logo search
Введение в языкознание (2006 г

8.2. Отношение морфологии к лексикологии и синтаксису

Слово и морфема — основные единицы (верхняя и нижняя) морфологического уровня языковой структуры. Их описанием занимается морфология как один из разделов грамматики.

К её компетенции (в принципе совместно с лексикологией) могло бы быть отнесено изучение слов и морфем в таких аспектах, как:

1) их свойства, позволяющие осуществлять сегментацию речи на слова и морфемы и инвентаризацию этих единиц в лексиконе и морфемиконе;

2) особенности строения слов и морфем как знаков со своими означаемыми и означающими;

3) системная организация как лексикона, так и морфемикона;

4) дифференциальные признаки, определяющие место слов и морфем в соответствующих системах и обеспечивающие их различение и отождествление (идентификацию);

5) характер варьирования слов и морфем в речи и дистрибутивные отношения между вариантами одного слова (аллолексами) и, соответственно, между вариантами одной морфемы (алломорфами);

6) фонемная и просодическая структура экспонентов как слов (и лексов), так и морфем.(и морфов).

Однако рядом с морфологией (одной из древнейших лингвистических дисциплин, хотя созданный И.В. Гёте термин морфология из естествознания был перенесён в грамматику только в 19 в.) выстраивается относительно новая дисциплина — лексикология, которая претендует, в первую очередь, на исследование слов, причём не слов в целом, а слов как единиц лексикона (словаря), только в аспекте их лексических значений, в отвлечении от фонологического и морфологического аспектов. О проблемах лексикологии шла речь в главе 6. Здесь же нас интересует вопрос о различении лексикологии и морфологии.

В противоположность морфологии в центре внимания семасиологии (или лексической семантики) как главного раздела лексикологии оказываются такие вопросы, как: природа лексического значения; разграничение слов по типам лексических значений; структура лексико-семантических систем различного вида (синонимы и антонимы, тематические и семантические поля); расщепление значения слова на “смысловые атомы” (семы); природа многозначности слов и взаимосвязи между исходными и производными лексическими значениями; отграничение полисемии от омонимии; поиск мотивов образования (внутренней формы) номинативных единиц и т.д.

Лексикология занимается также проблемами стратификации слов с точки зрения их принадлежности к разным временным пластам, общему фонду или территориально маркированных, социальным и профессиональным группам, сферам употребления, стилистической принадлежности и т.п. В сферу лексикологии, далее, оказывается втянутой этимология, ищущая исторически начальное значение данного слова. К лексикологии примыкает или же в неё включается фразеология как учение об устойчивых сочетаниях слов и их различных типах. В состав учебных курсов лексикологии в вузах нашей страны (на факультетах лингвистического профиля) часто включается теория словообразования. Тесно контактирует с лексикологией исторически возникшая раньше грамматики лексикография, которая разрабатывает принципы описания слов в словарях.

Тем самым на долю морфологии в том, что касается слов, остаются сегодня такие проблемы, как:

а) грамматические значения и грамматические категории слов,

б) системы формальных показателей грамматических значений и формообразовательных парадигм,

в) принципы грамматической классификации слов на части речи,

г) способы организации морфемных, формообразовательных и (в значительной мере, пока по унаследованной традиции, словообразовательных) структур слов.

Что касается морфем, то их исследование целиком входит в компетенцию морфологии.

Морфологию обычно противопоставляют внутри грамматики, имеющей дело с закрытыми системами элементов, синтаксису. В последнем исследуются правила образования связной речи. В то время как морфология сосредоточивает своё внимание на слове и его морфологической структуре, работая с морфемой как простейшей значимой единицей и словом как единицей более сложной, чем морфема, на долю синтаксиса приходится исследование всех более сложных, чем слово, образований, т.е. надсловных единиц.

Но границы между морфологией и синтаксисом на основе этого критерия нелегко провести.

С одной стороны, есть словоформы (например, падежные), в образовании которых использованы морфологические способы, но которые выполняют синтаксические функции (связи между словами).

С другой стороны, есть словоформы (их обычно называют сложными или аналитическими), которые образуются с использованием синтаксических средств (сочетание слов), но имеют морфологическое назначение и входят в состав морфологических формообразовательных парадигм слов (ср.: буду писать — пишу, (он) стал бы — станет, более интересный — интересный, (tu) as finit — (tu) finis, (ich) werde schreiben — (ich) schreibe, (I) shall work — (I) work, un docteur — le docteur — docteur, a language — the language — language, ein Student — der Student — Student).