VI. Приложение. Вариант дидактического теста рубежного контроля
№ | Условия задач | Краткие решения задач | ||||||||||||||||||||||||||
с, о к и, м п ь а р, т А В C А | Пусть R – множество букв современного русского алфавита, A – подмножество R, состоящее из букв, составляющих слово аксиома, B – подмножество R, состоящее из букв, составляющих слово скорость, C — подмножество R, состоящее из букв, составляющих слово паспорт. Задать способом перечисления следующие множества и найти количество их элементов: а) A B б) B C в) C \ A г) A B C | A B = а,к,с,и,о,м,р,т,ь m(AB) = 9 B C = с,о,р,т m(BC) = 4 C \ A = п,р,т m(C\B) = 3 A B C = с,о m(ABC) = 2 | ||||||||||||||||||||||||||
А В
| Исследуется текст из 80 предложений. В каждом из 80 предложений имеется либо местоимение «я», либо местоимение «ты», либо оба местоимения. Всего в тексте встретилось 50 местоимений «я», и 40 местоимений «ты». Сколько предложений содержат и местоимение «я» и местоимение «ты»? |
m(AB) = m(A)+m(B)–m(AB) = 50+40–80 = 10 | ||||||||||||||||||||||||||
№ 3 | Будем называть «словом» любую последовательность букв от пробела до пробела. а) Сколько двухбуквенных «слов» можно составить из 5 различных букв русского алфавита? б) Сколько трёхбуквенных «слов» можно составить, используя 6 кубиков с различными буквами (на всех гранях кубика буква одна и та же)? | а) Ã = 52 = 25 б) А = 6!/3!= 4 * 5 * 6 = 120 | ||||||||||||||||||||||||||
№ 4 | Перестановки букв некоторого слова называют его анаграммами. Сколько анаграмм у слова абракадабра? | а — 5 к — 1 б — 2 д — 1 р — 2 | = 11! / (5!*2!*2!) = 6*7*8*9*10*11 / (2*2)=83 160 | |||||||||||||||||||||||||
№ 5 | Из урны, в которой находятся 5 красных, 3 зелёных, 2 чёрных и 5 белых шаров, наудачу вынимается один. Какова вероятность того, что вынутый шар окажется а) красным? б) жёлтым? в) не синим? | а) P(«красный») = 5/15=1/3 б) P(«жёлтый») = 0/15 = 0 в) P(«не синий») = 15/15 = 1 | ||||||||||||||||||||||||||
№ 6 | 3 буквы разрезной азбуки К, Т, О собирают в произвольном порядке (полученную таким образом последовательность букв назовём «словом»). Какова вероятность того, что это «слово»: а) является словом «КОТ»? б) начинается с гласной буквы? в) начинается с согласной буквы? | а) P(«кот») = 1/3!=1/6 б) P(«начинается с Глас») = 1*2!/3!=2/6 = 1/3 в) P(«начинается с Согл») = 2*2!/3!=4/5 = 2/3 | ||||||||||||||||||||||||||
№ 7 | Для сдачи зачёта по математике студенту необходимо ответить на 2 вопроса из 15. Студент подготовил ответы на 12 вопросов. Какова вероятность успешной сдачи зачёта? | P(«сдал») = С / С = (12!/10!*2!) / (15!/13!*2!) = (12!*13!*2!) / (10!*2!*15!) = 11*12 / 14*15 = 22/35 | ||||||||||||||||||||||||||
№ 8 | Назовём игральной костью кубик из однородного материала с гранями, занумерованными цифрами от 1 до 6. Бросаются две игральные кости. Какова вероятность того, что а) сумма очков, выпавших на 2 костях, окажется равной 4? б) на обеих костях выпадут чётные числа очков? | 4 = 1+3 3+1 2+2 | а) P(«Σ = 4») = 3/36 = 1/12 б) P(«чётные») = 9/36 = 1/4 | |||||||||||||||||||||||||
№ 9 | Из мешочка, в котором находятся 7 кубиков с гласными буквами и 4 кубика с согласными (на всех гранях кубика буква одна и та же), один за другим извлекаются два кубика (кубики в мешочек не возвращаются). Какова вероятность того, что второй кубик: а) окажется с гласной буквой, если первый кубик был с гласной буквой? б) окажется с гласной буквой, если первый кубик был с согласн буквой? | а) P(«2-я Гл / 1-я Гл») = 6/10 = 3/5 б) P(«2-я Гл / 1-я Согл») = 7/10 | ||||||||||||||||||||||||||
Слова без повторений букв с повторениями букв 2-буквенные А = 5!/3! = 4*5 = 20 Ã = 52 = 25 4-буквенные А = 5!/1! = 2*3*4*5=120 Ã = 54 = 625 Итого слов 140 650 P (4-буквен.) = 120 / 140 = 6/7 = 625 / 650 = 25/26 | Алфавит племени Мумбу-Юмбу содержит 5 букв, «слова» (любая последовательность букв) могут состоять из 2 или 4 букв. Какова вероятность того, что взятое наугад слово из полного словаря племени будет четырёхбуквенным, если а) в любом слове каждая из 5 букв используется не более одного раза? б) в словах допускаются повторения каждой буквы любое возможное количество раз? |
