23. Количественные и качественные различия элементов системы.
Между элементами языковой системы существуют количественные и качественные различия. Для примера возьмём фонетическую подсистему языка.
Все фонетические единицы связаны между собой и зависят друг от друга – они составляют систему.
Во-первых, звуковые единицы языка – фраза, синтагма, слог, звук – связаны между собой количественными (иерархическими) отношениями:
1. Фраза может состоять из нескольких синтагм, а синтагма не может состоять из нескольких фраз.
2. Синтагма может состоять из нескольких слов, а слово не может состоять из нескольких синтагм.
3. Слово может состоять из нескольких слогов, а слог не может состоять из нескольких слов.
4 Слог может состоять из нескольких звуков, а звук не может состоять из нескольких слогов.
Во-вторых, существуют качественные различия между этими единицами: единство фразы создается смысловой завершённостью, интонацией законченности и фразовым ударением, единство синтагмы – смысловым единством, интонацией и синтагматическим ударением, единство фонетического слова – словесным ударением, единство слога – волной сонорности, единство звука – его относительной акустической (и артикуляционной) однородностью.
Наша речь представляет собой речевой поток, или цепь звучаний. Эта цепь членится на звенья, или фонетические единицы речи: фразы, синтагмы (речевые такты), фонетические слова, слоги и звуки.
Фраза – это самая крупная фонетическая единица, законченное по смыслу высказывание, объединенное особой интонацией (//) и отделенное от других фраз паузой.
Синтагма (речевой такт) чаще всего состоит из нескольких слов, объединённых одной интонацией (/) и синтагматическим (тактовым) ударением.
Фонетическое слово – это самостоятельное слово вместе с примыкающими к нему безударными служебными словами и частицами (проклитиками и энклитиками).
Фонетическое слово делится на слоги, а слоги – на звуки.
Было ветрено,/ сыро и скверно.// Дверь в сад / была открыта,/ на почерневшем от мокроты / полу террасы / высыхали лужи / ночного дождя.// (Л.Т.)
Заметим, что обычно фразовое и синтагматическое ударение в русском языке занимают финальную позицию (так называемое нормативное, неэмфатическое ударение).
Яркий пример качественных различий элементов языковой системы приводится А.А.Реформатским. Два римлянина поспорили, кто скажет (или напишет) короче фразу; один сказал (написал): Ео rus [э́о рус! – «я еду в деревню», а другой ответил: I – «поезжай». Это самое короткое высказывание (и написание), которое можно себе представить, но вместе с тем это вполне законченное высказывание, составляющее целую реплику в данном диалоге и, очевидно, обладающее всем тем, что свойственно любому высказыванию. Каковы же эти элементы высказывания?
1) [i] – это звук речи (точнее, фонема, см. 5 вопрос лекции), т.е. звуковой материальный знак, доступный восприятию ухом, или i – это буква, т. е. графический материальный знак, доступный восприятию глазом;
2) i- – это корень слова (вообще: морфема, см. 5 вопрос лекции), т. е. элемент, выражающий какое-то понятие;
3) i – это слово (глагол в форме повелительного наклонения в единственном числе), называющее определенное явление действительности;
4) I – это предложение, т. е. элемент, заключающий в себе сообщение.
«Маленькое» i, оказывается, заключает в себе всё, что составляет язык вообще: 1) звуки – фонетика (или буквы – графика), 2) морфемы (корни, суффиксы, окончания) – морфология, 3) слова – лексика и 4) предложения – синтаксис.
Больше в языке ничего не бывает и не может быть.
Почему для выяснения вопроса о структуре языка понадобился такой странный пример? Для того чтобы было ясно, что различия элементов структуры языка – прежде всего не количественные, как могло бы показаться, если бы мы взяли длинное предложение, разбили его на слова, слова – на морфемы и морфемы – на фонемы. В данном примере эта опасность устранена: все ступени структуры языка представляют собой «то же» i, но взятое каждый раз в особом качестве.
Таким образом, различия элементов структуры языка – прежде всего качественные.
- Вопросы и ответы к экзамену «Введение в языкознание» (2011-2012 учебный год)
- Язык как предмет языкознания.
- 3. Разделы языкознания. Общее и частное языкознание. Синхроническое и диахроническое языкознание. Теоретическое и прикладное языкознание.
- 4. Значение науки о языке.
- 5. Методология языкознания. Понятие об универсальной схеме научного исследования и её роли в целостно-системном подходе к проблемам изучения языка.
- 2) Пять ступеней сущности предмета.
- 3) Пять аспектов универсальной схемы научного исследования. Достоинства универсальной схемы научного исследования.
- 4) Общие выводы, вытекающие из универсальной схемы научного исследования.
- 6. Понятие о пяти ступенях сущности языка и пяти целевых подсистемах его изучения.
- 1) Пять ступеней сущности языка. Уровни мышления, языка, психофизиологии, речи и общения. Науки, их изучающие.
- 2) Пять целевых подсистем (основных аспектов) изучения языка – генетический, логический, динамический, функциональный, личностный аспекты.
- 7. Несовпадение речевых фактов и их интерпретации.
- 8. Язык как особое общественное явление. Язык и раса. Язык и другие средства общения. Понятие о социолингвистике.
- 9. Функции языка как его сущностные характеристики.
- 10. Язык и культура. Отражение в языке культуры общества.
- 11. Язык и "картина мира".
- 12. Социальная дифференциация языков.
- 13. Территориальная дифференциация языков. Виды диалектов.
- 14. Основные теории происхождения языка.
- 15. Историческое развитие языков. Развитие языков и диалектов в разные исторические эпохи (стадии развития языков). Понятие о внешних и внутренних факторах изменений в языке.
- 16. Проблема праязыка (почему его все ищут?). Праязык и славянские языки.
- Термины родства Местоимения
- Суффиксы Приставки
- 17. Развитие национальных языков, понятие литературного языка и нормы.
- 18. Исторические изменения в словарном составе, грамматическом строе, звуковой стороне языка.
- 19. Языки живые и мертвые, искусственные языки.
- 20. Перспективы языкового развития человечества.
- 21. Языковые контакты. Билингвизм.
- 22. Язык как системно-структурное образование.
- 23. Количественные и качественные различия элементов системы.
- 24. Лексические и грамматические значения.
- 25. Понятие яруса (уровня) языка, основные языковые ярусы и единицы системы языка.
- 26. Понятие об элементах и единицах языка.
- 27. Элементы и единицы языка, речи и коммуникации. Понятие об инварианте и варианте языковых элементов и единиц.
- 28. Функции элементов и единиц языка.
- 29. Синтагматические, парадигматические и иерархические отношения в языке.
- 30. Язык и мышление.
- 31. Язык как средство выражения и передачи мысли.
- 32. Психофизиологический и психологический субстрат единиц мышления, языка, речи и коммуникации.
- 33. Учение ф. Де Соссюра о лингвистическом знаке.
- 34. Понятие о нулевом языковом знаке.
- 35. Значение и значимость языкового знака (по а.А.Реформатскому).
- 36. Лингвистический знак и разграничение элементов и единиц языка.
- 37. Значение письма и письменности в истории общества.
- 38. Соотношение письменного и звукового языка.
- 39. Пиктография.
- 40. Идеография.
- 41. Алфавитное письмо.
- 42. Теория письма. Графика и орфография.
- 43. Принципы орфографии. Фонетический, морфологический и традиционный принципы орфографии.
- 44. История письма.