7. Несовпадение речевых фактов и их интерпретации.
Приведём отрывок из книги очень квалифицированного языковеда:
<Отвлекаясь от художественности, этнографичности и т.п., укажем лишь на характерную для балканцев открытость к чужому, лёгкость перехода и как бы изначально заложенные способности к языковым контактам, к коммуникации в сложных условиях, ср. в связи с этим ещё один болгарский пример, интересный тем, что он противопоставляет две разные модели языкового менталитета: болгарскую и русскую. Речь идет об отрывке из автобиографической повести Влайкова "Пережитое", посвящённом событиям русско-турецкой войны: в болгарское село приходят освободители – русские. Впервые увидевший русских мальчик, в восторге сообщая домашним о приходе "московцев", добавляет: "Что они говорят – всё понятно. – Понятно, известное дело, они же славяне, как и мы, – поясняет брат". Действительно, у болгар не возникает затруднений в общении с русскими, мало того, они тут же подхватывают ставшее впоследствии столь знаменитым слово "братушка". Однако это понимание оказывается несимметричным. То, что без труда удается болгарскому крестьянскому мальчику, не получается у русского офицера: "Наши пытаются что-то объяснить ему, но он никак их не поймет... Учитель Симон включается в беседу. Русский... спрашивает его о чём-то. Учитель Симон отвечает на ломаном болгарском языке. Русский и его не понимает. Пришлось учителю изъясняться по-церковнославянски. – Так, так! – говорит русский с удовлетворением. Теперь он его понимает!".
Здесь примечательна и комбинаторная способность носителя БММ: сначала он пытается приспособить свой язык, упростив его, а затем безошибочно выбирает язык-посредник. Конечно, приведённый пример ни в коем случае нельзя трактовать в оценочном плане (чья ММ лучше, или какой народ сообразительнее). Цель его иная, хотя больше она обращена к носителям русского языка и русской ММ: язык не существует сам по себе – его нельзя оторвать от человека, его хозяина и слуги; не надо замыкаться на своём языке как на единственном (и потому единственно правильном, хорошем), но с открытой душой подходить и к чужому, помня, что это чужое может в один прекрасный момент стать добровольно принятым своим (или и своим).> (Т.В.Цивьян 2005: 99)
Приведённый отрывок из повести болгарского писателя Тодора Влайкова интересен по нескольким соображениям. Здесь явно проступает различие между фактом и его интерпретацией. Сообщённый писателем факт состоит в том, что болгары легче понимают русских, нежели русские – болгар. Фактом является несимметричность понимания, и с этим моментом интерпретации чрезвычайно уважаемой нами Т.В.Цивьян не согласиться было бы невозможно. Фактом является использование церковнославянского языка в качестве языка-посредника.
Но интерпретация потому и является таковой, поскольку в принципе допускает интерпретацию иного характера. Мы согласимся с тем, что приведённый пример ни в коем случае нельзя трактовать в оценочном плане (чья ММ лучше, или какой народ сообразительнее). Нам трудно согласиться с дидактической обращённостью этого отрывка к носителям русского языка и русской ММ (модели мира), с вроде бы безобидным предложением не замыкаться на своем языке как на единственном (и потому единственно правильном, хорошем), но с открытой душой подходить и к чужому, помня, что это чужое может в один прекрасный момент стать добровольно принятым своим (или и своим).
Что мешает нам согласиться с такого рода дидакцией? Всё дело в законе равновесия, сформулированном известной русской пословицей: не бери чужого – не отнимут своё. Подходя к чужому «с открытой душой», человек утрачивает в своей душе своё. «Если где-то прибавится, то где-то и отнимется» – всего лишь упрощённый вариант формулировки известного физического закона. Вряд ли фундаментальные законы физики, законы мироздания теряют свою справедливость и в данном случае. Казалось бы, балканцы более открыты к чужому, демонстрируют лёгкость перехода и как бы изначально заложенные способности к языковым контактам, к коммуникации в сложных условиях. Но чем это закончилось? Отсутствием серьёзного противостояния бомбардировкам со стороны новых агрессоров, к подчинению новым заморским хозяевам, на крыльях своих самолётов принесших «свободу и демократию». Когда нас учат добровольно принимать чужое как своё (или как и своё), нас – вольно или невольно – учат добровольно подчиняться новым агрессорам.
Здесь не содержится протеста против контактов с другими странами и народами, против изучения иностранных языков. Единственное, с чем мы не можем согласиться – с игнорированием своего, с предложением принять чужое как своё. Нейтрализация оппозиции чужое/своё в модели мира, означая упрощение этой модели, тем самым означает нарастание в этой модели момента разрушения: когда система теряет в количестве и качестве внутри- и внесистемных связей, энтропия в ней возрастает, а сама система разрушается.
Но в факте, приведённом болгарским писателем, заложена возможность ещё одной интерпретации. Вряд ли русский офицер в данном отрывке демонстрировал отказ от языковых контактов, поскольку хотел быть понятым и сам хотел что-то понять, вряд ли он иллюстрировал своим поведением другую модель языкового менталитета. Вполне вероятно, что речь здесь идёт о вполне объективном факте, когда представители родственных славянских народов в плане взаимопонимания находятся в позициях несимметричности: представители одного родственного народа понимают язык другого родственного народа лучше, чем представители этого народа.
