logo search
Введение в языкознание (2006 г

2.9. Вербализация знаний

В каждый данный момент осознаётся (т.е. активизируется, “высвечивается”) ограниченное количество информации, поэтому значительная её часть находится в блоке памяти, содержимое которого не активно, не “высвечено”. Отсюда знания извлекаются, когда возникает необходимость передать их другим людям. Извлечение опыта из памяти сопряжено с переводом в вербальную (языковую) форму того, что изначально имело (полностью или частично) неязыковой (доязыковой) статус. Ведь мышление, как полагают многие современные учёные, пользуется не обычным звуковым языком, находящимся в распоряжении того или иного этноса, а особым кодом — “языком” мозга, или “языком” мысли (lingua mentalis). Если принять эту точку зрения, то вербализация представляет собой перекодирование результатов работы мышления средствами конкретного этнического звукового языка.

В памяти информация хранится в виде отдельных “кусков”, или эпизодов. Они могут быть разными по своему размеру, по количеству запомнившихся деталей. Так, по пространственно-временному объёму и по количеству “высвечиваемых” при воспоминании деталей существенно различаются воспроизводимые в разное время такие блоки, как “Мои школьные годы” и “Сдача мною последнего выпускного экзамена в школе”.

Извлекая из памяти свой опыт, говорящий прежде всего разбивает большой эпизод на множество всё более мелких, доводя процесс расчленения до таких микроэпизодов, которым в соответствие могут быть поставлены мыслительные структуры — суждения (пропозиции).

В каждой из таких структур отображаются состав участников данного эпизода, их роли относительно друг друга и общий характер данного события. Так, имея в виду событие, связанное с передачей кем-то кому-то какого-то предмета, мы предполагаем наличие в таком событии трёх участников: того, кто совершает акт передачи (производитель действия, агенс), того, кто является получателем (адресат, получатель), и того предмета, который передаётся (объект, пациенс).

Для передачи идей об этих объектах и о ситуации в целом говорящим подбираются подходящие слова (а при их отсутствии строятся новые слова) и развёртывается актуальное предложение, высказывание (например: Константин / студент дарит / вручает преподавателю / профессору / имениннику цветы / вазу / книгу).

Предложение не является точным отпечатком мысли. Переданное содержание подвергается переработке, в процессе которой адресат учитывает: определённое коммуникативное намерение (иллокуцию) говорящего, его психическое состояние и предварительное знание им объектов, о которых идёт речь.