9. Фонологические позиции. Сильные и слабые фонемы.
Фонология - раздел языкознания, изучающий звуковые единицы языка - фонемы. Фонемы - это неделимые далее звуковые единицы языка, которые служат для построения словоформ и для различения их звуковых видов. Так, в словоформе мак можно выделить три звуковые единицы языка м/а/к, каждая из которых выполняет различительную функцию в языке. Это значит, что любая звуковая единица языка в данной словоформе может противопоставляться звуковым единицам языка в других словоформах. Звуковые виды данных словоформ будут отличаться друг от друга только тем, что в одной из них находится одна звуковая единица языка, а в другой - другая, ей противопоставленная. Таковы, например, следующие ряды словоформ, каждая из которых отличается от любой другой только одной звуковой единицей языка - фонемой: |м|ак - |р|ак - |т|ак - |б|ак - |в|АК (аббрев.); м|а|к - м|о|к (от мокнуть) - м|у|к (от мука).
В зависимости от того, в какой позиции в словоформе (или на стыке словоформ) находятся фонемы, они в разной степени дифференцируют звуковые виды словоформ. С точки зрения степени этой дифференциации выделяются две позиции: позиция максимальной дифференциации и позиция минимальной дифференциации.
Позиция максимальной дифференциации - это такая позиция, в которой различается (противопоставляется друг другу) наибольшее количество фонем и соответственно в наибольшей степени дифференцируются звуковые виды словоформ. В этой позиции никогда не происходит такого совпадения фонем, которое приводит к неразличению словоформ. Так, для гласных фонем позиция под ударением является позицией максимальной дифференциации. В этой позиции выступают все гласные фонемы: |а|д, |о|да, |у|мный, |и|глы, |е|то. Для согласных фонем позицией максимальной дифференциации является позиция перед гласными. В этой позиции выступают все согласные фонемы: |т|ак, |д|ал, |т'|ик, |д'|ик, |с|ок, |з|ол, |с'о|л, (от село).
Позиция минимальной дифференциации - это такая позиция, в которой противопоставляется меньшее количество фонем по сравнению с позицией максимальной дифференциации и соответственно в меньшей степени различаются звуковые виды словоформ. В этой позиции происходит такое совпадение фонем (различающихся в позиции максимальной дифференциации), которое приводит к неразличению словоформ и даже к нарушению смыслоразличения. Так, в словоформах ко|з|а и ко|с|а фонемы |з|, |с| противопоставляются друг другу, а в звуковом виде |кос| противопоставление отсутствует и на месте |з|, |с| представлена одна фонема |с|.
В зависимости от степени дифференциации звуковых видов словоформ выделяются две основные звуковые единицы языка - сильная фонема и слабая фонема, функция которых как различителей звуковых видов словоформ проявляется в разной степени и в разных позициях.
Сильная фонема - это звуковая единица языка, находящаяся в позициях максимальной и минимальной дифференциации и в этих позициях не совпадающая ни с одной другой звуковой единицей языка. Например, сильными фонемами являются |м'|, |п'|, находящиеся в позиции максимальной дифференциации (перед гласными: |м'|ир - |п'|ир, |м'|ил - |п'|ил), и |р|, |х|, находящиеся в позиции минимальной дифференциации, но не совпадающие ни с одной другой звуковой единицей в этой позиции (на конце слова: |мор| - |мох|, |пар| - |пах|, |сор| - |сох|).
Все сильные гласные фонемы - |а|, |о|, |у|, |и|, |е| - выступают в позиции максимальной дифференциации - под ударением, а сильные фонемы |и|, |у| - также в позиции минимальной дифференциации - в безударном положении.
Слабая фонема - это звуковая единица языка, находящаяся в позиции минимальной дифференциации и совпадающая по своему качеству с другими звуковыми единицами в том же положении. Так, в словоформах рот (рта) и род (рода) в позиции конца слова (это позиция минимальной дифференциации для согласных) представлена одна звуковая единица языка |т|, являющаяся слабой фонемой.
Слабые гласные фонемы выступают в безударном положении. Слабые согласные фонемы выступают в позиции конца слова и в позиции перед согласными.
- 1. Фонетическое членение речи.
- 2. Звуки. Артикуляционный аспект звуков речи.
- 3. Артикуляционная характеристика звуков.
- 4. Гласные звуки. Классификация гласных звуков.
- 5. Согласные звуки. Классификация согласных звуков.
- 6. Акустический аспект звуков речи. Качественные характеристики звуков.
- 7. Функциональный аспект звуков речи (фонология). Понятие о фонеме.
- 8. Система фонем в современном русском языке.
- 9. Фонологические позиции. Сильные и слабые фонемы.
- 10. Позиционные чередования гласных фонем. Количественная и качественная редукция гласных фонем.
- 11. Позиционные чередования согласных фонем. Ассимиляция и диссимиляция по глухости/звонкости и по твердости/мягкости.
- 12. Исторические чередования фонем.
- 13. Падение редуцированных гласных фонем и последствия этого явления.
- 14. Чередования, связанные с историей носовых звуков в древнерусском языке.
- 15. Палатализация заднеязычных.
- 17. Фонетическая транскрипция. Фонематическая транскрипция
- 18. Слог. Слогораздел. Типы слогов.
- 19. Фонетическое слово. Ударение
- 20. Речевой такт. Интонация
- 21. Ударение. Интонационные конструкции
- 21. Фраза. Интонация
- 22. Понятие об орфоэпии
- 23. Основные правила русского литературного произношения.
