logo search
filologi_1_kurs / языкознание / Вандриес-конспект

30 Часть первая

ЗВУКИ

Г Л А В А I

ЗВУКОВОЙ МАТЕРИАЛ ЯЗЫКА

Звуком называют действие, оказываемое на ухо некоторыми колебательными движениями воздуха. В языке эти колебания производятся речевым аппаратом говорящего. Наука о звукахязыка, иначе фонетика, должна следовательно заключать три

отдела,посвященных изучению производства, передачи и восприятия звуков. Восприятие зву-

ка, иначе называемое слушанием, играет также значительную роль в языковых изменениях: ведь именно с помощью слуха говорящий приобретает и закрепляет свою фонетическую систему. Теоретически говоря, изучению слушания следовало бы отвести возможно большее место в фонетике. В языке слуховые образы, возникающие у слушающего, имеют значение только в том случае, если этот последний может их превратить в образы двигательные, становясь в свою очередь говорящим. Следовательно в фонетике мы можем отвлечься от воспринимаемой слухом стороны языка: когда два

человека говорят между собой, слушание предполагает в равной степени возможность произнесения. 31 Передача звука в наше время начинает как будто становиться главным объектом изучения фонетистов. Они сосредоточивают

свои усилия главным образом на анализе колебаний; это—обширное поле исследования, приближающееся к чистой физике; его нельзя разрабатывать без основательной математической подготовки. Фонетика в этих работах приобретает особую точность; в частности у ней есть средства определять звуки посредством частоты и формы их колебаний.

Речевой аппарат человека заключает в себе следующие основные части: мехи—т. е. легкие; звучащую трубу—дыхательное горло, заканчивающееся двойным утолщением - голосовыми связками. Это, следовательно, духовой инструмент с двойным мундштуком. Однако же речевой аппарат был бы очень несовершенным,если бы он состоял из одних только голосовых связок. Он мог бы производить одни только гласные и притом намного менее дифференцированные, чем обычно нами произносимые. Действительно, ток воздуха, выбрасываемый легкими, заставляя дрожать голосовые связки, производит «голос». «голос» имеет три отличительные свойства: длительность, музыкальную высоту и силу.32 Необходимое дополнение речевого аппарата представляют

собой все полости, в которые открывается голосовая щель, а именно зев, полость носа и в особенности полость рта. Не только один язык играет роль резонатора для гласных. Нужно также принимать во внимание губы, положение которых меняется при различных гласных.33Переходя от одного языка к другому, мы обычно наблюдаем большие различия в разновидностях гласных; в английском языке например нет почти ни одного гласного, общего с гласными французскими. Обычно принято делить фонемы на согласные и гласные. Между гласными и согласными есть различие в функции, но нет в сущности различия в их природе, и граница, их разделяющая, не ясна. И согласные и гласные составляют часть «естественного ряда, только конечные элементы которого четко отличаются». Таким образом есть место для различных соприкосновений, и можно себе представить различные виды зубных и задненёбных в зависимости от места взрыва. 34 Звуки, называемые задненёбными, имеют еще больше разновидностей. Достаточно, чтобы какая-либо точка спинки языка

коснулась какой-либо точки нёба, чтобы мы получили задненёбные согласные. в образовании каждого взрывного согласного есть три момента: смык (или имплозия), выдержка, которая может быть более или менее длительной, и взрыв (или эксплозия). Эти три последовательных момента ясно видны в двойных согласных, которые суть не что иное как согласные долгие, произносимые к тому же с большей силой, чем краткие. Мы" ясно отличаем эксплозивный элемент от имплозивного, когда налицо перемещение точки соприкосновения. 35 На основании всего сказанного можно судить о различии, которое существует между гласными такими, как «а», и согласными такими, как «t». С физиологической, точки зрения между этими двумя фонемами нет ничего общего кроме того, что и та и другая производятся током воздуха из легких. Представим себе, что закрытие произошло неполное и что воздух находит проход, хотя бы и очень узкий. Вместо взрывного или мгновенного мы получим в этом случае спирант или длительный, называемый также фрикативным, потому что для него характерен звук трения. Есть ряд фонем промежуточных между взрывными и спирантами, они называются полувзрывными или лучше аффрикатами. Для них характерно неполное закрытие смыка; у них, как и у взрывных, есть имплозия, но за этой имплозией следует легкое движение размыкания, так что взрывный заканчивается спирантом. Аффриката—это неудавшийся взрывный. 36 Различие между звонкими и глухими заключается в том, что при произношении первых, при всех прочих равных условиях, голосовые связки дрожат. Конечно все рас-

