3.2. Вопросы к зачёту
Система, структура, субстанция.
Связь структуры с субстанцией. Модель, оригинал, структурная модель.
Предмет математики по Энгельсу, необходимость уточнения данного определения.
Современное определение предмета математики по Бурбаки. Понятие изоморфизма. Концепция математики по Колмогорову.
Характерные черты математики.
Математика и действительность. Моделирование, математические модели действительности. Числа, фигуры, множества как примеры математических моделей.
Процесс создания понятия натурального числа, этапы этого процесса как этапы конструирования математической модели реального явления.
Развитие геометрических понятий. Евклидова и неевклидовы геометрии как примеры математических моделей реального пространства.
Основные этапы развития математики.
Зарождение математики. Три основных понятия математики.
Математика постоянных величин (элементарная математика). Дедуктивный метод. Математические исследования в Европе, Индии и арабском мире.
Математика переменных величин, основные понятия и идеи математического анализа.
Современный период развития математики, характерные черты современной математики и направления её развития.
Виды абстракций в математике. Особенности математической абстракции по сравнению с абстракциями в иных науках (например, лингвистики).
Идеализация и её роль в математике и других науках (привести примеры идеализации в лингвистике).
Отождествление в математике и других науках (привести примеры отождествления в лингвистике).
Потенциальная и актуальная осуществимость (на примере потенциальной и актуальной бесконечности); возможные применения в лингвистике.
Аксиоматический метод, его сущность. Примеры применения аксиоматического метода в языкознании.
Понятие множества, способы задания множества. Чёткие и нечёткие, конечные и бесконечные множества (примеры из лингвистики).
Отношения между множествами. Основные операции над множествами.
Разбиение множества на классы. Классификация.
Численность конечных множеств. Число элементов объединения, пересечения и разности двух конечных множеств.
Бинарные отношения, свойства отношений. Отношения эквивалентности, порядка и толерантности.
Комбинаторика и лингвистические множества. Понятие факториала.
Размещения, размещения с повторениями.
Перестановки, перестановки с повторениями.
Сочетания.
Понятие события, случайные события. Понятие вероятности, вероятность элементарного лингвистического события.
Субъективное определение вероятности, его использование в лингвистике.
Классическое определение вероятности.
Статистическое определение вероятности. Выборочное частотное описание текста.
Условная вероятность. Зависимые лингвистические события.
- I. Пояснительная записка
- 1.1. Цели и задачи дисциплины
- 1.2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины
- 1.3. Объем дисциплины и виды учебной работы
- II. Содержание дисциплины
- 2.1. Учебные модули и разделы дисциплины. Виды занятий
- Содержание учебных модулей и разделов дисциплины
- I модуль. Математика как общенаучный метод познания
- Роль математики в гуманитарных науках. Языкознание и математика. Количественные методы в языкознании. Система и структура.
- II модуль. Математические основы гуманитарных знаний
- Множества, элементы, структуры, отображения.
- Комбинаторика. Математика случайного. Субъективное, статистическое и классическое определения вероятности
- Статистический подход к исследованию языковых структур. Основы построения лингвостатистических моделей.
- 2.3. Практические и семинарские занятия
- Множества, элементы, структуры, отображения.
- Комбинаторика. Сочетания, размещения, перестановки.
- Математика случайного. Субъективное, статистическое и классическое определения вероятности. Условная вероятность.
- 2.4. Глоссарий
- 2.5. Задания для самостоятельной работы
- III. Формы контроля и требования к зачёту по дисциплине
- 3.1. Текущий и итоговый контроль усвоения знаний
- 3.2. Вопросы к зачёту
- IV. Учебно-методическое обеспечение дисциплины
- 4.1. Рекомендуемая литература
- 4.2. Средства обеспечения освоения дисциплины Материально-техническое обеспечение дисциплины
- Современные информационные технологии и мультимедийные продукты
- V. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины
- 5.1. Общие рекомендации
- 5.2. Указания по выполнению заданий самостоятельной работы Задание № 1. Конспектирование статей
- Справочные данные о местонахождении статей
- Задание № 2. Творческая работа
- Требования к содержанию и оформлению творческой работы
- Примерный перечень вопросов для анализа в сочинении/эссе на тему «я, языкознание и математика»
- 1. Методологические и философские проблемы математики
- 4. Квантитативная лингвистика
- 5. Основные области приложения структурно-вероятностных моделей языка и текста
- Задание № 3. Лабораторная работа «Статистический анализ текста»
- 5.3. Указания по выполнению стандартизованного дидактического теста рубежного контроля
- 5.4. Указания для студентов заочной формы обучения
- VI. Приложение. Вариант дидактического теста рубежного контроля