Отношения между единицами языковой системы сводятся к 3 типам:
Парадигматические
Синтагматические
Иерархические
Парадигматические: Отношения сходства и различия, на основании которых единицы объединяются в парадигму.Парадигма – совокупность единиц языка, совокупность системно связанных вариантов одной и той же единицы.Уровень фонетики:
Парадигмами можно считать совокупность вариантов одних и тех же фонем. <a>=[a] [л] [ъ]Совокупности гласных фонем, согласных фонем – парадигма гласных/согласных.Общая парадигма: гласныеЧастная: переднего ряда; долгие и краткие.Уровень лексики: Совокупность значений многозначного слова. Синонимический ряд. Антонимическая пара. Тематическая группа.Уровень морфологии:Падежная парадигма: дом – дома – дому и т.д. Парадигма числа лица. Временная парадигма.Уровень синтаксиса:Парадигма простого/сложного предложения. Парадигма подлежащего.Синтагматические отношения:Это отношения взаимодействия. Члены парадигмы функционирования в речи вступают в синтагматические отношения. Они организуются в речевую последовательность по законам языковой структуры в соответствии со своими сочетаниями, возможностями.Синтагматика языка понимается как совокупность сочетающихся возможностей языковых единиц и их реализацией в процессе речи.Валентность единиц языка – способность вступать в сочетания с другими единицами, или ее синтагматические потенциальные свойства.Дистрибуция – конкретная реализация этих свойств и возможностей.Синтагматика в языке – потенция (возможность), а в речи – реализация этой возможности.Отношения структурно более простых единиц с более сложными (между словами и предложениями):Парадигматические и синтагматические отношения объединяют единицы одинаковой степени сложности, а иерархические отношения наоборот.В связи с этим в пределах каждого яруса языка возможны только парадигматические и синтагматические отношения, а между единицами разных ярусов – иерархические отношения.Роль данных отношений часто преувеличивается. Так, структуралисты считают их основным фактором языка. Такое преувеличение роли отношений приводит к отрыву языка от внеязыковой действительности. Следует учитывать, что только объекты действительности и языковой системы формируют отношения. Они (объекты) постоянны и более важны, нежели отношения между ними.Языковая система занимает особое место среди прочих систем, окружающих человека. Солнцев классифицирует все системы по происхождению:Деятельность человека создает еще 3 типа систем:
Идеальные
Искусственные
семиотические (вторичные).Идеальные – системы, элементы которых суть идеальные объекты, понятия или идеи.Например, система идей художественного произведения; система понятий какой-либо науки.Искусственные – технические. Механизма, аппараты, машины.
Вторичные – языки и др. системы знаков, созданные для закрепления в выражения семантической информации и как средство общения людей.
Источником всех систем, кроме первичной, является психическая деятельность человека, мышление. Сам же человек есть первичная, естественная и способная к мышлению система.
- 3. Типы грамматических значений.
- Первый критерий: значение
- Второй критерий: форма
- Третий критерий: функция
- Подходы к выделению частей речи
- Отношения между единицами языковой системы сводятся к 3 типам:
- 9. Развитие языка.
- 10. Происхождение языка.
- 4.2. Теория естественного происхождения языка
- 11. Функции языка.
- 12. Язык и мышление.
- 13. Взаимодействие языков.
- 16. Морфологическая классификация языков.
- 17. Методы лингвистического анализа.
- 18. Происхождение письма. Основные алфавиты мира.
- 19. Принципы орфографии. Задачи, типы, транскрипции.
- 20. Принципы классификации языков.
- 21. Синтетические и аналитические языки.
- 22. Литературный язык и диалекты.
- 23. Морфема.
- 24. Основные типы словарей.
- 25. Социальный анализ лексики.
- 26. Социальный анализ лексики
- 29. Заимствования.
- 30. Пути обогащения словарного запаса языка.
- 31. Табу и эвфемизмы.
- 32. Архаизмы и неологизмы.
- 34. Синонимия.
- 36. Полисемия.
- 37. Омонимия.
- 38. Проблема слова.
- 39. Фонетическое членение речи.
- 40. Фонетические процессы.
- 41. Учения о фонеме.
- 45.Проблемы современного языкознания
- 46.Когниивная лингвистика.Понятие концепт