logo search
Шпора по ЕЯИС, 2ой семестр (Головня) [8282 вопросов]

11. Позиционные чередования согласных фонем. Ассимиляция и диссимиляция по глухости/звонкости и по твердости/мягкости.

Фонемы - это неделимые далее звуковые единицы языка, которые служат для построения словоформ и для различения их звуковых видов.

Звуки речи, входящие в состав более сложных единиц языка (морфем, слов и т. д.), при образовании разных грамматических форм или других однокоренных слов могут видоизменяться, заменяться один другим.

Взаимозамена звуков (альтерна́ция) в одних случаях связана с определенными фонетическими условиями (конечные согласные корня в словах: друг [druk] — друга [drugъ] — о друге [drug’ь] дружок [druzok] — друзья [druz’ja], нога [n_ga] — ноге [n_g’e] — ножка [noskъ] — ноженька [nozъn’kъ]; конечные согласные суффикса в существительных: колхозник [k_lxoz’n’ik] — колхозница [k_lxoz’n’icъ]), в других же случаях— никак не связана с фонетическими условиями их употребления в современном языке (ср. чередования согласных в словах друг — дружок). На этом основании чередования звуков делят на два типа — чередования фонетические (или фонетически обусловленные) и нефонетические (или фонетически необусловленные). Фонетические чередования звуков иногда называются позиционными, аллофонемными, живыми. Нефонетические чередования звуков чаще всего называют историческими, реже — традиционными, непозиционными.

Фонетические чередования звуков обусловлены фонетически, зависят от фонетического положения (позиции) звука в слове (отсюда название «позиционные чередования»). При этом чередуются звуки, относящиеся к одной и той же фонеме, т. е. разные фоны (или аллофоны, аллофонемы) данной фонемы.

Фонетические чередования звуков «зависят от того или иного соседства согласных (комбинаторные чередования) или же от позиции в слове (позиционные чередования).

Фонетические чередования широко представлены в современном русском языке, где гласные обычно чередуются с гласными, согласные с согласными.

Ассимиля́ция в лингвистике — главным образом фонологический термин, обозначающий уподобление одного звука другому. Ассимиляция происходит между звуками одного типа (гласными или согласными). Ассимиляция может быть полной (в этом случае ассимилируемый звук полностью совпадает с тем, которому он уподобляется) и неполной (соответственно, изменяется лишь несколько признаков ассимилируемого звука). По своему направлению ассимиляция может быть прогрессивной (предыдущий звук влияет на последующий) и регрессивной (последующий звук влияет на предыдущий). Ассимиляция может быть контактной (участвующие в процессе звуки соседствуют) и дистантной (типичный пример — гармония гласных).

Весьма распространённый тип ассимиляции согласных: ассимиляция по звонкости/глухости. Наиболее обычный тип в этом случае — требование того, чтобы два идущих рядом шумных согласных были либо звонкими, либо глухими.

Типичные случаи ассимиляции: 1) оглушение звонкого согласного перед глухим: рабкор, рабфак (ср. работа), 2) озвончение глухого согласного перед звонким: Госбанк (ср. Госплан) 3) смягчение твердого согласного перед мягким: лесник (ср. лес), летний (ср. лето)

Диссимиля́ция (от лат. dis- «раз/рас» и similis «подобный», то есть «расподобление», «расхождение») — в фонетике и фонологии под диссимиляцией понимают процесс обратный ассимиляции, то есть два или более одинаковых или близких по типу звука расходятся в произношении всё дальше. В целом, диссимиляция выражается в замене одного из двух одинаковых или похожих (по месту образования) звуков другим, менее сходным по артикуляции с тем, который остался без изменений. Как феномен встречается несколько реже ассимиляции, хотя статистически её частотность варьирует в зависимости от конкретного языка.

Дистантная диссимиляция (взаимодействуют звуки, разделенные другими звуками) обнаруживается, например, в просторечных словах колидор (‘коридор’), лыцарь (‘ры_

царь’).