Тема 13 фразеология русского языка
Вопросы:
1. В чем заключается широкое и узкое понимание состава фразеологии (позиции разных учебников)?
2. В каких словарях можно найти фразеологизмы?
3. Сравнить фразеологизм со словом и словосочетанием (для этого следует повторить основные признаки понятий «слово» и «словосочетание», используя справочники и учебники). Графически представить (в виде таблицы, матрицы, схемы и т.п.) сравнительную характеристику слова, фразеологического сочетания слов и свободного словосочетания.
4. Почему учение о фразеологизмах присоединено к лексикологии в практике вузовского преподавания и учебной литературе?
5. В чем особенность лексического значения фразеологизмов?
6. Назвать все признаки фразеологизмов, иллюстрируя свой ответ самостоятельно подобранными примерами.
Задания:
1. Преобразовать устаревшие выражения в современные фразеологизмы, определить их значения. Что изменилось в значении современных оборотов в сравнении с их прототипами?
Пойти на попятный двор; пускаться во все тяжкие колокола; его на кривых оглоблях не объедешь; и вся недолга песня; ни кола, ни двора, ни куриного пера, ни милого живота («лошади» устар.); ни рыба, ни мясо, ни кафтан, ни ряса; не все дома, половина поехала; как с гуся вода небывалые слова.
2. Рассказать о происхождении следующих оборотов:
Явление Христа народу, вавилонское столпотворение, козел отпущения, всякой твари по паре, краеугольный камень, Фома неверующий, умыть руки, соль земли, на злобу дня, яко тать в нощи.
Разрубить гордиев узел, яблоко раздора, ахиллесова пята, дамоклов меч, двуликий Янус, буриданов осел, восьмое чудо света, дары данайцев или Троянский конь, кануть в Лету, Пиррова победа, сжечь свои корабли.
Сражаться с ветряными мельницами, по ком звонит колокол, быть или не быть.
Свадьба с генералом, кухаркины дети, кисейная барышня, на деревню дедушке, сказка про белого бычка, великий комбинатор, остаться у разбитого корыта, а воз и ныне там, живой труп, мальчики кровавые в глазах, да был ли мальчик-то?
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Основная литература:
1. Бабкин A. M. Русская фразеология, ее развитие и источники. - М., 1970.
2. Жуков В. П. Русская фразеология. - М., 1986.
3. Молотков А. И. Основы фразеологии русского языка. - М., 1977.
4. Молотков А. И. Фразеологизмы русского языка и принципы их лексикографического описания (см. текст 21 вышеназванной хрестоматии).
5. Семененко Н. Н., Шипицына Г. М. Русская пословица: функции, семантика, системность. - Белгород, 2005.
6. Шанский Н. М. Фразеология современного русского языка. - М., 1969.
7. Телия В. Н. Русская фразеология. Семантический, прагматический и лингвокультурологический аспекты. - М., 1996.
Словари и справочники:
1. Аристова Т. С., Ковшова М. Л. и др. Словарь образных выражений русского языка / Под ред. В. Н. Телии. - М., 1995.
2. Ашукин Н. С., Ашукина М. Г. Крылатые слова. - М., 1987.
3. Бирих А. К., Мокиенко В. М., Степанова Л. И. Словарь русской фразеологии. (Историко-этимологический справочник). - СПб., 1998.
4. Фразеологический словарь русского языка / Под ред. А. И. Молоткова. - М., 1968.
5. Фразеологический словарь русского языка. Сост. А. Н. Тихонов и др. - М., 2003.
6. Язовицкий Е. В. Говорите правильно. Пособие для учащихся. - М.; Л., 1964.
7. Яранцев Р. И. Словарь-справочник по русской фразеологии. - М., 1985.
- Практические занятия лексикография, лексикология, фразеология
- Общее понятие о современном русском языке
- Тема 2 словарный состав русского языка
- Тема 3 основные понятия семасиологии
- Тема 4 лексическое значение слова
- Тема 5 однозначные и многозначные слова. Смысловая структура многозначного слова
- Тема 6 многозначность и омонимия
- Тема 7 системные (парадигматические) отношения в лексике
- Тема 8 лексические синонимы и антонимы
- Тема 9 системные (синтагматические) отношения в лексике
- Тема 10 динамические процессы в словарном составе
- Тема 11 лексика языка с точки зрения ее происхождения
- Тема 12 иноязычная лексика в современном русском языке
- Тема 13 фразеология русского языка
- Тема 14 структурно-семантическая характеристика фразеологизмов
- Лабораторные работы лексикография, лексикология, фразеология
- Типы и виды словарей
- Тема 2 характеристика словарей
- Тема 3 паронимы в отношении к нормам словоупотребления
- Тема 4 лексико-семантический анализ слова (в контексте)
- Тема 5 анализ фразеологических единиц языка
- Тема 6 общий лексический анализ текста
- Вопросы для подготовки к экзамену по лексикологии (1 курс)
- Практические задания
- Фонетика, фонология, орфоэпия, графика, орфография
- Тема 1 фонетический аспект характеристики звуков
- Тема 2 графический и орфографический анализ
- Фонетический анализ
- Графический анализ слова (фразы)
- Орфографический анализ текста
- Анализ орфограмм 1-го раздела («Написание значимых частей слова») Написание по фонемно-морфологическому принципу орфографии Орфограммы корней:
- Орфограммы в аффиксах:
- Написания по традиционному принципу орфографии:
- Анализ орфограмм 2-го раздела орфографии («Слитные, дефисные, раздельные написания»)
- Анализ орфограмм 3-го раздела орфографии
- Общие выводы
- Анализ орфограмм, изучаемых в школе
- Образец анализа орфограммы № 1
- Образец анализа орфограммы № 52
- Тема 3 фонологический аспект характеристики звуков
- Фонематический анализ
- Тема 4 орфоэпические нормы русского языка
- Орфоэпический анализ текста
- Тема 5 особенности произношения моего товарища (Самостоятельная работа)
- Тема 6 анализ школьных учебников по русскому языку (Разделы «Фонетика, графика, орфоэпия» в учебниках для 5-8 классов)
- Методические материалы по современному русскому языку
- Часть 1, 2
- 308015, Г. Белгород ул. Победы, 85