- 24. Произношение гласных под ударением. Произношение безударных гласных.
- 25. Произношение отдельных согласных звуков.
- 26. Произношение групп согласных.
- 27. Произношение некоторых грамматических форм.
- 28. Произношение некоторых аббревиатур. Особенности произношения иноязычных слов.
- 29. Трудные случаи усвоения ударения в русском языке.
- 30. Развитие русского литературного произношения.
- 31. Грамматическое кодирование
- 32. Семантическое кодирование. Двухаргументные (временные признаки): причинность.
- 33. Семантическое кодирование. Двухаргументные (временные признаки): следствие, результат, цель.
- 34. Семантическое кодирование. Двухаргументные (временные признаки): превращение, изменение
- 35. Семантическое кодирование. Двухаргументные (временные признаки): взаимодействие, группировка, общность, объединение
- 36. Семантическое кодирование. Двухаргументные (временные признаки): разделение, влияние, условие, вхождение.
- 37. Семантическое кодирование. Двухаргументные (временные признаки): соответствие, управление, подчинение, зависимость.
- 38. Семантическое кодирование. Одноаргументные (постоянные признаки):свойство, необходимость, возможность, вероятность, есть, нет.
- 39. Семантическое кодирование. Одноаргументные (постоянные признаки): истинность, ложность.
- Семантический код. Его цели. Предназначение. Принцип построения. Возможности.
- Предназначение семантического кода. Термин «смысл».
- Предназначение семантического кода. Текст. Информация. Гипертекст в освоении информации.
- 43. Грамматический и семантический анализ при семантическом кодировании.
- 44. Русский семантический словарь сочетаемости и ассоциативный словарь при семантическом кодировании.
- Предназначение семантического кода. Системный изоморфизм.
- Предназначение семантического кода. Принцип необходимого и достаточного.
- Предназначение семантического кода. Связность классов и подклассов
- 48. Предназначение семантического кода. Принцип иерархичности/ неиерархичности.
- 49. Предназначение семантического кода. Системная метафоричность.
- 50. Ситуативный (ситуационный) семантический код.
- 51. Семантическое кодирование. Выравнивающе-толковательный код. Матрешный код.
- 52. Основные задачи и ключевые понятия речевого интерфейса.
- 53. Исторический обзор проблемы распознавания и синтеза речи.
- 54. Системы автоматического синтеза речи. Практические приложения речевого интерфейса.
- 55. Системы автоматического распознавания речи. Практические приложения речевого интерфейса.
- 56. Лингвистические основы речевого интерфейса. Использование лингвистики в реализации речевых систем.
- 57. Структура речевого сигнала. Анализ и синтез. Спектрально-временные характеристики речевого сигнала.
- 58. Информационная и модуляционная структура речевого сигнала.
- 59. Методы синтеза речевого сигнала. Обобщенные математические модели описания речевых сигналов.
- 60. Методы синтеза речевого сигнала. Геометрическая модель речевого тракта.
- 61. Методы синтеза речевого сигнала. Формантная модель.
- 62. Компиляционные методы синтеза речевого сигнала.
- 63. Методы анализа речевого сигнала.
- 64. Метод цифровой фильтрации речевого сигнала. Спектральный анализ с использованием алгоритмов бпф. Метод цифровой фильтрации
- Спектральный анализ с использованием алгоритмов бпф
- 65. Спектральный анализ на основе линейного предсказания. Формантно-параметрическое описание речевого сигнала. Спектральный анализ на основе линейного предсказания
- Формантно-параметрическое описание речевого сигнала
- 66. Метод кепстральных коэффициентов. Особенности восприятия речи. Свойства рецептивного восприятия речи человеком. Метод кепстральных коэффициентов
- 67. Свойства рецептивного восприятия речевых сигналов. Природа слуховых (фонетических) признаков речевого сигнала. Свойства рецептивного восприятия речевых сигналов
- Природа слуховых (фонетических) признаков речевого сигнала
- 68. Свойства восприятия минимальных смыслоразличительных элементов речи
- 69. Синтез речи по тексту. Структура синтезатора речи по тексту.
- Структура синтезатора речи по тексту Ключевые понятия:
- 70. Лингвистический процессор. Предварительная обработка текста. Пофразовая обработка текста.
- Предварительная обработка текста
- Пофразовая обработка текста
- 71. Пословная обработка теста. Пример работы лингвистического процессора. Пословная обработка текста
- Пример работы лингвистического процессора
- 72. Просодический процессор
- 73.Фонетический процессор. Артикуляторно-фонетический процессор. Формантный фонетический процессор.
- 74. Аллофонный фонетический процессор. Акустический процессор.
- 75. Аппроксимация геометрии речевого такта. Акустический процессор, основанный на компиляционных методах синтеза речи.
- 76. Классификация систем автоматического распознавания речи. Методы автоматического распознавания речи.
- 77. Классификация методов распознавания речи.
- 78. Метод динамического программирования.
- 79. Метод скрытых марковских моделей.
- 80. Структурно-экспертные методы распознавания речи. Экспертный подход к фонемному распознаванию речи.
- 81. Проблемы обучения в распознавании речи и методы создания эталонных слов. Метод создания многокластерных эталонов речи.
- 82.Проблема плотных упаковок. Формульное представление знаний как вариант плотных упаковок.