Способностей студентов
Владение иностранным языком становится все более неотъемлемым качеством образованного человека. Активизация международных контактов, конкуренция в различных областях промышленности и бизнеса определяют всеобщее стремление к освоению иностранных языков и осознание необходимости радикального пересмотра системы образования, особенно при языковой подготовке специалистов высшей квалификации.
Одной из актуальных проблем высшего образования в соответствии с потребностями общества является построение такого процесса обучения иностранным языкам, который был бы основан на коммуникативно-личностном подходе, а главный акцент ставился бы на развитие у обучающихся коммуникативной способности, способности активно и свободно общаться на изучаемом языке, что предполагает стимулирование развития основных сфер человека, его личностных качеств, гармоничное развитие индивидуальности и социализации личности, повышение интеллектуального потенциала, развитие мотивационной и эмоциональной сфер.
В последнее время проблема развития коммуникативных способностей учащихся разного возраста получила относительно разностороннее и обстоятельное толкование в психолого-педагогической науке как отечественными, так и зарубежными исследователями. Рассматривается широкий круг проблем, раскрывающий возможности коммуникативного подхода при изучении иностранных языков как в средней, так и в высшей школе: выявляются средства активизации мыслительной деятельности студентов при обучении иноязычному общению (И.Л. Бим, В. Литтлвуд, Р.П. Мильруд, Е.И. Пассов и др.), исследуются учебные задания, способствующие организации творческой деятельности обучаемых на занятиях по иностранному языку (С.В. Калинина, Г.Дж. Виддовсон, Д. Холдкрафт и др.), выявлены цели развития индивидуальности обучающихся и ее основных сфер - интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной, волевой, саморегуляции, предметно–практической и экзистенциональной (О.С. Гребенюк, В.С. Ильин, Ю.М. Орлов), изучаются возможности создания целостных методологических систем, основанных на освобождении скрытых возможностей человека, резервов его памяти и интеллектуальной активности в процессе реального овладения иностранным языком как средством общения (Л.И. Анцыферова, Л.Г. Денисова, Н.В. Елухина, Г.А. Китайгородская, Г.К. Лозанов, В.М. Филатов, Д.Б. Эльконин и др.).
Однако сложившийся стереотип проведения практических занятий по иностранному языку не может в полной мере удовлетворять требованиям языковой подготовки будущих специалистов, тогда как использование ролевой игры в учебном процессе соответствует целому ряду общепсихологических, педагогических и методических принципов, отражающих закономерности коммуникативного подхода при обучении иностранному языку, что предполагает речевую направленность учебного процесса, индивидуализацию обучения, функциональность, ситуативность и эвристичность общения.
Использование ролевой игры создает оптимальные условия для управления речевой деятельностью в условиях решения коммуникативных задач общения, что позволяет приблизить речевую деятельность на занятии к реальной коммуникации, актуализируя как вербальные, так и невербальные средства общения, что предоставляет новые возможности для формирования речевого умения при положительных изменениях в речи студентов как в качественном отношении (инициативность речевых партнеров, эмоциональность высказывания), так и в количественном (правильность и темп речи, объем высказывания). Поэтому проблема использования ролевых игр при формировании коммуникативных способностей обучающихся является предметом всеобъемлющих исследований. Так, изучена сущность понятия ролевой игры и особенности методики ее подготовки и проведения с учетом возраста и языковой подготовки обучающихся (М.А. Ариян, Н.А. Качалов, Дж.П. Ладоус, В.Р. Ли, К. Ливингстоун, Е.И. Пассов, М.Ф. Стронин, С. Холден, П. Ур, В.М. Филатов, Д.Б. Эльконин и др.), исследованы вопросы места и назначения ролевых игр в учебном процессе (Дж. Барроус, Н.Г. Барышникова, В.А. Верхогляд, Дж. Зорн, Г.К. Лозанов, Ф.М. Рабинович, С. Роджерс, Дж. Хармер и др.). В работах вышеперечисленных авторов большое внимание уделяется ролевому поведению как фактору интенсификации обучения иностранному языку, а также выявлению предпосылок использования ролевых игр при обучении устной речи в средней школе.
Несмотря на значимость проведенных исследований и большое количество публикаций, посвященных теории ролевого общения, они в недостаточной степени решают задачу использования ролевой игры при формировании коммуникативных способностей студентов в обучении иностранному языку, а также ее содействия развитию интеллектуальной, мотивационной и эмоциональной сфер и умений учебной деятельности.
