Тема 3 основные понятия семасиологии
Вопросы:
1. Как соотносится слово с другими единицами языка?
2. Как определяется термин «слово» в учебной и справочной литературе? Назвать признаки понятия «слово» как центральной единицы языка.
3. В каком соотношении находятся термины - слово, лексема, словоформа, лексико-семантический вариант, семема?
4. Из каких компонентов состоит общее значение слова? Какую роль в его формировании играют: лексическое значение, грамматическое значение, словообразовательное значение, стилистическая окраска и прагматический компонент, а также социальные, ментальные и историко-культурные наслоения к значению слова?
5. Как определяется понятие «Лексическое значение» в различных учебниках и справочниках? Приведите такие определения и проанализируйте их.
6. Какое понимание лексического значения представлено в лекции?
7. Виды мотивировок значения слова.
8. Учение А. А. Потебни о «внутренней форме» слова, о «ближайшем» и «дальнейшем» его значениях.
Задания:
1. Сделать тезисный конспект текста 6 (Е. М. Верещагин, В. Г. Костомаров. Лингвострановедческая теория слова) по хрестоматии (в списке литературы см. № 7).
2. Данные ниже слова разделить на 3 группы:
а) слова с ясной «внутренней формой»;
б) слова, в которых «внутренняя форма» только частично соответствует своему мотивировочному признаку;
в) слова с утраченной «внутренней формой» и потому с немотивированным значением: вечерник (студент), кольцо, белье, салазки, электричка, чернила, освобождение, гражданин, противень, напильник, упорядочить, обморок, храбрость, перочинный (нож), мелькать, синить, палка, палисадник, полдник, честность, понимать, домашний, ручной.
3. Найти общее и различное в компонентном составе значений следующих слов: красный - краснеть - краснота, красненький; водить - вождение - водитель - вожак - вождь; долг - должник - должок - одолжить; бежать - бегун - беглец - бег - бегство - беготня.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Основная литература:
1. Фомина М. И. Современный русский язык. Лексикология. - М., 1978.
2. Шмелев Д. Н. Современный русский язык. Лексика. - М., 1977.
3. Кузнецова Э. В. Лексикология русского языка. - М., 1989.
4. Васильев Л. М. Современная лингвистическая семантика. - М., 1990.
5. Маслов Ю. С. Введение в языкознание (любое издание). Раздел «Мотивировка как возможный компонент содержания слова».
6. Потебня А. А. Мысль и язык. Раздел «Язык чувств и язык мысли» и «Из записок по русской грамматике» раздел «Представление и значение»: Хрестоматия по истории русского языкознания. - М., 1973. – С. 210 - 212 и 214 - 218.
7. Современный русский язык: Лексикология. Лексикография: Хрестоматия и учебные задания. - СПб., 1996.
8. Энциклопедические и терминологические словари по языкознанию (для справок).
Дополнительная:
1. Шмелев Д. Н. Очерки по семасиологии русского языка. - М., 1964.
2. Плотников Б. А. Основы семасиологии. - Минск, 1984.
3. Кузненцова Э. В. Русская лексика как система. - Свердловск, 1980.
4. Кобозева И. М. Лингвистическая семантика. - М., 2000.
- Практические занятия лексикография, лексикология, фразеология
- Общее понятие о современном русском языке
- Тема 2 словарный состав русского языка
- Тема 3 основные понятия семасиологии
- Тема 4 лексическое значение слова
- Тема 5 однозначные и многозначные слова. Смысловая структура многозначного слова
- Тема 6 многозначность и омонимия
- Тема 7 системные (парадигматические) отношения в лексике
- Тема 8 лексические синонимы и антонимы
- Тема 9 системные (синтагматические) отношения в лексике
- Тема 10 динамические процессы в словарном составе
- Тема 11 лексика языка с точки зрения ее происхождения
- Тема 12 иноязычная лексика в современном русском языке
- Тема 13 фразеология русского языка
- Тема 14 структурно-семантическая характеристика фразеологизмов
- Лабораторные работы лексикография, лексикология, фразеология
- Типы и виды словарей
- Тема 2 характеристика словарей
- Тема 3 паронимы в отношении к нормам словоупотребления
- Тема 4 лексико-семантический анализ слова (в контексте)
- Тема 5 анализ фразеологических единиц языка
- Тема 6 общий лексический анализ текста
- Вопросы для подготовки к экзамену по лексикологии (1 курс)
- Практические задания
- Фонетика, фонология, орфоэпия, графика, орфография
- Тема 1 фонетический аспект характеристики звуков
- Тема 2 графический и орфографический анализ
- Фонетический анализ
- Графический анализ слова (фразы)
- Орфографический анализ текста
- Анализ орфограмм 1-го раздела («Написание значимых частей слова») Написание по фонемно-морфологическому принципу орфографии Орфограммы корней:
- Орфограммы в аффиксах:
- Написания по традиционному принципу орфографии:
- Анализ орфограмм 2-го раздела орфографии («Слитные, дефисные, раздельные написания»)
- Анализ орфограмм 3-го раздела орфографии
- Общие выводы
- Анализ орфограмм, изучаемых в школе
- Образец анализа орфограммы № 1
- Образец анализа орфограммы № 52
- Тема 3 фонологический аспект характеристики звуков
- Фонематический анализ
- Тема 4 орфоэпические нормы русского языка
- Орфоэпический анализ текста
- Тема 5 особенности произношения моего товарища (Самостоятельная работа)
- Тема 6 анализ школьных учебников по русскому языку (Разделы «Фонетика, графика, орфоэпия» в учебниках для 5-8 классов)
- Методические материалы по современному русскому языку
- Часть 1, 2
- 308015, Г. Белгород ул. Победы, 85