logo search
09_Mathem-UMK-ForLang_CO

1.1. Цели и задачи дисциплины

Связь между объёмом применения наукой математических методов для описания закономерностей реального мира и уровнем значимых достижений этой науки в настоящее время очевидна. В языкознании с давних пор широко применяются математические методы, лингвистика является одной из самых математизированных и компьютеризированных гуманитарных наук, что подтверждается наличием таких областей языкознания, как математическая (комбинаторная и квантитативная) лингвистика, лингвостатистика, лексикостатистика, компьютерная (вычислительная) лингвистика. Современные лингвистические и филологические исследования немыслимы без применения математических методов и информационных технологий для выявления сущностей лингвистических явлений. Лингвист, не умеющий пользоваться математическим аппаратом в практической и научно‑исследова­тельской работе и не владеющий новыми информационными технологиями, обречён в будущем на творческие неудачи. Таким образом, математическая и информационно-технологическая подготовка лингвистов является актуальнейшей задачей современного лингвистического образования.

Однако в системе высшего гуманитарного образования преобладает отношение к математическому образованию, как к общекультурному компоненту, а его целями провозглашаются «развитие: навыков математического мышления; навыков использования математических методов и основ математического моделирования; математической культуры у обучающегося». Не умаляя значительную общекультурную и мировоззренческую роль математики, следует признать, что вышеуказанные цели должны в значительной мере реализовываться в образовательных учреждениях, дающих среднее образование, а перед высшей школой должны стоять иные задачи. Основываясь на положениях «математика является универсальным языком науки и мощным средством решения прикладных задач» и «математика и информатика должны работать на профессиональную подготовку будущего специалиста, быть ее органичной частью», необходимо рассматривать математику и информатику лингвистическим компонентом профессионального образования лингвистов.

Содержание дисциплины при таком интегративном подходе базируется и в свою очередь уточняет и дополняет разделы и темы таких дисциплин как «Философия», «Введение в языкознание», «Общее языкознание», «История языкознания», «Теория языка. Основы лингвистической теории», «История иностранного языка», «Филологический анализ текста», «Информатика» – поэтому дисциплина должна реализовываться на 3 году обучения.

При этом основной целью обучения математике лингвистов становится формирование понимания сущности ряда математических методов, получивших признание в гуманитарных исследованиях, и умений применять их на практике. Методологическими целями являются: формирование у студентов понятия о математике как универсальном инструменте познания, выработка представлений о месте и роли математики в современном мире, мировой культуре и истории, в том числе в языкознании, о принципах построения математических моделей и о границах применимости математических методов в лингвистике и ознакомление с достижениями и возможными перспективами «математизации» теоретического и прикладного языкознания.

При реализации курса необходимо учитывать, что у подавляющего большинства студентов-лингвистов знания в области математики и математические навыки почти полностью отсутствуют, и их приходится не развивать, а прививать, решая дополнительно задачи, нерешённые общеобразовательными учреждениями. Основными дидактическими принципами в обучении математике становятся в условиях крайней перегруженности студентов принцип прагматичности, обусловленный синергетическим подходом к системе высшего образования, и принцип контекстного (предметно-ориенти-рованного) обучения. Принцип научности при этом трансформируется в принципы простоты, доступности и правдоподобия при недопущении чрезмерного упрощения и популяризации. Предлагаемый курс должен быть специально адаптирован для лингвистов и филологов, а примеры и задачи подбираться с учетом возможных интересов будущих специалистов.