logo search
Шпора по ЕЯИС, 2ой семестр (Головня) [8282 вопросов]

56. Лингвистические основы речевого интерфейса. Использование лингвистики в реализации речевых систем.

Знакомство с устройствами речевого ввода и вывода речевой информации целесообразно начать с изучения основных понятий, характеристик и структуры речевого сигнала. Речевой сигнал содержит данные о лингвистике, акустике и информационной структуре речи.

Из рис. видно, что с точки зрения лингвистики в речевом сигнале отражаются фонетические и просодические аспекты речи, с точки зрения акустики - акустические характеристики фонем и просодем, а информационная структура содержит дополнительную информацию о речевом сигнале, включающую его смысловое содержание, а также индивидуальные характеристики личности говорящего и передающей среды.

Аналогично тому, как связный текст естественного языка членится на иерархические уровни его изучения, в сплошном потоке речи выделяются основные составляющие. К ним относятся:

Высказывание в речи соответствует сплошному тексту в естественном языке. Это самый верхний уровень, на котором определяется весь речевой поток.

Высказывание членится на фонетические периоды речи (иногда их называют просто периодами речи), которым в естественно-языковом тексте соответствуют абзацы.

Фонетические периоды речи состоят из фраз, что в естественном языке соответствует предложениям.

Каждая фраза состоит из одной или нескольких синтагм, которым в письменном естественно-языковом тексте нет точного эквивалента.

Синтагма – это самостоятельно сформированные просодические единицы, заканчивающиеся паузами в речи.

Паузы в речи являются ее естественной составляющей, так как при чтении текста любой человек делает дыхательные остановки. Это может быть связано с естественной потребностью сделать очередной вдох либо с необходимостью выделить интонационно какую-либо часть произносимой речи. Во втором случае имеется ввиду выделение той части фразы, которая на письме, как правило, заканчивается знаком препинания: запятой, двоеточием и т.д. Часто синтагмы никак не обозначаются в тексте, а только подразумеваются. Синтагма может состоять как из одного слова, так и из нескольких слов – двух, трех и т.д., в зависимости от фразы и от особенностей дикции говорящего.

Синтагмы могут состоять из одной или нескольких акцентных групп.

Под акцентной группой понимаются одно или несколько слов, объединенных общим групповым ударением.

Акцентная группа, в свою очередь, состоит из фонетических слов.

В отличие от слов в естественно-языковом тексте, фонетическое слово – это значащее слово и (если есть) связанный с этим словом предлог или частица. Например, «на крыше» – в фонетическом смысле это одно фонетическое слово и читается оно слитно, без паузы. В качестве примера фонетического слова с частицей можно привести любое слово с частицей «бы», например, «хотел бы».

Лексика – это активный словарь, с которым работает естественно-языковая система. Например, системы, проверяющие орфографические ошибки с учётом знаний о словообразовании, работают с 1–2 млн словоформ русского языка. Системы распознавания речи работают с меньшими словарями – это десятки, сотни, максимум тысячи слов.

Морфология – это раздел лингвистики, изучающий части речи и правила словообразования, в которых используются морфемы: приставки (префиксы), суффиксы, окончания и т.д. С использованием знаний морфологии, в частности, строятся морфологические таблицы с перечислением всех окончаний, суффиксов, парадигм, спряжений, склонений и т.д.

Фонетика – это раздел лингвистики, занимающийся изучением звукового строя естественного языка. Предметом рассмотрения фонетики являются звуки (фонемы) речи.

Синтаксис – это набор правил образования предложений, с помощью которых осуществляется построение фраз естественного языка.

Семантика занимается вопросами изучения смысла, заключенного в естественно-языковом высказывании. Это особый раздел лингвистики, который имеет тесные связи с искусственным интеллектом и проблемой формализации знаний.

На уровне прагматики рассматривается ситуация, в рамках которой происходит общение. Здесь изучается набор условий, при которых возможно или невозможно возникновение той или иной естественно-языковой фразы.

Просодика – это подраздел фонетики, изучающий ритмику и интонацию речи.

Фонема – это минимальная значимая звуковая единица речи.

Для любой фонемы должны найтись хотя бы два слова, отличающихся только одним звуком, соответствующим этой фонеме. Например, для слов «дом» и «дым» можно выделить фонемы [о] и [ы], так как они отличаются именно этим звуком. Между буквами и фонемами имеется определенная связь, хотя она далеко не всегда очевидна. Так, любое сообщение можно написать буквами, а можно – фонемами.

Транскрипция – это фонетическая запись слов.

Итак, звучащая речь может быть представлена минимально значимыми звуковыми единицами – фонемами. Каждой фонеме соответствует в международной фонетической транскрипции одна и та же буква или символ.

Под местом образования понимается сужение артикуляторного тракта, определяющее его артикуляторную статику и резонансные свойства. Место образования гласных фонем обусловлено положением тела языка (переднее / заднее, высокое / низкое) и губ (огубленное / неогубленное). Место образования согласных фонем определяет положение смычки или щели (губное, зубное, альвеолярное, нёбное, фарингальное), а также заднее или переднее положение тела языка (разделение на мягкие и твердые согласные).

От способа образования фонем зависят энергетические и динамические особенности артикуляции фонемы. Под способом образования фонемы понимается то, каким образом образуется звук при прохождении воздуха через артикуляторный тракт человека во время произнесения фонемы.

Рассмотрим более подробно классификацию фонем. Итак, в соответствии с артикуляторными особенностями образования фонемы отличаются: 1) по способу образования; 2) по месту образования.

По способу образования фонемы подразделяются на следующие виды: