51. Семантическое кодирование. Выравнивающе-толковательный код. Матрешный код.
Выравнивающий толковательный код.
Функции
Выравнивать
Толковать
Он выравнивает 1 тип сочетания с другим и возможно с словом. П быть недовольным использовать недовольство.
Жаждать = сильно хотеть.
Матрешечный код.
Земля- континент- государство-республика- область - города- районы – улицы – дома –квартиры.
Линейный код: все точные меры, где каждая последующая.
Класс мер подкласс точных мер длены: мм, см, локоть, дм, сажень, м, км.
Начинать кодировку можно с амстрема. Циклический код: зима –весна –лето –осень.
Ситуации с ролевыми функциями (адресат, локус – место, топик – тема) выражаемых падежами повторяются. Для новейшего космоплавания, нормализованы ,нормальные. Нарушения, отклонения от норм.
Для разработки семантического кода:
Выделить класс лица
Масса действий будет связана с человеком
Эта часть работы можно реализовать в автоматическом режиме.
В автоматическом режиме отберем наречия к этому классу глаголов. Классы глаголов с подклассами и под-подкласами. Семантический класс – подмножество некоторого генерального мн-ва выделенный по наличию самого общего признака: статика, динамика.
Идея движения представлена множеством глаголов: ходить, бегать, прыгать, шевелиться, затекать, застывать (с переходом к новому состоянию). Глаголы парные: совершенного – несовершенного типа. Это увеличивает мощность выделяемого подкласса. Признак «1 и также корень» облегчает задачи содерования Префиксальные:
-
Кипеть
Закипать
Покипеть
Перекипеть
Прикипеть
Докипеть
Прокипеть
Выкипеть
Вскипеть
укипеть
Шипеть
Зашипеть
-
-
-
Пошипеть
Прошипеть
Скрипеть
Заскрипеть
Поскрипеть
-
-
До скрипеть
Проскрипеть
Хрипеть
Захрипеть
-
-
До хрипеть
Прохрипеть
Петь
За петь
Напеть
Перепеть
Припеть
Допеть
Попеть
Пропеть
Спеть
Воспеть
А) сема
Б) связка с аналогом понимается так и только так что глагол некоторого класса подкласса имеет аналог действия, передаваемого существительным.
Матрица симметро-асимметричного словообразования.
-
Кипеть
Покипеть
-
-
Шипеть
Зашипеть
-
-
Скрипеть
Заскрипеть
Скрип
-
Хрипеть
Хрипение
Хрип
-
-
Петь
Пение
-
-
Песня
Эта матрица 25 – должна иметь 31 подсистему, где 1 подсистема с 5+ показывает.
В) связка с глаголы деления, начинания, скончания – фазовые глаголы. Собираться, надеется, намереваться. Базовые глаголы: мочь, хотеть.
Возможности семантического кода.
При обработке текста каждому слову приписывается семантика того или иного класса. Дерево бегает Л, дерево растет И. Однако первое метафора при обнаружении общих схем. Контроль за изменением ситуации.
Кто Субъект И.п.
| Что делает Объект В.п. | Где Место П.п. | Для кого Адресат Д.п. | Чем Инструмент Т.п. | Как… - наречие | Какое действие предикат глагол |
На наши вопросы может ответить система на грамматическом уровне. Сделана ли полка? Нет т.к. глагол несовершенного вида . Какова цель Ивана? Сделать полку. Т.к. сочетание деятель + действие + объект говорит о его цели.
Произвести нечто –цель создание продукта. Надо обратить внимание на то, что возраст эксперта колеблется от 22 до 65: ВУЗ, школа и вся его практическая деятельность. В создании эксперта: семья, преподы, среда. Кроме языковых знаний эксперт обладает специальными навыками.
Создание Проф – ориентирован спец. лингвистов, предметной системологии, предметники, программисты.
Поспелов: “ИИ” – комплексная научно – техническая проблема, для решения необходимо сложная работа математиков, электронщик, программистов, инженеров по знаниям, философов по разным аспектом жизни.
Пака лингвисты числятся вне, то это плохо. Лингв. озадачивает предметник юрист о налоговой системе. Предварительно юрист должен обсуждать с программистом. Если ее решает человек => решает и машина. Проблема в формализации знаний. Лингвистический аспект проблемы, представлен предметником, т.к. лингвист не знает.
- 1. Фонетическое членение речи.
- 2. Звуки. Артикуляционный аспект звуков речи.
- 3. Артикуляционная характеристика звуков.
- 4. Гласные звуки. Классификация гласных звуков.
- 5. Согласные звуки. Классификация согласных звуков.
- 6. Акустический аспект звуков речи. Качественные характеристики звуков.
- 7. Функциональный аспект звуков речи (фонология). Понятие о фонеме.
- 8. Система фонем в современном русском языке.
- 9. Фонологические позиции. Сильные и слабые фонемы.
- 10. Позиционные чередования гласных фонем. Количественная и качественная редукция гласных фонем.
- 11. Позиционные чередования согласных фонем. Ассимиляция и диссимиляция по глухости/звонкости и по твердости/мягкости.
- 12. Исторические чередования фонем.
- 13. Падение редуцированных гласных фонем и последствия этого явления.
- 14. Чередования, связанные с историей носовых звуков в древнерусском языке.
- 15. Палатализация заднеязычных.
- 17. Фонетическая транскрипция. Фонематическая транскрипция
- 18. Слог. Слогораздел. Типы слогов.
