Тема 2 характеристика словарей
Задания:
Охарактеризовать один из словарей по следующему плану:
1. Полное и сокращенное название словаря, библиографическая справка, составители словаря.
2. Тип словаря - энциклопедический или лингвистический.
Для энциклопедического словаря:
1) общий или отраслевой (аспектный);
2) адресат словаря;
3) особенности стиля;
4) примеры разнотипных статей из словаря.
Для лингвистического словаря:
- какую часть русского языка словарь отражает в своем словнике -национальный язык, литературный язык (весь или его часть), диалектный язык или его часть и т.п.;
- словарь комплексный или аспектный;
- какие справки содержит словарная статья;
- нормативный или ненормативный;
- назначение и адресат словаря;
- способ расположения словника (алфавитный, гнездовой, алфавитно-гнездовой), особенности способа;
- если способ расположения словника гнездовой или алфавитно-гнездовой, определить лингвистический тип гнезда - лексико-семантическая группа, родственные слова, синонимы, антонимы, омонимы и т.п.;
- как пользоваться данным словарем;
- каковы достоинства и недостатки данного словаря;
- схема построения словарных статей;
- за какими сведениями может обратиться к данному словарю учитель.
Примечание. По согласованию с преподавателем студент должен выбрать один из словарей: Большую или Малую энциклопедию, Детскую энциклопедию, Энциклопедический словарь юного филолога (языкознание), Словарь лингвистических терминов, энциклопедию «Русский язык», толковый словарь, словарь синонимов, словообразовательный, морфемный, этимологический, сочетаемостей или другой словарь.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:
1. Вступительные статьи к словарям.
2. Учебники.
КОЛЛОКВИУМ ПО ЛЕКСИКОГРАФИИ
Вопросы:
1. Что называется лексикографией? Чем лексикография отличается от лексикологии?
2. Принципы классификации словарей.
3. Чем отличается гнездовой способ составления словарных статей от алфавитного?
4. Назовите и выявите специфику других видов словарей (областные, исторические, этимологические, фразеологические, синонимов, антонимов, омонимов, паронимов, орфографические, словообразовательные, орфоэпические, словари трудностей, иностранных слов, устаревших слов, новых слов и значений, языка писателей, морфемные, словари ударений, сокращений, словари эпитетов и др.).
5. Чем толковые словари отличаются от энциклопедических?
6. Как построена словарная статья в энциклопедии?
7. Как построена словарная статья в толковом словаре?
8. Охарактеризовать Большой академический словарь.
9. Охарактеризовать Малый академический словарь.
10. Рассказать о содержании вступительных статей к словарям.
11. Чем отличается «Толковый словарь...» В. И. Даля от других толковых словарей?
12. Что Вы знаете о В. И. Дале?
13. Назвать составителей наиболее известных толковых словарей, словарей синонимов, антонимов.
14. Какие нормативные словари Вам известны?
15. Для чего нужны такие словари, как обратный, частотный, эпитетов, грамматический?
16. Какие виды лингвистических разборов можно проводить с использованием словарей, и каких именно словарей?
17. Какие словари Вам понадобятся при подготовке публичного выступления?
18. Какие словари нужны при подготовке письменного ответа (сочинения) по лингвистике и по литературе?
19. Какие словари необходимы при конспектировании специальной литературы по лингвистике?
20. Какие словари пригодятся при чтении работ по литературной критике?
21. В чем жанровые особенности словаря как вида научно- справочной литературы?
22. Чем отличается словарь от справочника?
23. Сравните справочники по русскому языку с энциклопедией и терминологическим словарем по русскому языку (найдите общие и различительные признаки).
24. Какие словари вы должны использовать для совершенствования своей речевой культуры?
25. Какие словари нужны для обогащения своего словарного запаса?
26. Какие словари необходимы при проверке письменных работ учащихся?
27. В чем сходство и различие между словами лексикография, фразеография и терминография?
28. В чем особенность толкования значения служебных слов - союзов, предлогов и частиц?
29. В чем особенность толкования значения приставок?
30. Какие условные знаки используются в толковых словарях?
- Практические занятия лексикография, лексикология, фразеология
- Общее понятие о современном русском языке
- Тема 2 словарный состав русского языка
- Тема 3 основные понятия семасиологии
- Тема 4 лексическое значение слова
- Тема 5 однозначные и многозначные слова. Смысловая структура многозначного слова
- Тема 6 многозначность и омонимия
- Тема 7 системные (парадигматические) отношения в лексике
- Тема 8 лексические синонимы и антонимы
- Тема 9 системные (синтагматические) отношения в лексике
- Тема 10 динамические процессы в словарном составе
- Тема 11 лексика языка с точки зрения ее происхождения
- Тема 12 иноязычная лексика в современном русском языке
- Тема 13 фразеология русского языка
- Тема 14 структурно-семантическая характеристика фразеологизмов
- Лабораторные работы лексикография, лексикология, фразеология
- Типы и виды словарей
- Тема 2 характеристика словарей
- Тема 3 паронимы в отношении к нормам словоупотребления
- Тема 4 лексико-семантический анализ слова (в контексте)
- Тема 5 анализ фразеологических единиц языка
- Тема 6 общий лексический анализ текста
- Вопросы для подготовки к экзамену по лексикологии (1 курс)
- Практические задания
- Фонетика, фонология, орфоэпия, графика, орфография
- Тема 1 фонетический аспект характеристики звуков
- Тема 2 графический и орфографический анализ
- Фонетический анализ
- Графический анализ слова (фразы)
- Орфографический анализ текста
- Анализ орфограмм 1-го раздела («Написание значимых частей слова») Написание по фонемно-морфологическому принципу орфографии Орфограммы корней:
- Орфограммы в аффиксах:
- Написания по традиционному принципу орфографии:
- Анализ орфограмм 2-го раздела орфографии («Слитные, дефисные, раздельные написания»)
- Анализ орфограмм 3-го раздела орфографии
- Общие выводы
- Анализ орфограмм, изучаемых в школе
- Образец анализа орфограммы № 1
- Образец анализа орфограммы № 52
- Тема 3 фонологический аспект характеристики звуков
- Фонематический анализ
- Тема 4 орфоэпические нормы русского языка
- Орфоэпический анализ текста
- Тема 5 особенности произношения моего товарища (Самостоятельная работа)
- Тема 6 анализ школьных учебников по русскому языку (Разделы «Фонетика, графика, орфоэпия» в учебниках для 5-8 классов)
- Методические материалы по современному русскому языку
- Часть 1, 2
- 308015, Г. Белгород ул. Победы, 85