logo search
Введение в языкознание (2006 г

5.1. От коммуникативного намерения к высказыванию

Можно различать три фазы порождения высказывания: 1) положение дел, которое предшествует высказыванию; 2) производимый говорящим речевой акт; 3) практическое действие, к которому говорящий побудил адресата, или изменение, которое произошло в информационном состоянии адресата. В деятельности говорящего особую роль играют формирование и реализация речевой, или авторской, интенции, включая внутреннее программирование, лексическое развёртывание, грамматическое конструирование высказывания, его моторную реализацию. Интенция говорящего понимается как установка на передачу по каналу связи определённого сообщения, закодированного в физическом речевом сигнале посредством языковых знаков.

В своём речевом акте говорящий сообщает, во-первых, о том положении дел, которое в момент речи имеет место или которое, по его мнению, должно иметь место; во-вторых, об ожидаемых от адресата практических действиях или его психических реакциях.

Первый момент можно назвать темой (или поводом) речевого акта, и он раскрывается в пропозициональной структуре высказывания в единстве акта референции и акта предикации. Так, говорящий, может сделать темами речевых актов ситуации, описываемые в следующих высказываниях: Наташа спит; Максим ремонтирует машину; Антон дарит Наташе цветы. Имена Наташа, Максим, Антон, машина, цветы относят высказывания к предметам — референтам этих имён. Выражения спит, ремонтирует, дарит предицируют соответствующим референтам их признаки (свойство спит, отношения ремонтирует, дарит).

Второй момент характеризуется через выражаемые иллокуции / интенции (см. раздел 2.5). Все три приведённых примера иллюстрируют иллокуцию репрезентатива (говорящий информирует о положении дел). А вот в высказывании Спит ли Наташа? / Наташа спит? говорящий задаёт вопрос, т.е. стремится получить информацию о положении дел и побуждает к ответу своего адресата (интеррогативный речевой акт). Высказыванием Наташа, спи! говорящий совершает директивный акт.

Адресат в нормальных условиях речевой коммуникации в состоянии понять, о чём ведёт речь говорящий и чего он хочет от слушающего, с какой целью это говорится. Пропозициональным планом высказывания занимается семантика, а его интенциональным (иллокутивным) планом ведает прагматика.

Предлагаемая в этом учебника функциональная модель языка (раздел 4.7) опирается на идею о том, что при порождении высказывания говорящий сперва имеет дело с осознанием некой предметной, денотативной ситуации (положения дел), с её ментальным (когнитивным) представлением, анализом и оценкой, т.е. с её осмыслением в сигнификативном аспекте, с выбором желательного направления развития событий и решением осуществить данный речевой акт как коммуникативно-прагматическое событие. В этом случае задействован семантический компонент языковой системы. Он обрабатывает знания об описываемой ситуации и о мире дискурса в целом, куда эта ситуация входит.

Выбрав речевой способ взаимодействия с партнёром по коммуникации, говорящий строит речевой акт с соответствующей иллокутивной силой, принимая во внимание психические и социальные характеристики своего адресата, уровень отношений с ним, время, место и различные сопутствующие обстоятельства. Теперь задействован прагматический компонент языковой системы. Этот компонент обрабатывает информацию личностного, эгоцентрического характера о субъективном отношении говорящего: а) к поводу высказывания и тем самым к описываемой денотативной ситуации, б) к своему партнёру по коммуникации и к ситуации общения в целом, к регулирующим общение социальным и этнокультурным нормам, в) к своему положению в данном коммуникативном событии, к своим собственным намерениям, г) к своему высказыванию, его тональности, стилю, уместности в данном акте общения.

Семантический и прагматический компоненты тесно связаны друг с другом. В некоторых компьютерных программах, которые создаются специалистами по искусственному интеллекту, между семантикой и прагматикой не проводится границ, а прагматика поглощается семантикой в её максимально широком понимании.