4. Ясность, понятность – существенный признак культуры речи
В повести В.Фролова «Невероятно насыщенная жизнь» описывается один спор:
И тут все они – папа, полковник и бабушка – начали спорить, перебивая друг друга. В воздухе носились всякие непонятные слова: «эмоции», «категории», «импульсы», какой-то «абстрактный гуманизм» и еще много других слов.
Машу Басову, героиню книги, в этом споре заинтересовало слово эмоции. Она подумала, что, может, это что-то очень плохое и обидное.
Интересно, есть ли эти самые эмоции у Г.А.? Или у белобрысого Семена? – стала размышлять она. И когда неожиданно явился ее друг Семен, она сразу же обратилась к нему с вопросом:
- Что такое эмоции, ты знаешь?
- Это, наверно… из радиотехники чего-нибудь.
- Сам ты из радиотехники.
- Ну, тогда, не знаю.
- То-то!...
А теперь представьте, что слово эмоции прозвучало на уроке, но учитель не объяснил его, считая, что оно всем хорошо известно. Понятно ли будет учащимся содержание высказывания? Вероятно, не совсем. Если слушатели не воспринимают смысл произносимых слов, они неправильно понимают то, о чем говорится, следовательно, не могут усвоить преподносимый материал.
Ясность, понятность речи в значительной степени зависят от правильного использования различных пластов лексического состава языка: терминов, иностранных слов, диалектизмов, жаргонизмов, профессионализмов, историзмов, архаизмов, неологизмов. Применение слов органической сферы употребления должно быть обязательно мотивировано.
Следует иметь в виду, что язык постоянно обогащается, пополняется новыми словами. Откроем сборник «Новое в русской лексике. Словарные материалы – 82» (М., 1986). В нем зафиксированные слова, появившиеся в периодической печати в 1982 году. Назовем некоторые из них на букву «а»: авангардность, авиакласс, авиаколлекционер, авиаэкскурсия, автозаправка, автокооператив, авторынок, агитинформация, агроном–технолог, адаптивный, акваскрипка, альголог, антропосфера и др. Обратите внимание, многие из приведенных терминов встречаются в разговорно-бытовой речи, например, автозаправка, автокооператив. Однако наряду с общеизвестными терминами есть слова, требующие объяснения: авангардность (совокупность свойств, характеристик для передового человека), адаптивный (снабженный устройством, позволяющим приспосабливаться к условиям (об автоматах)), акваскрипка (скрипка, приспособленная для игры под водой), альголог (специалист по альгологии – разделу ботаники, изучающему водоросли), антропосфера (человечество как часть биосферы) и др. Поэтому употребляя новые слова, говорящий сам должен хорошо знать значение используемых слов, уметь разъяснить их смысл. Это позволит сделать речь доступной для понимания.
- Русский язык и
- Тема 1. Язык – знаковая система. Язык. Структурные и коммуникативные свойства языка. Лекция 2 Тема: Язык – знаковая система
- Тема 1. Язык – знаковая система. Язык. Структурные и коммуникативные свойства языка. Лекция 3 Тема: Формы существования языка
- Тема 1. Язык – знаковая система. Язык. Структурные и коммуникативные свойства языка. Лекция 4 Тема: Функциональные стили
- Тема 2. Характеристика основных норм литературного языка. Особенности русского ударения Лекция 5 Тема: Характеристика основных норм литературного языка
- Тема 2. Характеристика основных норм литературного языка. Особенности русского ударения Лекция 6 Тема: Особенности русского ударения
- Тема 2. Характеристика основных норм литературного языка. Особенности русского ударения Лекция 7 Тема: Что делает речь яркой и выразительной
- Тема 3. Литературный язык – основа культуры речи. Характеристика понятия «культура речи». Нормативность литературного языка
- Лекция 8
- Тема: Характеристика понятия «культура речи».
- Нормативность литературного языка
- Тема 3. Литературный язык – основа культуры речи. Характеристика понятия «культура речи». Нормативность литературного языка
- Лекция 9
- Литературный язык – основа культуры речи.
- Невербальные средства общения.
- Тема 4 . Речь и речевое взаимодействие. Основные качества речи.
- Лекция 10
- Речь и речевое взаимодействие.
- Тема 4 . Речь и речевое взаимодействие. Основные качества речи.
- 2. Непременное условие культуры речи – ее чистота
- 3. Речь должна быть яркой, образной, выразительной
- 4. Ясность, понятность – существенный признак культуры речи
- 5. Точность – необходимое качество речи
- Тема 5 . Общение и его слагаемые. Лекция 12 Тема: Общение и его слагаемые. Бытовое общение.
- Тема 5 . Общение и его слагаемые. Лекция 13 Тема: Употребление в речи иностранных слов
- Тема 5. Общение и его слагаемые. Лекция 14 Тема: Фразеология
- Тема 6. Устная речь и публичное выступление.
- Лекция 15
- Особенности устной речи. Ораторская речь.
- Тема 7. Деловое общение и его разновидности Лекция 16 Тема: Деловое общение
- Тема 7. Деловое общение и его разновидности
- Лекция 17
- Виды делового общения
- Деловые переговоры.
- Телефонные переговоры.
- Тема 8. Официально - деловая письменная речь
- Лекция 18
- Документ. Основные требования к нему.