logo
belaya_e_n_teoriya_i_praktika_mezhkulturnoi_kommunikacii

2.2. Определение культуры и типы культур

Количество определений культуры измеряется сегодня че­тырехзначными числами [Гуревич, 1996, с. 10]. Дать даже краткий обзор подходов к анализу стоящего за этим словом понятия не представляется возможным. Но практически во всех определениях подчеркивается семиотическая природа культуры, а также акцен­тируются такие ее свойства, как системность, целостность, ком­плексность, членимость на некоторые составляющие, наличие цен­ностной доминанты, нормативность (в особенности в моральной сфере), возможность множественных интерпретаций, способность к совершенствованию, творческий характер носителей соответст­вующей культуры и др. Рассмотрим некоторые определения куль­туры. Энциклопедический словарь «Культурология» определяет культуру как характеристику или сторону бесконечно сложного фе­номена - общества в его взаимодействии с человеком и природой. Здесь же приводится сопоставление понятий «культура» и «циви­лизация». Цивилизация понимается как определенная ступень раз­вития культуры. Словарь конкретизирует понятия «субкультура», «контркультура», «национальная культура». Субкультура - кон­кретная форма бытия общечеловеческой культуры, совокупность

24

символов, идей, убеждений, ценностей, норм, образцов поведения, принимаемых тем или иным сообществом или какой-либо соци­альной группой. Контркультура - идейное течение и обществен­ное движение «мятежных» социальных групп студентов, хиппи, альтернативных коммун, получившее наибольшее развитие в 60-70 гг. XX в., совокупность социально-культурных установок, цен­ностей, противостоящих современной культуре. Национальная куль­тура - разновидность субкультуры, совокупность символов, веро­ваний, убеждений, ценностей, норм, образцов поведения, которые характеризуют духовную жизнь человеческого общества в той или иной стране. Французский лингвист Э. Бенвенист называет куль­турой «человеческую среду, все то, что помимо выполнения биоло­гических функций придает человеческой жизни и деятельности форму, смысл и содержание» [Бенвенист, 1974, с. 30].

Л.И. Гришаева и Л.В. Цурикова под культурой понимают совокупность проявлений деятельности человека в различных об­ластях его жизни: исторической, индивидуальной, общественной, практической, эстетической, теоретической, мифической, религи­озной и пр. [Гришаева, Цурикова, 2006, с. 17].

Подобное понимание культуры включает в себя буквально все, что создано людьми в процессе физического и умственного труда для удовлетворения их разнообразных материальных и ду­ховных потребностей. Благодаря существованию культуры воз­можно разделить всю внешнюю окружающую человека среду на естественную, т. е. природную, и на искусственную, т. е. собствен­но культурную. Первая существовала до человека, вторая создана им в ходе его целенаправленной деятельности. Первая постоянно и неуклонно видоизменяется под воздействием человека, вторая постоянно творится человеком.

Во всех дефинициях не оспариваются определенные качест­ва культуры:

1. Культура - явление приобретенное.

2. Культура - групповой феномен.

3. Культура образует идентичность.

4. Культуры представляют собой открытые системы.

Следует отметить, что современное понимание культуры сви­детельствует о расширении содержания соответствующего поня­тия и предполагает наличие альтернатив, основывающихся на при-

25

частности / непричастности к определенному знанию, типу жизни, поведения, системе ценностей, религии и т. д. Одной из причин такого изменения содержания является дифференциация культу­ры, возможность ее поливариантной реализации, что, в свою оче­редь, обусловлено нарастающей культурной дифференциацией об­щества на разных этапах его развития. Причиной последнего яв­ляются автоматизация, индивидуализация образа жизни, систем ценностей, вкусов и др.

Развитие культуры имеет несколько стадий. В числе основ­ных групп культурных процессов можно выделить следующие:

1) порождение культурных явлений;

2) превращение порожденных культурных форм в образцы, нормы, стандарты, правила осуществления соответствующей дея­тельности и достигаемых при этом результатов;

3) распространение культурных явлений;

4) функционирование культурных явлений;

5) изменчивость культурных явлений (развитие и модерни­зация культурных форм или, напротив, деградация культурных явлений в виде понижения уровня структурной и организацион­ной сложности).

Всякий человек рождается в определенной культуре. В про­цессе социализации личность с ее индивидуальными свойствами превращается в представителя определенного социума. Результа­том освоения отдельным индивидом той или иной культуры явля­ется его инкультурация и/или аккультурация. Инкультурация -это процесс освоения родной культуры, вхождения в родную культуру. Аккультурация - это процесс адаптации коммуниканта к новой культуре в результате контакта с ней.

Знания о культуре кодируются различными способами: вер­бальными и невербальными (акустическими, визуальными, мими­ческими, жестовыми, кинетическими, проксемическими и др.). К невербальным средствам трансляции культурно значимых све­дений о мире относится также возможность передавать культурно значимые сведения костюмом, интерьером, прической, внешней формой и внутренней конфигурацией жилища и т. д.

Культура - это совокупность не только знаний о чем-либо, но и объективации соответствующих компонентов и элементов куль­туры. Маркеры любой культуры также разнородны и могут быть

26

объединены по кодам (вербальным и невербальным), по отноше­нию к части культуры (материальной, духовной, интеракциональ-ной), по характеру (маркеры внешней и внутренней культуры), по статусу (индивидуально-физиологические и социокультурные).

Культура выполняет несколько функций, главной из кото­рых является функция быть хранительницей социального опыта той или иной лингвокультурной общности. Кроме этой, культура выполняет и другие, не менее важные, функции:

- сохранение социального опыта;

- развитие общества;

- трансляция программ поведения / общения / деятельности;

- предназначение задавать главные ориентиры всем сферам человеческой деятельности.

Функциональными особенностями культуры как системы являются:

- динамичность;

- способность к самообновлению, порождению новых форм;

- способность адаптироваться к постоянно меняющимся ус­ловиям бытия;

- способность к саморазвитию;

- стадийность в существовании любой культуры как систе­мы, как комплекса.

Культуры не существуют изолированно друг от друга: ре­зультатом их взаимодействия становятся культурные новации, судьба которых в культуре-реципиенте может варьироваться от забвения вскоре после вхождения в культуру до полного приятия этой новации.