Тема 5 особенности произношения моего товарища (Самостоятельная работа)
1. Какой стиль произношения вы наблюдаете? Мотивируйте ответ.
2. Выделите фразы с логическим ударением, определите функцию логического ударения в речи товарища.
3. Проанализируйте характер гласных а, о в первом предударном слоге, в других безударных положениях. Определите степень редукции гласных (в том числе в заимствованных словах).
4. Определите характер редукции [э] во всех безударных положениях (в том числе в заимствованных словах).
5. Отметьте особенности произношения шипящих звуков, особенности произношения групп согласных, твердых и мягких, звонких и глухих согласных.
6. Перечислите нарушения норм современного произношения в речи Вашего товарища.
7. Объясните причины этих нарушений.
8. Составьте для Вашего товарища перечень рекомендаций для исправления речевых ошибок и практического овладения речевыми нормами.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:
Аванесов Р. И. Русское литературное произношение, особенно:
- § 5 «Источники отступлений от литературного произношения»;
- § 6 «Работа над исправлением ошибок».
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
Вариант 1.
Чтобы обнаружить особенности произношения Вашего товарища, Вам необходимо подобрать тексты, насыщенные словами со звуками, характер которых Вы будете анализировать. В тексте должна быть представлена разнообразная по произношению лексика.
Пользуясь справочниками, текст затранскрибируйте в полном соответствии с нормами литературного произношения (для последующей проверки произношения товарища), затем предложите текст для прочтения (в графической записи) товарищу.
Затранскрибируйте текст в соответствии с произношением товарища, в тексте подчеркните случаи нарушения норм. Сравните две транскрипции.
Работу оформить письменно и сдать для проверки преподавателю.
Вариант 2.
Для анализа Вам необходимо затранскрибировать речь товарища, произносимую им без предварительной орфоэпической подготовки. Вы в большей мере поможете своему товарищу, если он не будет знать, что Вы профессионально наблюдаете за особенностями его произношения. Наблюдения можно осуществлять во время его выступления на семинарских занятиях по различным изучаемым дисциплинам.
Помните, что Вам необходимо использовать фонетическую транскрипцию для записи устной речи товарища.
Все Ваши наблюдения должны быть подтверждены фактами затранскрибированной Вами речи своего товарища.
Работу оформить письменно и сдать для проверки преподавателю.
Примечание. Вашего товарища Вы непременно должны ознакомить с результатами своих наблюдений за его речью.
- Практические занятия лексикография, лексикология, фразеология
- Общее понятие о современном русском языке
- Тема 2 словарный состав русского языка
- Тема 3 основные понятия семасиологии
- Тема 4 лексическое значение слова
- Тема 5 однозначные и многозначные слова. Смысловая структура многозначного слова
- Тема 6 многозначность и омонимия
- Тема 7 системные (парадигматические) отношения в лексике
- Тема 8 лексические синонимы и антонимы
- Тема 9 системные (синтагматические) отношения в лексике
- Тема 10 динамические процессы в словарном составе
- Тема 11 лексика языка с точки зрения ее происхождения
- Тема 12 иноязычная лексика в современном русском языке
- Тема 13 фразеология русского языка
- Тема 14 структурно-семантическая характеристика фразеологизмов
- Лабораторные работы лексикография, лексикология, фразеология
- Типы и виды словарей
- Тема 2 характеристика словарей
- Тема 3 паронимы в отношении к нормам словоупотребления
- Тема 4 лексико-семантический анализ слова (в контексте)
- Тема 5 анализ фразеологических единиц языка
- Тема 6 общий лексический анализ текста
- Вопросы для подготовки к экзамену по лексикологии (1 курс)
- Практические задания
- Фонетика, фонология, орфоэпия, графика, орфография
- Тема 1 фонетический аспект характеристики звуков
- Тема 2 графический и орфографический анализ
- Фонетический анализ
- Графический анализ слова (фразы)
- Орфографический анализ текста
- Анализ орфограмм 1-го раздела («Написание значимых частей слова») Написание по фонемно-морфологическому принципу орфографии Орфограммы корней:
- Орфограммы в аффиксах:
- Написания по традиционному принципу орфографии:
- Анализ орфограмм 2-го раздела орфографии («Слитные, дефисные, раздельные написания»)
- Анализ орфограмм 3-го раздела орфографии
- Общие выводы
- Анализ орфограмм, изучаемых в школе
- Образец анализа орфограммы № 1
- Образец анализа орфограммы № 52
- Тема 3 фонологический аспект характеристики звуков
- Фонематический анализ
- Тема 4 орфоэпические нормы русского языка
- Орфоэпический анализ текста
- Тема 5 особенности произношения моего товарища (Самостоятельная работа)
- Тема 6 анализ школьных учебников по русскому языку (Разделы «Фонетика, графика, орфоэпия» в учебниках для 5-8 классов)
- Методические материалы по современному русскому языку
- Часть 1, 2
- 308015, Г. Белгород ул. Победы, 85