Использование ролевых игр выдвигает на первый план гуманистическую направленность обучения. Процесс ролевой игры побуждает к ориентировке в общем смысле человеческой деятельности, в которой любое предметное действие так или иначе направлено на других людей и оценивается ими как значимое или незначимое. Работа с ролью, вхождение в определенный образ стимулирует процессы мышления, в том числе и творческую интуицию. При этом опыт самого учащегося преобразуется в ролевой игре по линии присвоения элементов социального опыта. Продуктом такого обучения является сам учащийся: его способности, результат развития его сфер. В процессе формирования коммуникативных способностей студентов посредством ролевой игры создаются условия для целостного развития индивида и совершенствования его сущностных сил, а также осуществляется адекватное включение человека в систему социальных отношений, социальное становление субъекта на основе сформированных интересов и потребностей.
Проведенные исследования показывают, что при использовании ролевых игр более половины студентов повышают показатели коммуникативных способностей и интеллектуального развития от первого курса к выпускному. При обучении без использования ролевых игр, как правило, такое повышение наблюдается у слабых и средних студентов, а лучшие студенты часто остаются с относительно неизменным уровнем коммуникативных и интеллектуальных способностей.
В психологических исследованиях последних лет также экспериментально подтверждены преимущества групповых и парных форм работы (Е.В Борзова, К.Н. Волков, О.А Колесникова, Р.П. Мильруд и др.), когда при непосредственном контакте обучаемых друг с другом педагогическое воздействие оказывается не прямым, а косвенным. Эти данные стоит принимать во внимание при рассмотрении особенностей эмоциональной сферы студентов. Последняя характеризуется в этом возрасте повышенной тревожностью, эмоциональными срывами, особенно в период первых двух лет обучения.
Необходимо отметить, что проблема использования ролевой игры в формировании коммуникативных способностей студентов в процессе обучения иностранному языку в языковом вузе, несмотря на ее актуальность в решении задачи профессиональной подготовки специалистов, остается недостаточно исследованной. Основное противоречие заключается в том, что возможности использования ролевой игры исследуются безотносительно к практическим занятиям по иностранному языку в языковом вузе, а проблема формирования коммуникативных способностей студентов должным образом не рассматривается в связи с использованием ситуативно-ролевого общения, а также с развитием основных сфер его индивидуальности. Практический опыт работы в вузе показывает, что основные затруднения, которые испытывают студенты при обучении иностранному языку, являются следствием недостаточной сформированности коммуникативных способностей и стихийным развитием основных сфер индивидуальности.
Эти противоречия для своего разрешения требуют более глубокого рассмотрения возможностей применения ролевой игры в языковом вузе при формировании коммуникативных способностей студентов в единстве с развитием интеллектуальной, мотивационной и эмоциональной сфер, а также номенклатуры целей развития основных сфер и формирования коммуникативных способностей при обучении иностранному языку.
Выдвигаемые положения позволяют разрешить противоречие, связанное с отсутствием дидактического обеспечения работы преподавателя вуза по формированию коммуникативных способностей студентов посредством ролевой игры и необходимостью повышения эффективности практических занятий по иностранному языку в языковом вузе.
- Калининградский государственный университет
- Когнитивно-прагматические аспекты
- О.В. Александрова проблема дискурса в современной лингвистике
- Т.Д. Алексеева переработка информации при устном переводе
- Е.М. Антипенко культура общения и язык к вопросу межнационального языкового общения
- А. Ограниченный и развернутый код
- В. Стратегии убеждения
- Л.М.Бондарева прагматика авторского комментария в текстах ретроспективной направленности
- Л.Б. Бойко антропоним как объект герменевтического толкования при переводе художественного текста
- С.И. Болдырева, м.В. Болдырева политически корректный язык
- М.А.Болотина к вопросу о скрытых грамматических категориях (признак контролируемости в семантике предиката)
- И.В. Бондаренко функционирование метафоры в научной речи
- Б.Л. Боярская некоторые особенности механизма порождения производных значений полисеманта
- А.О. Бударина
- К проблеме использования ролевой игры
- В формировании коммуникативных
- Способностей студентов
- Е.К. Гизерская стратегии чтения: дидактический аспект
- И.А. Громова
- Когнитивные аспекты семантики
- Юридического термина
- (На материале английской юридической терминологии)
- Т.П. Желонкина эргативные глаголы в современном английском языке
- Л.П. Кожевникова семантика художественной детали
- Л. А. Липилина
- Д. А. Салькова концептуализация и семантико-словообразовательные характеристики дериватов
- Содержание