logo search
методические материалы по современному русскому

Тема 4 лексическое значение слова

Вопросы:

1. Роль общественно-исторической традиции в закреплении связи между словом и понятием, звучанием и значением слова.

2. Чем выражается и из каких компонентов формируется лексиче­ское значение слова?

3. Какие компоненты лексического значения являются обязатель­ными, а какие - факультативными?

4. Особенности лексического значения слов различных частей ре­чи. Специфика значения местоименных слов, модальных слов, имен собственных, служебных частей речи.

5. Типология (многоаспектная характеристика) лексических значений,

6. Развитие и изменение лексических значений слов и формы их проявления.

Задания:

1.

1. Сделать сжатый тезисно-цитатный конспект статьи акад. В. В. Виноградова «Основные типы лексических значений слова» (см. хре­стоматию, текст 3) и такой же конспект отрывка из книги: А. А. Потебня. Из записок по русской грамматике (см. хрестоматию, текст 2).

2. Графически представить типологию лексических значений (по лекции или учебнику М. И. Фоминой).

3. Из любого нормативного словаря выписать примеры слов с различными типами лексического значения (по 2-3 примера на каждый тип).

Примечания. Помните о следующем:

1. Чисто речевое значение в словаре не указывается.

2. Фразеологически связанное значение указано в толковом слова­ре после одного из возможных значков: = > 0 .

3. Синтаксически обусловленное значение обязательно должно иметь словарную помету перен., хотя не всякое переносное значение яв­ляется синтаксически обусловленным.

4. Если эмоционально-окрашенный компонент передается прямым значением слова, а не переносным, при нем может и не быть специаль­ной пометы об этой окраске. У переносных же значений обычно имеет­ся помета типа: неодобр., презр., пренебр., шутя., ирон., бран., укор., уничиж., ласк, и т.п.

5. Нумерация значений многозначного слова дается в словаре справа от заглавного слова и на уровне заглавного слова (вровень с ним) в отличие от нумерации слов-омонимов.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Основная литература:

1. Виноградов В. В. Основные типы лексических значений слова // В. В. Виноградов. Избранные труды. Лексикология и лексикография. - М., 1977 или в журнале «Вопросы языкознания», 1953, № 5 или в книге «Современный русский язык: Лексикология. Лексикография. Хрестома­тия и учебные задания. - СПб, 1996.

2. Потебня А. А. Из записок по русской грамматике // Современ­ный русский язык: Лексикология. Лексикография: Хрестоматия и учеб­ные задания. - СПб., 1996.

3. Фомина М. И. Современный русский язык. Лексикология. - М., 1983.

4. Шмелев Д. Н. Современный русский язык. Лексика. - М., 1977.

Дополнительная:

1. Ермакова О. П. Лексическое значение производных слов в русском языке. - М., 1984.

2. Харченко В. К. Переносное значение слова. - Воронеж, 1989.

2.

Подготовиться к анализу лексических значений слова по схеме:

АНАЛИЗ ЛЕКСИЧЕСКОГО ЗНАЧЕНИЯ СЛОВА

1. С точки зрения системных отношений в лексике:

1) по толковому нормативному словарю определить значение, в котором слово употреблено в тексте;

2) определить, какими системными отношениями это значение обусловлено (или в большей степени обусловлено). Для этого составить парадигмы: если парадигма лексем - значение парадигматическое; если парадигмы синтагм - значение синтагматическое.

3) Осуществить анализ парадигмы:

парадигмы лексем:

- смысловой стержень;

- дистрибуция;

- дифференциальные семантические признаки у членов парадигмы.

парадигмы синтагм:

- общее значение парадигмы синтагм;

- семантические различия у членов парадигмы.

2. По условиям реализации:

Путем анализа дистрибутивных связей анализируемого слова оп­ределить, будет лексическое значение свободным, фразеологически свя­занным или синтаксически обусловленным (свободное - в свободном сочетании, фразеологически связанное - во фразеологическом сочета­нии, синтаксически обусловленное - в нетипичной синтаксической функции слова).

3. По отношению к понятию:

- прямое - слово только в номинативной функции, называет предмет прямо, без образа;

- переносное - 1) слово, в основном, характеризует предмет, называя его через образ, значение образовано семантической деривацией от прямого зна­чения этого же слова); 2) характер мотивировочного признака (реальный; вы­мышленный; приписывается традиционно и др.)

4. Обобщить итоги анализа: обратить внимание на возможные индивидуальные особенности лексического значения этого слова.