение, которое каждый индивидуум сохранял затем для личного употребления. И мало-помалу, благодаря возрастающей частоте социальных сношений, в конце концов установился в своем несравненном богатстве этот сложный аппарат,

служащий для выражения чувств и мыслей, всех чувств и всех мыслей.