logo
Otvety_po_literature

И вот рождается так называемая культура Серебряного века. Ее хронологические границы – это (конец) середина 90- ходов, вторая половина 90-х годов и 1922 год.

И вот рождается так называемая культура Серебряного века. Ее хронологические границы – это (конец) середина 90- ходов, вторая половина 90-х годов и 1922 год. Почему мы называем точную дату? Эта дата конца эпохи Серебряного века она недавно обозначена учеными. Многие говорили, что Серебряный век заканчивается октябрьской революцией, но это неправильно. Действительно, потому что, например, такой есть факт: в 1918 году Александр Блок создает символистское издательство «Алконост», которое существует до 1923 года, и выпускает только символистские книги, декадентские (представляете – голод, разруха; а Блок выпускает в 18-м году большого формата огромную книгу с иллюстрациями Юрия Анненкова – свою поэму "Двенадцать") и много книг еще выпустило это издательство, символистов. Есть еще много, и философическое общество было, т.е. активна была еще жизнь этой плеяды художников, поэтов, музыкантов Серебряного века и издателей. Но в 1922 году, когда советское правительство выслало философов, ученых, писателей, насильственно выслало с родины и последний пароход отплыл от от берегов России – вот тогда можно поставить точку в культуре Серебряного века. Почему? Многие же остались, не всех же выслали! Но, просто, впервые это оказалось влиянием власти уже, диктатурой власти в культуре. Точку поставила сама власть. Власть сказала: "больше этого всего не будет в нашей стране", и отправила их за пределы России. Поэтому окончание этого периода – 22-й год.

Серебряный век. Откуда термин? Потому что был «золотой век», а это всё-таки хорошо, «те же щи, да пожиже», назвали «серебряным». Кто придумал этот термин? Хотя культура Серебряного века была очень женской, и впервые в России так много было женщин, и даже начало феминизму было именно тогда положено, но термин придумывали еще мужчины. Этот термин возник дважды и никто не знает, кто первым его произнес. В работах двух очень значительных людей этого периода: поэт Николай Оцуп (ученик Гумилева), он эмигрант и в своих мемуарах он назвал эту культуру Серебряным веком и издатель журнала «Аполлон» Маковский – он тоже в своих воспоминаниях назвали этот период Серебряным веком, это уже за границей произошло.

Вот так термин и прижился, но этот термин вошел широко в науку после перестройки только, а в 70-80-е, тем более в 60-50-е годы этот период назвали периодом декаданса – упадочным искусством. Это искусство было чуждо советскому человеку и недоступно. Никого из тех поэтов, кроме Блока и Брюсова практически мы не только не изучали, но их не издавали. Блока мы изучали, потому что он написал поэму "Двенадцать" и большевикам показалось, что эта поэма о революции и воспевает революцию, хотя, мы будем об этом говорить и я попробую вам доказать, что это совсем не так. И Брюсов – потому что он вступил в партию коммунистическую и стал таким идеологом. Но умер в 21-м году, вовремя, иначе бы наделал очень много плохого. Так вот они были как бы разрешены.

Запомните, что Книга стиховэто одна из новых жанровых форм литературы Серебряного века. Это новая жанровая форма. В литературе 19 века такой формы не было. Некрасов писал сборники, и Лермонтов (сборник стихотворений назывался "Стихотворения"), а в ХХ веке все поэты пишут Книги стихов (в Серебряном веке). Разница колоссальная. Книга стихов – это единый организм, это как жесткая структура, там определенная композиция, замысел, идея. Поэтому мы говорим: "Жемчуга" у Гумилева – это одно, а "Огненный столб" – это другая книга стихов".

Многие литературоведы приписывали произведениям Серебряного века демоническое начало, кто-то считал их аморальными, кто-то - высшей точкой развития русской лит-ры,

культ творца. Понимаете, вот художник, если ты талантлив, то твоя жизнь это творчество, ты как бы и в жизни творишь и тебе все позволено. культура Серебряного века была нецеломудренной, очень откровенной.

Теперь давайте поймем, что такое модернизм в сравнении с реализмом; какие у него главные черты. Нам надо с вам различать.

(1) Во-первых, это отказ от изображения реальности. Они не стремятся отражать реальность, главное для них – вот как тип творчества, как художественная парадигма – это вовсе не изображение действительности в системе реально присущих ей связей. Совсем нет.

Кроме того, (2) Второй важнейший принцип модернизма, очень важный, это – невозможность конечных истин в искусстве, к которым всегда стремился реализм. Конечных истин нет, они не стремятся к этим конечным истинам; и непререкаемых

(3) Жизненный факт в реализме – это данность (Онегин родился на берегах Невы – это жизненный факт, это данность), а для модернистского произведения – если кто-нибудь скажет, что, там, … Борисович Спиридонов жил в уездном городе – то это не данность, а некая проблема. Т.е. факт становится какой-то проблемой, в этом какая-то закавыка есть.

Поэтому жизненные факты они могут быть в произведениях модернистов, но это не есть жизненная данность, а это всегда некая проблема, вопрос какой-то, за этим что-то стоит, это не просто так.

(4) Еще очень важным моментом модернистской поэтики является такое изображение – ну принципиальный интерес к хаосу и абсурду. Не к гармонии и космосу, а к хаосу и абсурду. В мире хаос царит и разобраться в нем нет никакой возможности.

(5) Человек в произведениях модернистов всегда показан отчужденным от социума, не включенным в него, а отчужденным; и законы этого социума он воспринимает как непостижимые, алогичные, они ему чужды. И естественно, что и социум его отторгает, и он от социума бежит. И вот эта ситуация, такая, отторжения, она рождает конечно несчастное сознание, одинокое и несчастное сознание.