Итак, мы имеем разные ветви от одного общего языкового ствола, и по ситуации несимметричности взаимопонимания можем сделать достаточно объективный вывод о различной степени близости этих ветвей к общему языковому стволу. Очевидно, что представители ветвей, лучше понимающие представителей других языковых ответвлений, встречают в их речи объективно больше элементов общего языкового ствола. И, напротив, представители языковой ветви, чья речь понятна представителям других языковых ветвей и, одновременно, не имеющие возможности столь же легко (без особого языка-посредника) общаться с представителями других языковых ветвей, встречают в их речи больше языковых элементов, чужеродных общему языковому стволу, т.е. объективно располагаются ближе к общему языковому стволу, чем представители тех ветвей, чья речь непонятна. На наш взгляд, в данном эпизоде объективно отразилась различная степень близости к общеславянскому языку (а в конечном счёте – к праязыку, к индоевропейскому языку-основе) двух родственных языков – русского и болгарского. Мы отдаём себе отчёт в том, что наш вывод кому-то не понравится, но если следовать логике рассуждений, то другие выводы сделать затруднительно.
Наш вывод о том, что ситуация повествует о бóльшей степени близости русского языка к языку-основе, нежели болгарского, вполне соответствует, например, многочисленным наблюдениям Л.Н.Рыжкова, интересным настолько, что вряд ли заслуживают даже краткого пересказа (см.: Л.Н.Рыжков 2002). Уже и поэтому отказ от мощных праязыковых корней, которыми русский язык замечателен, и, в более общем плане (отвлекаясь в сторону средств массовой информации), навязываемая русским людям американизация русского языка чреваты весьма поучительными последствиями.
- Вопросы и ответы к экзамену «Введение в языкознание» (2011-2012 учебный год)
- Язык как предмет языкознания.
- 3. Разделы языкознания. Общее и частное языкознание. Синхроническое и диахроническое языкознание. Теоретическое и прикладное языкознание.
- 4. Значение науки о языке.
- 5. Методология языкознания. Понятие об универсальной схеме научного исследования и её роли в целостно-системном подходе к проблемам изучения языка.
- 2) Пять ступеней сущности предмета.
- 3) Пять аспектов универсальной схемы научного исследования. Достоинства универсальной схемы научного исследования.
- 4) Общие выводы, вытекающие из универсальной схемы научного исследования.
- 6. Понятие о пяти ступенях сущности языка и пяти целевых подсистемах его изучения.
- 1) Пять ступеней сущности языка. Уровни мышления, языка, психофизиологии, речи и общения. Науки, их изучающие.
- 2) Пять целевых подсистем (основных аспектов) изучения языка – генетический, логический, динамический, функциональный, личностный аспекты.
- 7. Несовпадение речевых фактов и их интерпретации.
- 8. Язык как особое общественное явление. Язык и раса. Язык и другие средства общения. Понятие о социолингвистике.
- 9. Функции языка как его сущностные характеристики.
- 10. Язык и культура. Отражение в языке культуры общества.
- 11. Язык и "картина мира".
- 12. Социальная дифференциация языков.
- 13. Территориальная дифференциация языков. Виды диалектов.
- 14. Основные теории происхождения языка.
- 15. Историческое развитие языков. Развитие языков и диалектов в разные исторические эпохи (стадии развития языков). Понятие о внешних и внутренних факторах изменений в языке.
- 16. Проблема праязыка (почему его все ищут?). Праязык и славянские языки.
- Термины родства Местоимения
- Суффиксы Приставки
- 17. Развитие национальных языков, понятие литературного языка и нормы.
- 18. Исторические изменения в словарном составе, грамматическом строе, звуковой стороне языка.
- 19. Языки живые и мертвые, искусственные языки.
- 20. Перспективы языкового развития человечества.
- 21. Языковые контакты. Билингвизм.
- 22. Язык как системно-структурное образование.
- 23. Количественные и качественные различия элементов системы.
- 24. Лексические и грамматические значения.
- 25. Понятие яруса (уровня) языка, основные языковые ярусы и единицы системы языка.
- 26. Понятие об элементах и единицах языка.
- 27. Элементы и единицы языка, речи и коммуникации. Понятие об инварианте и варианте языковых элементов и единиц.
- 28. Функции элементов и единиц языка.
- 29. Синтагматические, парадигматические и иерархические отношения в языке.
- 30. Язык и мышление.
- 31. Язык как средство выражения и передачи мысли.
- 32. Психофизиологический и психологический субстрат единиц мышления, языка, речи и коммуникации.
- 33. Учение ф. Де Соссюра о лингвистическом знаке.
- 34. Понятие о нулевом языковом знаке.
- 35. Значение и значимость языкового знака (по а.А.Реформатскому).
- 36. Лингвистический знак и разграничение элементов и единиц языка.
- 37. Значение письма и письменности в истории общества.
- 38. Соотношение письменного и звукового языка.
- 39. Пиктография.
- 40. Идеография.
- 41. Алфавитное письмо.
- 42. Теория письма. Графика и орфография.
- 43. Принципы орфографии. Фонетический, морфологический и традиционный принципы орфографии.
- 44. История письма.