logo search
Введение в языкознание (2006 г

9.4. Классификация гласных

Разграничение звуков речи на гласные и согласные представляется достаточно нелёгким.

В теоретико-информационном отношении согласные более, чем гласные, информационно нагружены, слова могут быть во многих случаях опознаны по согласным, а гласные играют в передаче информации и, соответственно, в опознании слов как бы второстепенную роль. Но гласные часто выполняют роль носителей той информации, которая позволяет опознавать разные словоформы.

С точки зрения теории слогообразования гласные играют ведущую роль: они выступают в качестве ядер, вершин слогов, тогда как согласные являются лишь сопутствующими элементами. Во многих языках вершину слога могут образовать сонанты (носовые [m], [n], [] || [N] и плавные [l] и [r]), но только в соседстве с шумными. По соседству же с гласными эти звуки функционируют как периферийные элементы слога.

В акустическом отношении существенно то, что гласные (в отличие от согласных) обладают чёткой формантной структурой, требуют большего расхода общей энергии, являются по преимуществу тонами. Сонанты акустически оказываются в промежуточном положении между гласными и шумными согласными.

С физиологической точки зрения при артикуляции гласных в надставной трубе отсутствуют преграды для выходящей из лёгких струи воздуха, для согласных наличие той или иной преграды является обязательным. При образовании согласных напряжение имеет место только в какой-то одной части произносительного аппарата, а при образовании гласных наблюдается разлитое напряжение всего произносительного аппарата. Согласные характеризуются определённым фокусом образования, у гласных же фокус образования отсутствует. Это обстоятельство делает более надёжными самые детальные классификации согласных.

Классификации и гласных, и согласных опираются на множество признаков (более двух и в одном и в другом случае). Поэтому при попытке представить их в виде таблиц возникают трудности с выбором наиболее существенных признаков.

Различия между гласными, по Л.Р. Зиндеру, могут касаться следующих признаков, которые в неодинаковой степени отражаются в различных классификациях:

а) наличие — отсутствие голоса (возможны глухие гласные, которые производятся струёй воздуха, проходящей через надгортанные полости и возбуждающей их собственные тоны; разновидностью глухих гласных являются шёпотные гласные);

б) напряжённость — ненапряжённость (ненапряжёнными являются неударенные редуцированные гласные, распространённые во многих языках; различение по признаку [напряжённости — ненапряжённость] характеризует, в частности, противопоставление в нем. языке закрытых и открытых / узких и широких гласных);

в) длительность (эти различия могут зависеть от общих фонетических условий и быть от них независимыми, фонематически значимыми; в таких случаях может различаться порядка двух или более степеней длительности; в нем. языке признак долготы во многих случаях сопряжён с признаками закрытости и напряжённости гласного);

г) наиболее решающие для классификации гласных различия в положении языка по вертикали и горизонтали, лучше всего учитываемые в трапециевидных схемах (см. схемы у Л.В. Щербы, Л.Р. Зиндера, Ю.С. Маслова, Л.В. Бондарко и её соавторов, а также схему МФА):

д) в горизонтальной плоскости различия по ряду: гласные передние — задние — смешанные (в иных классификациях средние, или центральные; по Л.В. Щербе смешанные и центральные согласные предполагают неодинаковый уклад языка); можно, далее, говорить о выдвинутых задних, об отодвинутых передних;

е) в вертикальной плоскости различия по степени подъёма (Л.В. Щерба отмечает произвольный характер их разграничения и намечает 6 ступеней как условные остановки при медленном опускании или, наоборот, подъёме языка);

ё) также решающие для классификации гласных различия в действии губ / различия по отсутствию — наличию лабиализации (гласные неогублённые и огублённые);

ж) относительная однородность - неоднородность артикуляции (монофтонги, дифтонги, трифтонги; дифтонгоиды);

з) отсутствие — наличие дополнительных артикуляций (назализация, фарингализация).

Теперь приводится таблица, в которой символам IPA для гласных поставлены в соответствие символы SAMPA. В системе SAMPA используются только те символы. которые имеются в стандартной клавиатуре компьютера. Используя их, можно обмениваться по электронной почте инф ормацией о том, как произносится то или иное слово в каком-либо языке.

Гласные некоторых языков. Отмеченные звуковые различия между гласными в неодинаковой степени используются разными языками. Каждый язык выбирает из всего множества возможных звуковых различий те, которые обеспечивают различение фонем и оказываются, таким образом, функционально нагруженными.

Следует отметить, что если в первой и особенно во второй трети 20 в. интерес языковедов сосредоточивался преимущественно на проблемах сегментной фонологии, то в самые последние десятилетия 20 в. резко обострился интерес к суперсегментной фонологии (особенно к проблемам интонации). Объясняется это тем, что сегодня в фокусе интереса оказываются не только такие значащие языковые единицы, как слово и морфема, но и такие конструктивные языковые объекты, как предложение и высказывание (звучащий текст). Значительное внимание уделяется проблемам ввода звуковой информации в компьютер и компьютерного синтеза речи.

Рассмотрим две таблицы классификации русских гласных:

а) в форме треугольника:

б) в форме трапеции:

Как мы видим, в русском языке гласные различаются по следующим дифференциальным признакам: по ряду (передние — задние — смешанного ряда),по степени подъёма (нижний — средний — верхний подъём), по наличию — отсутствию лабиализации (неогублённые — огублённые).

Таблица гласных французского языка иллюстрирует различия между гласными: по ряду (передние — задние гласные), по степени подъёма (до 6 степеней), по наличию — отсутствию лабиализации (огублённые — неогублённые гласные), по наличию — отсутствию назализации (носовые — ртовые гласные):

Таблица гласных немецкого языка иллюстрирует различия: по ряду (передние, задние и центральные гласные), по степени подъёма (до 6 степеней), по степени раствора (узкие — широкие гласные), по длительности (долгие — краткие гласные), в ряде случаев сопровождаемые различиями между ними по степени напряжённости, по наличию — отсутствию лабиализации (огублённые — неогублённые гласные), по однородности — неоднородности артикуляции (монофтонги — дифтонги).

Таблицы гласных английского языка (британский и американские варианты) свидетельствуют о различиях (притом неодинаково используемых): по ряду (передние, задние и центральные гласные), по степени подъёма (до 6 и 7 степеней), по степени раствора (узкие и широкие гласные), по наличию — отсутствию лабиализации (огублённые — неогублённые гласные),по однородности —-- неоднородности артикуляции (монофтонги — дифтонги)::