logo
belaya_e_n_teoriya_i_praktika_mezhkulturnoi_kommunikacii

8.4. Функции стереотипов

По своему характеру стереотипы представляют собой чув­ственно окрашенные образы, аккумулирующие в себе социальный и психологический опыт общения и взаимодействий индивидов. Имея такую природу, стереотипы обладают целым рядом качеств: целостностью, ценностной окраской, устойчивостью, консерватиз­мом, эмоциональностью, рациональностью и др. Благодаря этим

18

качествам стереотипы выполняют разнообразные функции. По мне­нию Т.Г. Грушевицкой, В.Д. Попкова, А.П. Садохина, для процес­са межкультурной коммуникации особое значение имеют следую­щие функции стереотипов: 1) передача относительно достоверной информации; 2) ориентирующая функция; 3) влияние на создание реальности.

Функция передачи относительно достоверной информации основана на процессах обобщения, происходящих при наблюде­нии неординарного, бросающегося в глаза, необычного поведения и образа мыслей членов другой культурной группы. Попадая в чужую культуру, люди склонны к обобщению и упорядочиванию всего, что они видят. Уже с первых контактов с чужой культурой всегда начинается классификация новой информации и формиру­ется относительно четкая модель этой культуры, что достигается путем упрощения и генерализации реальности, выделения наибо­лее характерных черт данной культуры. Поэтому на основе всего многообразия впечатлений создаются четкие контуры чужой культуры и дается характеристика ее представителей по опреде­ленным признакам. Например, в основе стереотипов практичности и пунктуальности немцев или гостеприимства и склонности к вы­пивке у русских во многих случаях лежат наблюдения за их дей­ствительным поведением.

Ориентирующая функция заключается в том, что с помо­щью стереотипизации удается создать упрощенную матрицу ок­ружающего мира, в ячейки которой, опираясь на стереотипы, «расставляются» определенные социальные группы. Такой прием позволяет довольно быстро дифференцировать людей по группам на основе стереотипных признаков, ожидая от них определенного поведения. Например, если спросить у любого человека, для чле­нов какой этнической группы характерно предсказывать судьбу по линиям руки, то, скорее всего, у него возникнет образ цыганки.

Функция влияния на создание реальности заключается в том, что с помощью стереотипов удается четко разграничить свою и чужую этнические группы. Стереотипизация позволяет дать оце­ночное сравнение чужой и своей групп и тем самым защитить традиции, взгляды, ценности своей группы. В связи с этим стерео­типы являются своего рода защитным механизмом, служащим для

119

сохранения позитивной идентичности собственной культурной группы. Такое разграничение связано с понятием ингруппового фаворитизма, подразумевающего формирование более позитивно­го образа собственной культуры по сравнению с другими. В дан­ном случае стереотипы консолидируют собственную культурную группу и обозначают ее границы. Примером могут служить сте­реотипы-поговорки или анекдоты, существующие в каждой куль­туре. В поговорке Что русскому хорошо, то немцу - смерть мож­но увидеть вполне конкретный образ другой группы [Грушевиц-кая, Попков, Садохин, 2002].