logo search
yazykoznanie_ekzamen_1

Отношения между единицами языковой системы сводятся к 3 типам:

Парадигматические

Синтагматические

Иерархические

Парадигматические: Отношения сходства и различия, на основании которых единицы объединяются в парадигму.Парадигма – совокупность единиц языка, совокупность системно связанных вариантов одной и той же единицы.Уровень фонетики:

Парадигмами можно считать совокупность вариантов одних и тех же фонем. <a>=[a] [л] [ъ]Совокупности гласных фонем, согласных фонем – парадигма гласных/согласных.Общая парадигма: гласныеЧастная: переднего ряда; долгие и краткие.Уровень лексики: Совокупность значений многозначного слова. Синонимический ряд. Антонимическая пара. Тематическая группа.Уровень морфологии:Падежная парадигма: дом – дома – дому и т.д. Парадигма числа лица. Временная парадигма.Уровень синтаксиса:Парадигма простого/сложного предложения. Парадигма подлежащего.Синтагматические отношения:Это отношения взаимодействия. Члены парадигмы функционирования в речи вступают в синтагматические отношения. Они организуются в речевую последовательность по законам языковой структуры в соответствии со своими сочетаниями, возможностями.Синтагматика языка понимается как совокупность сочетающихся возможностей языковых единиц и их реализацией в процессе речи.Валентность единиц языка – способность вступать в сочетания с другими единицами, или ее синтагматические потенциальные свойства.Дистрибуция – конкретная реализация этих свойств и возможностей.Синтагматика в языке – потенция (возможность), а в речи – реализация этой возможности.Отношения структурно более простых единиц с более сложными (между словами и предложениями):Парадигматические и синтагматические отношения объединяют единицы одинаковой степени сложности, а иерархические отношения наоборот.В связи с этим в пределах каждого яруса языка возможны только парадигматические и синтагматические отношения, а между единицами разных ярусов – иерархические отношения.Роль данных отношений часто преувеличивается. Так, структуралисты считают их основным фактором языка. Такое преувеличение роли отношений приводит к отрыву языка от внеязыковой действительности. Следует учитывать, что только объекты действительности и языковой системы формируют отношения. Они (объекты) постоянны и более важны, нежели отношения между ними.Языковая система занимает особое место среди прочих систем, окружающих человека. Солнцев классифицирует все системы по происхождению:Деятельность человека создает еще 3 типа систем:

Идеальные

Искусственные

семиотические (вторичные).Идеальные – системы, элементы которых суть идеальные объекты, понятия или идеи.Например, система идей художественного произведения; система понятий какой-либо науки.Искусственные – технические. Механизма, аппараты, машины.

Вторичные – языки и др. системы знаков, созданные для закрепления в выражения семантической информации и как средство общения людей.

Источником всех систем, кроме первичной, является психическая деятельность человека, мышление. Сам же человек есть первичная, естественная и способная к мышлению система.