- 19. Фонетическое слово. Ударение
- 20. Речевой такт. Интонация
- 21. Ударение. Интонационные конструкции
- 21. Фраза. Интонация
- 22. Понятие об орфоэпии
- 23. Основные правила русского литературного произношения.
- 24. Произношение гласных под ударением. Произношение безударных гласных.
- 25. Произношение отдельных согласных звуков.
- 26. Произношение групп согласных.
- 27. Произношение некоторых грамматических форм.
- 28. Произношение некоторых аббревиатур. Особенности произношения иноязычных слов.
- 29. Трудные случаи усвоения ударения в русском языке.
- 30. Развитие русского литературного произношения.
- 31. Грамматическое кодирование
- 32. Семантическое кодирование. Двухаргументные (временные признаки): причинность.
- 33. Семантическое кодирование. Двухаргументные (временные признаки): следствие, результат, цель.
- 34. Семантическое кодирование. Двухаргументные (временные признаки): превращение, изменение
- 35. Семантическое кодирование. Двухаргументные (временные признаки): взаимодействие, группировка, общность, объединение
- 36. Семантическое кодирование. Двухаргументные (временные признаки): разделение, влияние, условие, вхождение.
- 37. Семантическое кодирование. Двухаргументные (временные признаки): соответствие, управление, подчинение, зависимость.
- 38. Семантическое кодирование. Одноаргументные (постоянные признаки):свойство, необходимость, возможность, вероятность, есть, нет.
- 39. Семантическое кодирование. Одноаргументные (постоянные признаки): истинность, ложность.
- Семантический код. Его цели. Предназначение. Принцип построения. Возможности.
- Предназначение семантического кода. Термин «смысл».
- Предназначение семантического кода. Текст. Информация. Гипертекст в освоении информации.
- 43. Грамматический и семантический анализ при семантическом кодировании.
- 44. Русский семантический словарь сочетаемости и ассоциативный словарь при семантическом кодировании.
- Предназначение семантического кода. Системный изоморфизм.
- Предназначение семантического кода. Принцип необходимого и достаточного.
- Предназначение семантического кода. Связность классов и подклассов
- 48. Предназначение семантического кода. Принцип иерархичности/ неиерархичности.
- 49. Предназначение семантического кода. Системная метафоричность.
- 50. Ситуативный (ситуационный) семантический код.
- 51. Семантическое кодирование. Выравнивающе-толковательный код. Матрешный код.
- 52. Основные задачи и ключевые понятия речевого интерфейса.
- 53. Исторический обзор проблемы распознавания и синтеза речи.
- 54. Системы автоматического синтеза речи. Практические приложения речевого интерфейса.
- 55. Системы автоматического распознавания речи. Практические приложения речевого интерфейса.
- 56. Лингвистические основы речевого интерфейса. Использование лингвистики в реализации речевых систем.
- 57. Структура речевого сигнала. Анализ и синтез. Спектрально-временные характеристики речевого сигнала.
- 58. Информационная и модуляционная структура речевого сигнала.
- 59. Методы синтеза речевого сигнала. Обобщенные математические модели описания речевых сигналов.
- 60. Методы синтеза речевого сигнала. Геометрическая модель речевого тракта.
- 61. Методы синтеза речевого сигнала. Формантная модель.
- 62. Компиляционные методы синтеза речевого сигнала.
- 63. Методы анализа речевого сигнала.
- 64. Метод цифровой фильтрации речевого сигнала. Спектральный анализ с использованием алгоритмов бпф. Метод цифровой фильтрации
- Спектральный анализ с использованием алгоритмов бпф
- 65. Спектральный анализ на основе линейного предсказания. Формантно-параметрическое описание речевого сигнала. Спектральный анализ на основе линейного предсказания
- Формантно-параметрическое описание речевого сигнала
- 66. Метод кепстральных коэффициентов. Особенности восприятия речи. Свойства рецептивного восприятия речи человеком. Метод кепстральных коэффициентов
- 67. Свойства рецептивного восприятия речевых сигналов. Природа слуховых (фонетических) признаков речевого сигнала. Свойства рецептивного восприятия речевых сигналов
- Природа слуховых (фонетических) признаков речевого сигнала
- 68. Свойства восприятия минимальных смыслоразличительных элементов речи
- 69. Синтез речи по тексту. Структура синтезатора речи по тексту.
- Структура синтезатора речи по тексту Ключевые понятия:
- 70. Лингвистический процессор. Предварительная обработка текста. Пофразовая обработка текста.
- Предварительная обработка текста
- Пофразовая обработка текста
- 71. Пословная обработка теста. Пример работы лингвистического процессора. Пословная обработка текста
- Пример работы лингвистического процессора
- 72. Просодический процессор
- 73.Фонетический процессор. Артикуляторно-фонетический процессор. Формантный фонетический процессор.
- 74. Аллофонный фонетический процессор. Акустический процессор.
- 75. Аппроксимация геометрии речевого такта. Акустический процессор, основанный на компиляционных методах синтеза речи.
- 76. Классификация систем автоматического распознавания речи. Методы автоматического распознавания речи.
- 77. Классификация методов распознавания речи.
- 78. Метод динамического программирования.
- 79. Метод скрытых марковских моделей.
- 80. Структурно-экспертные методы распознавания речи. Экспертный подход к фонемному распознаванию речи.
- 81. Проблемы обучения в распознавании речи и методы создания эталонных слов. Метод создания многокластерных эталонов речи.
- 82.Проблема плотных упаковок. Формульное представление знаний как вариант плотных упаковок.