2.1.3. Научный стиль
Немного истории: В античности и даже в эпоху Возрождения научный стиль был очень близок к художественному, многие ученые излагали научный материал в беллетристической форме. Так, Кеплер и Декарт считали, что стиль Галилея слишком художествен, чрезмерно «беллетризован». В дальнейшем образцом научного стиля стало строго логичное изложение Ньютона. В России научный стиль и язык начал складываться в период XVIII века, что связано с появлением университетов как научных центров, с выработкой специфических средств выражения научной мысли, то есть терминологии.
Основные характеристики научного стиля:
Научная деятельность – сфера употребления научной речи.
Доминирующая функция – сообщения, дополнительная – воздействия (убеждающая речь как защита научных гипотез). Помните, сколько напрасных усилий приложил Галилей, пытаясь убедить весь мир, что земля круглая и что она вертится.
Письменная форма речи (диссертация, научная монография) и кодифицированная устная (лекция, научный доклад и др.).
Вид речи – преимущественно монолог, реже – диалог (дискуссия на научных конференциях).
Языковые особенности: все языковые средства, используемые в научном стиле, выполняют единую цель – наиболее точно, логично и однозначно выразить мысль. Потому можно говорить о двух главных, организующих языковых принципах научного стиля: 1) отвлеченность и обобщенность; 2) подчеркнутая логичность, последовательность и точность изложения. Какими средствами достигается такой тип изложения?
Отвлеченность и обобщенность проявляются прежде всего в том, что почти каждое слово в научном стиле выступает как обозначение отвлеченного или абстрактного предмета: отсюда обилие абстрактных существительных: применение, осуществление, функция, метод.
Отвелеченно-обобщенный характер лексики подчеркивается и специальными лексическими единицами: всякий раз, обычно, как правило, всегда, регулярно
Грамматические средства, используемые в научном стиле, также носят чаще всего обобщенный характер: в научном тексте традиционно используются неопределенно-личные предложения, пассивные конструкции: например, не принято в научном тексте говорит «я», чаще используются неопределенно личное местоимение «мы», которое является выражением скромности и объективности, или вообще безличные конструкции: мы можем привести пример – можно привести пример, посадку производят – посадка производится, исследуем систему – система исследуется, мы знаем – известно,
Отвлеченность и обобщенность допускает образность и эмоциональность научного стиля, так как это помогает убеждению, доказательству, помогает в ярком образе просто и доступно дать сложнейшую информацию. Образность научной речи – явление историческое. Свидетельство тому – стершиеся ныне термины-метафоры: язычок, пестик, зонтик – биология, муфта, гусеница, лапа, плечо, хобот – физика, подошва, хребет – география.
!!!! научный текст не подавляет индивидуальности автора: одни ученые пишут сложно, другие – проще, одни избегают образности, другие охотно используют выразительные средства…
Точность наличие терминологии – специального научного языка. Терминология не должна нарушать однозначность высказывания, поэтому терминология всегда требует четкого и последовательного использования, наличие комментариев. Как было сказано, особым признаком научной речи является терминология. Однако важно помнить, что этот специальный язык тоже следует использовать умеренно. Обилие терминологии часто затрудняет понимание. В то же время специальная лексика может стать средством создания особого эффекта:
Итак, как было сказано, особым признаком научной речи является терминология. Однако важно помнить, что этот специальный язык тоже следует использовать умеренно. Обилие терминологии часто затрудняет понимание. В то же время специальная лексика может стать средством создания особого эффекта:
Вот шуточное стихотворение известного поэта XIX века А.Н. Апухтина «П.И. Чайковскому», построенное на музыкальных терминах:
К отъезду музыканта-друга
Мой стих минорный тон берет,
И нашей старой дружбой фуга,
Все развиваяся, растет…
Мы увертюру жизни бурной
Сыграли вместе до конца,
Грядущей славы марш бравурный
Нам рано волновал сердца.
В свои мы верили таланты,
Делились массой чувств, идей…
И был ты вроде доминанты
В аккордах юности моей.
Увы! Та песня отзвучала,
Иным я звукам отдался,
Я детонировал немало
И с диссонансами сжился.
Давно без счастья и без дела
Дары небес я растерял,
Мне жизнь, как гамма надоела,
И близок, близок мой финал.
Но ты, когда для жизни вечной
Меня зароют под землей, -
Ты в нотах памяти сердечной
Не ставь бекара предо мной.
