9. Функции языка как его сущностные характеристики.
Общение (или коммуникация) – это передача от одного лица другому какого-то сообщения с той или иной целью. Общение совершается в результате коммуникативной деятельности двух или нескольких лиц в определенной ситуации и при наличии общего средства общения.
Коммуникативная функция. Важнейшим средством человеческого общения является язык. Он выступает орудием общения, осуществляя таким образом коммуникативную функцию. Общаясь друг с другом, люди передают свои мысли, волеизъявления, чувства и душевные переживания, воздействуют друг на друга в определенном направлении, добиваются общего взаимопонимания. Язык дает людям возможность понять друг друга и наладить совместную работу во всех сферах человеческой деятельности. Язык был и остается одной из сил, которые обеспечивают существование и развитие человеческого общества.
Язык как средство общения обслуживает и отдельного человека, и общество (социум) в целом. Языковые средства используются людьми для выражения самого различного содержания – правильного и неправильного, интересного и неинтересного, полезного и бесполезного (вспомните «светские» беседы), своего и чужого и т. п. Важна, конечно, социально значимая информация. Язык используется во всех сферах общения – хозяйственной, общественно-политической, бытовой, в сфере художественной литературы и эстетического воздействия, науки и обучения, в сфере делопроизводства и личной переписки, в сфере религиозного культа. Расширение сфер применения языка, полифункциональности коммуникативных его свойств находится в прямой зависимости от общественно-политического и культурного развития народа, его государства.
Язык выступает как средство общения и тогда, когда говорит один человек (монологическая речь), и тогда, когда говорят два или несколько лиц (диалогическая и групповая речь). Общение может быть не только устным, но и письменным. Устный разговор двух лиц является естественной формой общения. С возникновением технических средств общения (радио и телевидение) устное монологическое общение получило широкое распространение, повысилась роль восприятия и понимания чужой речи.
Язык как средство общения является общим достоянием. Он может выполнять при этом две социальные функции – интегрирующую и дифференцирующую. Эти социальные функции язык выполняет тогда, когда происходит историческое образование языков на базе концентрации диалектов или объединения языков, а также изоляции языка.
Интегрирующую функцию язык выполняет тогда, когда он используется как язык межнационального или мирового общения. Такие социальные функции осуществляет русский язык. Язык, который не используется для общения между народами, выполняет дифференцирующую функцию. Это родной язык той или иной нации или народности.
Интегрирующую и дифференцирующую функции, в принципе, может выполнять любой субъязык (разновидность этноязыка, принятая в той или иной сфере общения). В качестве примера может выступить детский субъязык. В повести Л.Кассиля «Кондуит и Швамбрания» приводится речевая ситуация, в рамках которой детский субъязык характеризуется употреблением только первого слога из каждого произносимого общеупотребительного слова:
– А по по не по? – серьезно спросил Биндюг.
(– А по портрету не получишь? – перевели наши сзади.)
– А ра-то вы ме би? – спокойно сказал Костя Жук.
(– А раньше-то вы меня били? – растолковали нам «внучки»).
Случайно оказавшимся рядом взрослым этот диалог какое-то время был бы непонятен (по отношению к ним детский субъязык выполнял бы дифференцирующую функцию).
Следует внести следующее уточнение. О коммуникативной функции языка можно говорить только тогда, когда мы рассматриваем его с позиции человека, который пользуется данным языком. Если же взять язык сам по себе, в его целостно-системной организованности, то тогда станет ясно, что коммуникация – это действительность языка, это его актуально наличное бытие, это его жизнь, но не функция.
Вряд ли можно сказать, что функция конкретного человека – быть живым. Так и по отношению к языку. Языки делятся на живые и мёртвые не по тому, есть ли на них речь, речевые памятники, а по тому, коммуницируют ли на них люди. Тезис о коммуникативной функции языка поэтому должен приниматься с определёнными оговорками.
Когнитивная и аккумулятивная функции. Вторая основная функция языка обусловлена содержанием общения. «Язык – писали К.Маркс и Ф.Энгельс, – есть непосредственная действительность мысли» (Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 3, с. 448). Предназначенность языка быть средством выражения, передачи и хранения содержания называют его когнитивной, или экспрессивной функцией (от лат. cognitio – познавание и expressia – выражение).
Говоря о когнитивной функции языка, надо различать передаваемый, коммуникативный смысл предложения и его абстрактное, формальное значение, которое служит лишь средством оформить и передать смысл – результат мышления, конкретное содержание предложения. Так, в предложении Пахнет сеном над лугами говорится о сенокосе – о том, что скошенная трава издает особый запах. Однако в этом предложении содержатся грамматические значения безличности, обстоятельства места, субъекта состояния; они не принадлежат конкретному содержанию, так как способны оформить много других конкретных мыслей, например: Из-за Волги с лугов пахнет цветами (А. Островский); Из полей тянуло гречишным медом (Фадеев); Теплым ветром потянуло (Фет); Из хаты повеяло сыростью (Лермонтов).
