logo search
методические материалы по современному русскому

Тема 8 лексические синонимы и антонимы

Вопросы:

1. В чем проблема определения синонимов? - антонимов?

2. Почему лексическая синонимия и антонимия наиболее яркое проявление семантических системных отношений?

3. Как связаны между собой синонимия, антонимия и много­значность?

4. В каком порядке располагаются слова в рядах синонимов в синонимических словарях? Что такое доминанта и каковы ее признаки?

5. Что такое «семантическое расстояние» и как его можно измерить?

6. На каких основаниях классифицируются разновидности сино­нимов и разновидности антонимов?

7. В чем заключается текстообразующая роль синонимов и анто­нимов? Покажите эту роль на примере самостоятельно подобранных текстов.

Задания:

1. Написать тезисы доклада на тему «Лексическая синонимия и антонимия как проявление системных отношений в лексике».

2. Разобраться в методике анализа синонимических рядов (дана ниже).

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Учебники.

2. Вступительная статья к «Словарю синонимов русского языка» в 2-х томах под ред. Е. П. Евгеньевой или текст 8 из хрестоматии «Совре­менный русский язык: Лексикология. Лексикография».

3. Текст 9 из вышеназванной хрестоматии (Л. А. Новиков. Русская антонимия и ее лексикографическое описание).

Анализ синонимических рядов (на уровне языковых синонимов)

1. Взять слово в контексте, составить синонимический ряд к слову с учетом его значения, проверить себя по словарю синонимов.

2. Определить общее значение ряда.

3. Решить вопрос о доминанте.

4. Сравнивая члены ряда с доминантной (если ее нет - друг с дру­гом), определить дифференциальные признаки членов ряда (смысловые или стилистические оттенки, особенности сочетаемости).

5. Определить тип парадигматической противопоставленности членов синонимического ряда (отношения градации, наличие смысловых оттенков, стилистические различия (по сфере употребления или по эмоционально-экспрессивной окраске), по частотности употребления, по происхождению).

6. Определить синтагматические (сочетаемостные) различия у синонимов.

7. Определить источники членов синонимического ряда.

8. Сделать выводы.