Послушайте еще один текст описательного характера, в котором пародируется использование элементов научного стиля:
Товарищи! Колесо является одним из наиболее распространенных предметов в социально-трудовой и бытовой практике человека. Оно представляет собой окружности размером от 20 мм до бесконечности в длину. Изображается посредством смыкания указательного и большого пальцев свободными концами. Исторически возникновение колеса связывают с началом социально-трудовой деятельности человека, что неверно, так как находят гораздо более ранние колеса естественного происхождения. Иногда ассоциируют образ колеса с образом постоянного процесса товар – деньги – товар – деньги, что неверно с марксистской точки зрения, так как механизм товар – деньги – товар принципиально иной. Из-за сложности достижения абсолютной окружности предмет практически невоспроизводим. Реальное существование его по вышеуказанным причинам считается маловероятным.
6. Разновидности научного стиля речи
Научный стиль речи имеет разновидности (подстили):
собственно научный,
научно-технический (производственно-технический),
научно-информативный,
научно-справочный,
учебно-научный,
научно-популярный.
- Русский язык и культура речи курс лекций Екатеринбург 2006
- Содержание
- 1. Язык как система
- 1.1. Язык как система знаков. Язык и речь План лекции:
- 1.1.1. Функции языка.
- 1.1.2. Язык как система знаков.
- 1.1.3. Язык и речь.
- 1.1.4. УстнАя и письменнАя речЬ
- 1.1.5. Стилевые разновидности устной речи.
- 1.1.6. Виды речи как деятельности.
- 1.1.7. Разновидности речи (диалогическая и монологическая)
- 1.1.8. Типы речи (описание, рассуждение, повествование)
- 1.2. Русский язык как государственный, национальный, международный План лекции:
- 1.2.1. Русский язык как государственный, национальный, международный
- 1.2.2. Взаимодействие языка и общества. Языковая политика государства.
- Последняя орфографическая реформа проводилась в 1959 году. Все словари, изданные после 1959 года считаются современными и нормативными.
- 1.3.1. Социальный диалект
- 1.3.2. Территориальные диалекты
- 1.3.3. Просторечия
- 1.3.4. Литературный язык
- 2. Функциональные стили
- Стилеообразующие факторы:
- 2.1.2. Официально-деловой стиль.
- 2.1.3. Научный стиль
- 2.1.4. Публицистический стиль
- 2.1.5. Разговорная речь
- 2.1.6. Художественный стиль
- 2.2. Научный стиль речи его разновидности План лекции:
- 2.2.1. История научного стиля
- 2.2.2. Языковые особенности
- 2.2.3. Лексика научного стиля
- 2.2.4. Морфология научного стиля
- 2.2.5. Синтаксис научного стиля
- 2.2.6. Разновидности научного стиля речи
- 2.2.7. Собственно научный стиль речи
- 2.2.8. Научно-информативный стиль речи
- Реферат
- Аннотация
- Конспектирование
- 2.2.9. Учебно-научная речь
- 2.3. Публицистический стиль речи
- 2.3.2. Функции стиля
- Требования культуры речи, вытекающие из функций.
- 2.3.3. История стиля
- 2.3.4. Социальные характеристики сфер применения публицистического стиля
- 2.3.5. Лингвистическая характеристика стиля
- 2.3.6. Лексические черты
- 2.3.7. Грамматические особенности стиля
- 2.4. Жанры публицистики
- 2.4.2. Газетные жанры
- Информационные жанры
- Аналитические жанры
- 2.4.3. Художественно-публицистические жанры
- 4. Журнальные жанры
- 2.4.5. Жанры телевизионных и радиопередач
- 2.4.6. Жанры политической литературы
- 2.5. Официально-деловой стиль речи
- 2.5.2. Формы деловой коммуникации
- 2.5.2.1. Деловой разговор
- 2.5.2.2. Деловая беседа
- 2.5.2.3. Деловая беседа по телефону
- Как сознательно владеть голосом, чтобы произвести хорошее впечатление и убедить собеседника?
- 2.5.2.4. Деловое совещание
- 2.5.2.5. Пресс-конференция
- 2.5.2.6. Деловая дискуссия
- 2.5.2.7. Публичная речь
- 2.5.3. Деловой этикет как составная часть культуры общения
- Деловая этика
- Речевой этикет
- Этикетная формула
- 2.6. История официально-делового стиля и жанры деловой речи План лекции:
- 2.6.1. Лингвистические и экстралингвистические особенности официально-делового стиля
- 2.6.2. История формирования официально-делового стиля
- 2.6.3. Официально-деловой стиль как язык документов
- 2.6.3.1. Язык деловой переписки
- 1. Предмет договора
- 1.1. Исполнитель берет на себя обязанности по снабжению заказчика центральным отоплением и водоснабжением.
