logo
belaya_e_n_teoriya_i_praktika_mezhkulturnoi_kommunikacii

Глава 7

АККУЛЬТУРАЦИЯ КАК ОСВОЕНИЕ

ЧУЖОЙ КУЛЬТУРЫ. КУЛЬТУРНЫЙ ШОК

В ПРОЦЕССЕ ОСВОЕНИЯ ЧУЖОЙ КУЛЬТУРЫ

7.1. Понятие аккультурации. Основные стратегии аккультурации

Культурные контакты являются существенным компонентом общения между народами. Поэтому при взаимодействии культуры не только дополняют друг друга, но и вступают в сложные отно­шения друг с другом, при этом каждая из них обнаруживает свою специфику и самобытность. Многочисленные туристы, бизнесме­ны, ученые, на непродолжительное время выезжающие за рубеж и вступающие при этом в контакт с чужой культурой, сталкиваются с необходимостью адаптации к новым культурным условиям. Дли­тельное время живут в чужой стране и также вынуждены приспо­сабливаться к новым для себя условиям иностранные студенты, персонал иностранных компаний, администраторы, дипломаты. Эмигранты и беженцы, добровольно или вынужденно сменившие место жительства, переехавшие в другую страну навсегда, должны не просто приспособиться, но стать полноценными членами ново­го общества и культуры. Во всех этих случаях требуется адапта­ция к иной культуре.

В результате этого достаточно сложного процесса человек в большей или меньшей степени достигает совместимости с новой культурной средой. Такой необходимости почти не ощущают толь­ко туристы, которые на короткий срок посещают чужую страну. Людям, временно проживающим в чужой стране, приспособление к чужой культуре требуется, но не в полной мере, так как они мо­гут свести свои контакты с этой культурой до минимума, общаясь вне служебных обязанностей только внутри своего круга (напри-

96

мер, военнослужащие за границей и члены их семей, иностранные студенты и т. д.).

Процесс адаптации коммуниканта к новой культуре в ре­зультате контакта с ней называется аккультурацией [Леонтович, 2007, с. 230].

Аккультурация - это процесс и результат взаимного влия­ния разных культур, при котором реципиенты одной культуры ^перенимают нормы, правила, ценности и традиции другой культу­ры. В процессе аккультурации каждый человек стремится сохра-книть свою культурную идентичность и вжиться в чужую культуру. <; Существует четыре основные стратегии аккультурации: ассими-! ляция, маргинализация, сепарация, интеграция. > Ассимиляция - это вариант аккультурации, при котором

•| человек полностью идентифицируется с новой культурой, прини­мает ее ценности, правила и нормы, отказываясь при этом от сво­их норм и ценностей.

Маргинализация — это потеря идентичности с собственной культурой и отсутствие идентификации с новой. Человек не усво­ил чужой язык, ему очень часто не хватает средств родного языка для адекватного общения с представителями новой культуры. Он по-прежнему живет старыми категориями и пользуется системой старых ценностей. Кроме того, эта ситуация может возникнуть из-за отсутствия интереса к получению новой идентичности, желания установления отношений с окружающим обществом или из-за дискриминации или сегрегации со стороны новой культуры.

Сепарация - это отрицание чужой культуры при сохранении своих этнических особенностей. Как правило, если реципиент ис­пытывает негативные чувства от сознания своей этнической при­надлежности, от дискриминации или этнической интолерантности, он предпочитает большую или меньшую степень изоляции от до­минантной культуры. Если на такой изоляции настаивают предста­вители господствующей культуры, это называется сегрегацией.

Интеграция представляет собой идентификацию как со ста­рой, так и с новой культурой.

Многие исследователи считают, что эмигранты, прибываю­щие на постоянное место жительства, более склонны к ассимиля­ции, чем временно пребывающие в данной стране. В свою оче-

97

редь, люди, приехавшие для получения образования или в силу каких-то экономических причин, ассимилируются довольно быст­ро и легко. В то же время беженцы, вынужденные в силу каких-то внешних причин покинуть свою родину, психологически сопро­тивляются разрыву связей с ней, и процесс ассимиляции идет у них намного дольше и труднее.

Еще недавно исследователи считали, что наилучшей страте­гией аккультурации является полная ассимиляция с доминирую­щей культурой. Сегодня же целью аккультурации считается дос­тижение интеграции культур, дающее в результате бикультурную и мультикультурную личность.

Это возможно, если взаимодействующие группы большин­ства и меньшинства добровольно выбирают данную стратегию. Ин­тегрирующаяся группа готова принять установки и ценности но­вой для себя культуры, а доминантная группа готова принять этих людей, уважая их права и ценности, адаптируя социальные инсти­туты к потребностям этих групп.

Сохранение этнической идентичности интегрирующейся группы сегодня оценивается позитивно, так как помогает сгладить трудности этого процесса, что особенно важно для беженцев.

Обычно считается, что недоминантная группа и ее члены свободны в выборе стратегии аккультурации, но так бывает дале­ко не всегда. Доминантная группа может ограничить выбор или вынудить членов недоминантной группы к определенным формам аккультурации. В таком случае выбором может стать сепарация. Но если сепарация носит вынужденный характер, т. е. возникает в результате дискриминационных действий доминирующего боль­шинства, то она становится сегрегацией. Если люди выбирают ас­симиляцию, они готовы к принятию идеи «плавильного котла» культур. Но если их к этому вынуждают, то «котел» превращается в «давящий пресс». Довольно редко люди выбирают маргинализа­цию. Чаще всего они становятся маргиналами в результате попы­ток сочетать насильственную ассимиляцию с насильственной сег­регацией.

Интеграция может быть только добровольной, как со сторо­ны меньшинства, так и со стороны большинства. Ведь она пред­ставляет собой взаимное приспособление групп, признание обеи-

98

ми группами права каждой из них жить как культурно самобыт­ный народ.

Считается, что успешность аккультурации определяется эт­нической идентичностью и этнической толерантностью. Интегра­ции соответствуют позитивная этническая идентичность и этниче­ская толерантность, ассимиляции - негативная этническая иден­тичность и этническая толерантность, сепарации - позитивная эт­ническая идентичность и интолерантность, маргинализации - не­гативная этническая идентичность и интолерантность.