logo search
методические материалы по современному русскому

Тема 5 однозначные и многозначные слова. Смысловая структура многозначного слова

Вопросы:

1. Понятие однозначности и многозначности слова в их отноше­нии к уровню языка (словаря) и речи (текста).

2. Противоположные взгляды на явление многозначности (сравн. концепцию А. А. Потебни и других ученых, например, Р. А. Будагова или авторов учебников).

3. Почему следует говорить не о сумме, а о системе значений многозначного слова?

4. Как представлено понятие смысловой структуры слова в теории В. В. Виноградова?

5. Понятие смысловой структуры слова на уровне семемы.

6. Понятие смысловой структуры слова на уровне лексемы.

7. Модели полисемии.

1.

Задания:

1. Используя данные этимологического и толкового словарей (MAC), определить, в каких словах расширился, а в каких, наоборот, сузился объем значения. Сгруппировать по этому признаку слова, в скобках привести объяснения.

Мешок полк, структура, морж, бригада, челнок, хоронить, квас, дворник крутой.

2. Графически изобразить смысловую структуру (т.е. составить модель полисемии) данных слов, расширивших объем и состав своих значений по сравнению с данными MAC.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Основная литература:

1. Виноградов В. В. Русский язык (Грамматическое учение о сло­ве). - М; Л., 1972. (или иное издание). Введение, § 3 «Смысловая струк­тура слова».

2. Фомина М. И. Современный русский язык. Лексикология. - М., 1990.

3. Шмелев Д. Н. Современный русский язык. Лексика. - М, 1977.

4. Плотников Б. Н. Основы семасиологии. - Минск, 1984.

5. Будагов Р. А. Закон многозначности слова // «Русская речь», 1972, № 3.

Дополнительная:

1. Ермакова О. П. Лексическое значение производных слов в русском языке. - М., 1984.

2. Кузнецова Э. В. Лексикология русского языка. - М., 1982.

3. Шипицына Г. М. О структуре значения слова и отношениях между образующими ее компонентами // НДВШ. Филологические науки, 1993, №3.

2.

Научиться анализировать многозначные слова по следующему плану:

АНАЛИЗ МНОГОЗНАЧНЫХ СЛОВ

с синхронной точки зрения:

1. Найти в тексте многозначное слово, указать количество его семантических вариантов (семем, значений).

2. Аргументированно определить основное значение слова (такое значение номинативное, свободное; выявляется вне контекста через па­радигму лексем; активно в сознании носителей языка; является семан­тической базой для других значений слова; в словаре толкуется, развер­нуто; является основным средством номинации реалии, явления или понятия в ряду синонимичных наименований).

3. Определить другие значения лексемы (по толковым словарям).

4. Решить вопрос о смысловом стержне (семантической общности) всех семем многозначной лексемы.

5. Отметить грамматические (морфологические и синтаксические) и дистрибутивные различия у семем этого слова.

6. Охарактеризовать все значения лексемы с точки зрения типов лексических значений.

с диахронной точки зрения:

1. Определить первичное по происхождению значение слова (с помощью этимологических и исторических толковых словарей или словарей иноязычных слов).

2. Раскрыть отношения семантической деривации между всеми значениями многозначного слова:

- составить ряды (пары) мотивирующее - мотивированное;

- определить все производные семемы у анализируемой лексемы;

- желательно указать семантическую наследственность («внутрен­нюю форму») у производного значения, полученную от производящего значения;

- отметить факты изменения типа лексического значения у различ­ных семем многозначного слова в процессе исторического развития его смысловой структуры.

Примечание. Рекомендуются словари: толковые, академические, этимологические, словарь В. И. Даля, словари иностранных слов.