смотренные нами до сих пор ряды согласных-взрывные, аффрикаты, спиранты—могут быть звонкими; если бы мы хотели подсчитать количество возможных согласных, нам нужно было бы помножить число анализированных нами согласных на два, добавляя к каждому глухому соответствующий звонкий. Теперь мы подошли к ряду фонем промежуточных между согласными и гласными, которые поэтому 'называются полугласными. С таким же правом можно их назвать и полусогласными:в самом деле, это скорее гласные с элементами согласных, чем

согласные, звучащие с «голосом».

Этот шум от трения есть элемент согласного. Он конечно менее ясно воспринимается при произношении этих трех гласных, чем при произношении звонкого спиранта, но все же мы его замечаем, если сравним произношение этих трех звуков с произношением звука «а», Особенно легко его услышать, произнося последовательно различные гласные шепотом. 37 В категорию полугласных входят также плавные «l» и «r», последний носит иногда более точное название вибранта. Эти согласные, имеющие определенное место артикуляции во рту, образуются при определенном положении языка и могут сопровождаться или не сопровождаться голосом. Будучи безразлично гласными или согласными, эти звуки могут входить в состав дифтонга (двугласного) как второй элемент. 38 Дифтонгом называют сочетание двух гласных в одном слоге; но эти два гласных в сочетании имеют неодинаковое значение; в двугласном есть сильный и слабый элементы; и слабый обычно бывает вторым по порядку. Факты многих индоевропейских языков доказывают, что роль второго элемента дифтонга отлична как от роли гласного, так и от роли согласного. Есть еще одна важная категория фонем, о которой мы еще ни-

чего не сказали, это—носовые. язык использует полное открытие носовой полости для образования звуков, называемых носовыми. Гласный назализуется (становится носовым) тогда, когда при его произношении нёбная занавеска опущена и часть воздуха, выходящего из голосовой щели, идет в носовую полость. се согласные могут быть носовыми; в некоторых языках существуют носовые «v», «1», «г». Но обычно называют носовыми смычные звонкие, сопровождаемые носовым резонансом. 39 Носовые, соответствующие взрывным глухим, теоретически возможны, но осуществляются на практике крайне редко. Гласный произносится на известной ноте, с известной силой, в продолжение известного времени; высота, сила, качество—все это позволяет умножать разновидности любого гласного. 40 Есть еще другие возможные варианты даже в способе создания специального резонатора для каждого гласного. Есть так называемые твердый и мягкий приступы (fester Einsatz и leiserEinsatzy немцев). Различие между ними заключается в способе, посредством которого совершается открытие голосовой щели в момент произнесения начального гласного. Произношение согласных также заключает много важных разновидностей кроме изложенных выше. Две из них по крайней мере заслуживают упоминания здесь: это, во-первых, сила

мускульного напряжения, и степень открытия голосовой щели, во-вторых. 41 Другой принцип, служащий для отличия произношения со-

гласных, основывается на степени открытия голосовой щели. Есть взрывные с открытой щелью и есть взрывные с закрытой. При произношении с закрытой голосовой щелью (таково например французское произношение, славянское, и древнегреческое) голосовые связки сближены в момент произнесения взрывного. При произношении же с открытой голосовой щелью (таково произношение германских языков) необходим некоторый период времени, чтобы голосовые связки начали вибрировать в момент имплозии для озвончения согласного или непосредственно

после эксплозии, чтобы произнести гласный.

42 во время взрыва воздух прорывается с боль-

шей силой при произношении с открытой голосовой щелью; в произношении же с закрытой голосовой щелью последняя служит до некоторой степени регулятором воздушного тока. существуют также фонемы, образуемые вдыханием (инспирацией). Термин инспирация (или вдыхание) впрочем не совсем верен, так как при артикуляции этих фонем воздух вовсе не вводится в дыхательный аппарат.

44 Г Л А В А II