logo search
методические материалы по современному русскому

Тема 13 фразеология русского языка

Вопросы:

1. В чем заключается широкое и узкое понимание состава фразеологии (позиции разных учебников)?

2. В каких словарях можно найти фразеологизмы?

3. Сравнить фразеологизм со словом и словосочетанием (для этого следует повторить основные признаки понятий «слово» и «словосоче­тание», используя справочники и учебники). Графически представить (в виде таблицы, матрицы, схемы и т.п.) сравнительную характеристику слова, фразеологического сочетания слов и свободного словосочетания.

4. Почему учение о фразеологизмах присоединено к лексикологии в практике вузовского преподавания и учебной литературе?

5. В чем особенность лексического значения фразеологизмов?

6. Назвать все признаки фразеологизмов, иллюстрируя свой ответ самостоятельно подобранными примерами.

Задания:

1. Преобразовать устаревшие выражения в современные фразеологизмы, определить их значения. Что изменилось в значении современных оборотов в сравнении с их прототипами?

Пойти на попятный двор; пускаться во все тяжкие колокола; его на кривых оглоблях не объедешь; и вся недолга песня; ни кола, ни двора, ни куриного пера, ни милого живота («лошади» устар.); ни рыба, ни мясо, ни кафтан, ни ряса; не все дома, половина поехала; как с гуся вода небывалые слова.

2. Рассказать о происхождении следующих оборотов:

Явление Христа народу, вавилонское столпотворение, козел от­пущения, всякой твари по паре, краеугольный камень, Фома неверую­щий, умыть руки, соль земли, на злобу дня, яко тать в нощи.

Разрубить гордиев узел, яблоко раздора, ахиллесова пята, дамок­лов меч, двуликий Янус, буриданов осел, восьмое чудо света, дары да­найцев или Троянский конь, кануть в Лету, Пиррова победа, сжечь свои корабли.

Сражаться с ветряными мельницами, по ком звонит колокол, быть или не быть.

Свадьба с генералом, кухаркины дети, кисейная барышня, на де­ревню дедушке, сказка про белого бычка, великий комбинатор, остать­ся у разбитого корыта, а воз и ныне там, живой труп, мальчики кро­вавые в глазах, да был ли мальчик-то?

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Основная литература:

1. Бабкин A. M. Русская фразеология, ее развитие и источники. - М., 1970.

2. Жуков В. П. Русская фразеология. - М., 1986.

3. Молотков А. И. Основы фразеологии русского языка. - М., 1977.

4. Молотков А. И. Фразеологизмы русского языка и принципы их лексикографического описания (см. текст 21 вышеназванной хрестоматии).

5. Семененко Н. Н., Шипицына Г. М. Русская пословица: функции, семантика, системность. - Белгород, 2005.

6. Шанский Н. М. Фразеология современного русского языка. - М., 1969.

7. Телия В. Н. Русская фразеология. Семантический, прагматиче­ский и лингвокультурологический аспекты. - М., 1996.

Словари и справочники:

1. Аристова Т. С., Ковшова М. Л. и др. Словарь образных выражений русского языка / Под ред. В. Н. Телии. - М., 1995.

2. Ашукин Н. С., Ашукина М. Г. Крылатые слова. - М., 1987.

3. Бирих А. К., Мокиенко В. М., Степанова Л. И. Словарь русской фразеологии. (Историко-этимологический справочник). - СПб., 1998.

4. Фразеологический словарь русского языка / Под ред. А. И. Молоткова. - М., 1968.

5. Фразеологический словарь русского языка. Сост. А. Н. Тихонов и др. - М., 2003.

6. Язовицкий Е. В. Говорите правильно. Пособие для учащихся. - М.; Л., 1964.

7. Яранцев Р. И. Словарь-справочник по русской фразеологии. - М., 1985.