- 1.2. Заказчик своевременно оплачивает предоставленные услуги;
- 2.6.4. Основные жанры письменной деловой речи: лингвистические и композиционные характеристики
- Договор № 7
- 2.6.4.1. Лексика языка деловых документов
- 2.6.4.2. Грамматика языка деловых документов
- 1. Начальнику технического отдела Волкову м.Ю. Организовать работу отдела в субботние дни в период с 10.01.96 г. По 10.02.96 г.
- 2. Гл. Бухгалтеру Славину о.Г. Подготовить предложение по оплате сверхурочных дней.
- 2.6.4.3. Синтаксис языка деловых документов
- 1. Предмет договора
- 2. Ответственность сторон
- Постановление
- 1. Считать утратившим силу распоряжение Главы администрации города от 25.06.92 г. № 381-р.
- 2. Создать финансово-экономический совет при Главе города.
- 3. Утвердить Положение о финансово-экономическом совете при Главе города.
- 2.6.5. Деловые письма
- 3. Культура речи. Нормы. Коммуникативные качества
- 3.1. Русский язык и культура речи План лекции:
- 3.1.1. Понятие культуры речи
- 3.1.2. Аспекты культуры речи
- 3.2. Нормативный аспект культуры речи План лекции:
- 3.2.1. Понятие нормы
- 3.2.2. Источники нормы
- 3.2.3. Норма – явление историческое
- 3.2.4. Стуктурно-языковые типы норм
- 3.3. Словари русского языка как источник информации по культуре речи
- 1. Толковый словарь
- Структурно-языковые типы нормы. Основные сведения План лекции:
- 3.4.1. Орфоэпическая норма
- Основные правила современного русского произношения:
- 2. Произношение согласных
- 3.4.2. Акцентологическая норма
- Основные правила ударений в русском языке:
- 3.4.3. Лексическая норма
- 3.4.4. Грамматическая норма
- 3.4.5. Орфографическая норма
- 3.4.6. Пунктуационная норма
- 3.5. Коммуникативные качества речи План лекции:
- 3.5.1. Точность
- 3.5.2. Логичность
- 3.5.3. Чистота
- 3.5.4. Доступность
- 3.5.5. Богатство и выразительность
- 3.5.6. Риторические тропы
- 3.5.7. Риторические фигуры
- 4. Общение как вид человеческой деятельности
- 4.1. Общение и его характеристики План лекции:
- 4.1.1. Понятие общения
- 1. Речевая деятельность (словесное общение). Это говорение, слушание, письмо и чтение. Общение - двусторонний процесс, который предполагает как культуру говорения, так и культуру слушания.
- 2. Невербальные средства общения: язык внешнего вида, мимика, жесты, позы. Язык внешнего вида дополняет нашу речевую деятельность.
- 4.1.2. Эффективность общения
- 1. Принцип равной безопасности (не причиняйте психологический ущерб при передаче информации – выпады, унижение, грубые слова, оскорбления и т.Д.)
- 2. Принцип децентрической направленности (не тратьте силы на защиту амбициозных, эгоцентрических интересов). Надо направить силы на поиск оптимального решения проблемы (интересы дела прежде всего).
- 2. Рефлексивное – активное вмешательство в речь собеседника, этим мы помогаем собеседнику выразить свои мысли и чувства, обеспечиваем себе правильное и точное понимание позиции собеседника.
- 1. Принять активную позу. Специалисты считают, что правильная посадка тела помогает нам создать умственную сосредоточенность и, наоборот, когда мы расслабляем тело, то же самое испытывает наш мозг.
- 4.1.3. Основные признаки речевой ситуации
- 2. Удачно выбрать тему (тема разговора должна быть актуальной и интересной для собеседника, предмет обсуждения должен быть известен каждому из говорящих).
- 4. Коммуникативная – нередко собеседники не могут найти тему для разговора. Воспитанный человек всегда найдет приличную тему для беседы, сделает общение интересным и полезным.
- 4.2.2. Основные принципы этикета
- 4.2.3. Этикет в культуре общения
- 4.2.4. Речевые дистанции и табу
- 4.3. Невербальное общение План лекции:
- 4.3.1. Соотношение вербального и невербального речевого воздействия
- 4.3.2. Виды невербальных сигналов
- 4.3.3. Национальная специфика невербальной коммуникации
- 4.3.4. Имидж
- 4.3.5. Невербальные средства усиления коммуникативной позиции говорящего
- Фактор внешности
- Фактор взгляда
- Фактор физического поведения
- Фактор организации пространства общения
- 4.4. Техника речи План лекции:
- 4.4.1. Произносительный аппарат человека
- 4.4.2. Дикция
- 4.4.3. Вокальные характеристики речи