| ||||||||||||||||||||||||||
1-ый 2-ой а) П1П2 0,7 * 0,9 = 0,63 Попал 0,7 0,9 б) Н1Н2 0,3 * 0,1 = 0,03 Не попал 0,3 0,1 в) П1Н2 + Н1П2 0,7 * 0,1 + 0,3 * 0,9 = 0,34 г)П1П2+П1Н2+Н1П2 0,7*0,9+0,7*0,1+0,3*0,9=0,97 | Двое стрелков по разу стреляют в мишень. Вероятность попадания при выстреле для первого стрелка равна 0.7, а для второго 0.9. Найти вероятность а) двух попаданий в) только одного попадания б) ни одного попадания г) хотя бы одного попадания |
| ||||||||||||||||||||||||||
С =36! / (30!* 6!) = 31*8*33*34*7 = 1 947 792; С =32! / (28!* 4!) = 29*10*31*4 = 35 960 а P («трефы») = С / С = 84 / 1 947 792 = 1 / 23 188 (≈0,000043) б P («один цвет») = 2*С / С = 2*18 564 / 1 947 792 = 13 / 682 в P («4 туза») = (С *С ) / С = 31*16 / 1 947 792=1/3 927 (≈0,00025) г P («точно 2 дамы») = (С *С ) / С = 6*35960/1947792 = 145/1 309 | Колода карт содержит 36 различных карт (9 карт пиковой масти, 9 трефовой, 9 бубновой и 9 червовой). Сдача карт одному игроку состоит из 6 карт, порядок которых не важен. Какова вероятность того, что: а) в сдаче все карты будут трефовой масти? б) в сдаче все карты будут одного цвета? в) в сдаче будет 4 туза? г) в сдаче будет точно 2 дамы? |
|
- I. Пояснительная записка
- 1.1. Цели и задачи дисциплины
- 1.2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины
- 1.3. Объем дисциплины и виды учебной работы
- II. Содержание дисциплины
- 2.1. Учебные модули и разделы дисциплины. Виды занятий
- Содержание учебных модулей и разделов дисциплины
- I модуль. Математика как общенаучный метод познания
- Роль математики в гуманитарных науках. Языкознание и математика. Количественные методы в языкознании. Система и структура.
- II модуль. Математические основы гуманитарных знаний
- Множества, элементы, структуры, отображения.
- Комбинаторика. Математика случайного. Субъективное, статистическое и классическое определения вероятности
- Статистический подход к исследованию языковых структур. Основы построения лингвостатистических моделей.
- 2.3. Практические и семинарские занятия
- Множества, элементы, структуры, отображения.
- Комбинаторика. Сочетания, размещения, перестановки.
- Математика случайного. Субъективное, статистическое и классическое определения вероятности. Условная вероятность.
- 2.4. Глоссарий
- 2.5. Задания для самостоятельной работы
- III. Формы контроля и требования к зачёту по дисциплине
- 3.1. Текущий и итоговый контроль усвоения знаний
- 3.2. Вопросы к зачёту
- IV. Учебно-методическое обеспечение дисциплины
- 4.1. Рекомендуемая литература
- 4.2. Средства обеспечения освоения дисциплины Материально-техническое обеспечение дисциплины
- Современные информационные технологии и мультимедийные продукты
- V. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины
- 5.1. Общие рекомендации
- 5.2. Указания по выполнению заданий самостоятельной работы Задание № 1. Конспектирование статей
- Справочные данные о местонахождении статей
- Задание № 2. Творческая работа
- Требования к содержанию и оформлению творческой работы
- Примерный перечень вопросов для анализа в сочинении/эссе на тему «я, языкознание и математика»
- 1. Методологические и философские проблемы математики
- 4. Квантитативная лингвистика
- 5. Основные области приложения структурно-вероятностных моделей языка и текста
- Задание № 3. Лабораторная работа «Статистический анализ текста»
- 5.3. Указания по выполнению стандартизованного дидактического теста рубежного контроля
- 5.4. Указания для студентов заочной формы обучения
- VI. Приложение. Вариант дидактического теста рубежного контроля