Когнитивная функция проявляется не только в общении отдельных лиц, она выявляется в языковом опыте народа, обеспечивает для потомков сохранение самых разнообразных знаний – об обществе и природе, о мышлении и языке. Такие, например; предметы, как кольчуга или панёва (так называлась домотканая шерстяная юбка), вышли из употребления, но слова, их обозначающие, сохраняются в текстах русского языка. Функцию языка отражать и сохранять знания называют аккумулятивной. В век научно-технической революции роль языка как орудия мышления и познания возрастает, объем и глубина знаний, выражаемых языком, увеличиваются быстрыми темпами.
Коммуникативная, когнитивная и аккумулятивная функции – основные социальные функции языка как важнейшего средства общения. Остальные функции являются дополнительными и второстепенными; они принадлежат не языку в целом, а его вариантам и стилям.
- Вопросы и ответы к экзамену «Введение в языкознание» (2011-2012 учебный год)
- Язык как предмет языкознания.
- 3. Разделы языкознания. Общее и частное языкознание. Синхроническое и диахроническое языкознание. Теоретическое и прикладное языкознание.
- 4. Значение науки о языке.
- 5. Методология языкознания. Понятие об универсальной схеме научного исследования и её роли в целостно-системном подходе к проблемам изучения языка.
- 2) Пять ступеней сущности предмета.
- 3) Пять аспектов универсальной схемы научного исследования. Достоинства универсальной схемы научного исследования.
- 4) Общие выводы, вытекающие из универсальной схемы научного исследования.
- 6. Понятие о пяти ступенях сущности языка и пяти целевых подсистемах его изучения.
- 1) Пять ступеней сущности языка. Уровни мышления, языка, психофизиологии, речи и общения. Науки, их изучающие.
- 2) Пять целевых подсистем (основных аспектов) изучения языка – генетический, логический, динамический, функциональный, личностный аспекты.
- 7. Несовпадение речевых фактов и их интерпретации.
- 8. Язык как особое общественное явление. Язык и раса. Язык и другие средства общения. Понятие о социолингвистике.
- 9. Функции языка как его сущностные характеристики.
- 10. Язык и культура. Отражение в языке культуры общества.
- 11. Язык и "картина мира".
- 12. Социальная дифференциация языков.
- 13. Территориальная дифференциация языков. Виды диалектов.
- 14. Основные теории происхождения языка.
- 15. Историческое развитие языков. Развитие языков и диалектов в разные исторические эпохи (стадии развития языков). Понятие о внешних и внутренних факторах изменений в языке.
- 16. Проблема праязыка (почему его все ищут?). Праязык и славянские языки.
- Термины родства Местоимения
- Суффиксы Приставки
- 17. Развитие национальных языков, понятие литературного языка и нормы.
- 18. Исторические изменения в словарном составе, грамматическом строе, звуковой стороне языка.
- 19. Языки живые и мертвые, искусственные языки.
- 20. Перспективы языкового развития человечества.
- 21. Языковые контакты. Билингвизм.
- 22. Язык как системно-структурное образование.
- 23. Количественные и качественные различия элементов системы.
- 24. Лексические и грамматические значения.
- 25. Понятие яруса (уровня) языка, основные языковые ярусы и единицы системы языка.
- 26. Понятие об элементах и единицах языка.
- 27. Элементы и единицы языка, речи и коммуникации. Понятие об инварианте и варианте языковых элементов и единиц.
- 28. Функции элементов и единиц языка.
- 29. Синтагматические, парадигматические и иерархические отношения в языке.
- 30. Язык и мышление.
- 31. Язык как средство выражения и передачи мысли.
- 32. Психофизиологический и психологический субстрат единиц мышления, языка, речи и коммуникации.
- 33. Учение ф. Де Соссюра о лингвистическом знаке.
- 34. Понятие о нулевом языковом знаке.
- 35. Значение и значимость языкового знака (по а.А.Реформатскому).
- 36. Лингвистический знак и разграничение элементов и единиц языка.
- 37. Значение письма и письменности в истории общества.
- 38. Соотношение письменного и звукового языка.
- 39. Пиктография.
- 40. Идеография.
- 41. Алфавитное письмо.
- 42. Теория письма. Графика и орфография.
- 43. Принципы орфографии. Фонетический, морфологический и традиционный принципы орфографии.
- 44. История письма.