logo
belaya_e_n_teoriya_i_praktika_mezhkulturnoi_kommunikacii

11.3. Понятие идентичности

В научной литературе существует по меньшей мере три ос­новных подхода к определению идентичности языковой личности:

1) социопсихологический - идентичность создается отчасти как собственное «Я», отчасти - в зависимости от групповой при­надлежности; с этой точки зрения «Я»-идентичность многолика, состоит из множественных идентичностей и находится в тесной связи с культурой;

2) коммуникативный - подход, согласно которому идентич­ность возникает не только на основе собственного «Я», но и в процессе обмена сообщениями с другими индивидами;

3) критический - попытка понять закономерности формиро­вания идентичности на основе исторического, политического, эко­номического контекстов; сторонники этого подхода полагают, что идентичность приписывается индивидууму еще до его рождения, настаивают на динамической сущности идентичности.

Представители всех подходов считают, что ядром идентич­ности является «образ самого себя», слитый с культурой, в цело­стном восприятии действительности индивидом.

Проблему идентичности языковой личности можно свести к двум вопросам: «Кто я?» и «Как я впишусь в этот мир?». Эти во­просы взаимосвязаны и взаимозависимы.

Необходимо учитывать следующие факторы, составляющие идентичность языковой личности:

- самоценность собственного «Я», самовосприятие и само­оценка;

- самоотождествление с определенными группами других личностей;

11-128

161

- идентификация личности со стороны окружающих;

- соотношение между самоидентификацией и идентифика­цией со стороны окружающих.

Личность вырастает на почве родной культуры, бессозна­тельно или сознательно впитывая все то, что обозначается поня­тиями «ментальность», «менталитет», «дух народа». На протяже­нии человеческой жизни индивидуальная идентичность перепле­тается с коллективной. Понятие коллективной идентичности вклю­чает географический, исторический, культурный элементы, каж­дый из которых накладывает отпечаток на языковую личность.

Социализация предполагает усвоение индивидом культур­но-исторического опыта, системы правил и норм того общества, к которому он принадлежит, определение собственного места в со­циуме с точки зрения экономической, религиозной, этической и статусной принадлежности.

По мнению B.C. Ерасова, собственно личностное начало фор­мируется через механизмы выбора того или иного типа поведения, ценностей и смыслов в этой общепринятой системе. Личность не выбирает общество, в котором ей суждено родиться, и свобода ее выбора ограничена системой правил и норм, бытующих в обществе, к которому она принадлежит в силу сложившихся обстоятельств.

Согласно А.А. Шесгакову, личностная идентичность также строится на отношении человека к самому себе.

Для каждого индивидуума существует иерархия различных аспектов групповой идентичности, распределяющихся в зависи­мости от индивидуальных приоритетов личности. Кроме того, в индивидуалистских культурах личностная идентичность ценится в большей степени, нежели в коллективистских культурах.

Средствами идентичности могут служить «ключевые сим­волы»: эмблемы, флаги, одежда, жесты, артефакты и т. д. Ведущее место занимает язык, который отражает этническую, националь­ную, географическую и прочую принадлежность личности.

Когда человек попадает в иное лингвокультурное простран­ство, он должен быть готов к тому, что его идентичность будет восприниматься иначе, чем в родной культуре, что обусловлено как языковыми, так и поведенческими факторами. Вот лишь неко­торые из причин кризиса идентичности, возникающего в процессе межкультурной коммуникации:

162

- неспособность адекватно выразить свое «Я» на иностран­ном языке;

- неспособность собеседников, общающихся с коммуникан­том на его родном языке, адекватно оценить его «Я»;

- неумение извлечь культурно-специфическую информацию из речевых сообщений друг друга;

- неготовность правильно определить свое место в инокуль-турном социуме.