Композиция и стиль ю. Олеша «Зависть»
Повесть «Зависть» [1927] выдвинула Олешу в первые ряды советских писателей. Позднее Олеша переделал ее в пьесу «Заговор чувств».
Олеша в острой форме отражает борьбу двух миров, двух культур, которая развертывается им в плане борьбы идейно-психологических принципов. Он ставит проблемы, специфические для интеллигенции, вышедшей из мелкой буржуазии и в своем развитии сближающейся с пролетариатом, строящим социализм, но сближающейся не сразу, не прямо, а с известными колебаниями и отклонениями в своем пути.
Основные герои Олеши — мелкобуржуазные интеллигенты, воспитанные «старым миром» и унаследовавшие его культурные традиции. Основная тема произведений О. — столкновение такого интеллигента с «новым миром». Необходимость идейно-психологической перестройки для индивидуалиста-романтика, разошедшегося с новой действительностью.
Два направления в творчестве: романтическое и сатирическое, реалистическое. Романтически идеализирует некоторые стороны внутреннего мира своих героев, в то же время признает их переживания и устремления иллюзорными, не соответствующими объективной действительности и иронизирует над ними, переходя к реалистическому изображению. Иронико-сатирический момент в творчестве Олеши объясняется отталкиванием от прошлого, романтическая струя в значительной мере связана с непреодоленными до конца пережитками индивидуализма и субъективизма.
У О. есть тенденция не только «старинные», «мелкие» чувства, но и все многообразие человеческих чувств и переживаний отнести на счет старого человека, а новому оставить голую логику, «техническое отношение» к жизни.
В «Зависти» Кавалеров – типичный мелкобуржуазный интеллигент в пореволюционной действительности. Его черты: индивидуализм, стремление к личной славе, антисоциальность, противостоят советской действительности. И в этих условиях анархическое бунтарство Кавалерова скатывается до прямой обывательщины, он отказыватеся в рядах мещанства, от которого отталкивался сначала (попадает в объятия пошлой Анечки Прокопович).
Бабичев – гиперболизация Кавалерова, но и связующее звено между ним и откровенным обывателем. Трагикомичная фигура защитника эгоистической обывательщины – «короля пошляков».
Этих двух героев Олеша ведет к поражению. Они «завидуют» новому миру, но не имеют реальной почвы под ногами дляб ороба с ним. Изображая их поражение, О. в то же время расцвечивает всеми красками внутренний мир этих героев. Мир фантазии, мечты, искусства является достоянием их, а не обезличенных и «лишенных воображения» людей нового мира. Это вносит в оптимистическую в своей основе повесть о гибели старого мира ноты пессимизма, отражающие боязнь О. за судьбы личности, духовной культуры, художественного творчества при социализме.
Олеша — яркий, красочный художник, большой мастер формы. Он умеет подметить и живописно передать ту или иную деталь, чувственный облик явлений действительности. Широко употребляемые автором метафоры, сравнения отличаются свежестью, остротой; Олеша передает ими оттенки настроений героев, свое авторское жизнеотношение. Для его стиля характерно сочетание идейной содержательности с насыщенностью эмоциями. Наряду с этим творчество О. все же страдает некоторой схематичностью, однолинейностью в построении образов положительных героев.
Билет 3
Роман А.Белого «Петербург» как модернистский роман
Андрей Белый (Бугаев), 1880-1934. Книги стихов: «Пепел» (тема России), «Золото в лазури», «Стихи о прекрасной даме». Начинал с прозы (симфония «Кубок метелей»).
Был философом модернизма, оставил много статей о символизме, «Кризис культуры», литературоведческие работы (о Гоголе).
Проза: «Петербург», «Серебряный голубь», «Котик Летаев», «Крещеный китаец» (автобиографичные).
Мемуары: «На рубеже веков», «Начало века», «Между двух революций».
Роман «Петербург»
Часть трилогии «Восток и Запад». Что есть Россия: Восток или Запад? – актуальный вопрос того времени. Характер русского модернизма: восприятие классовой борьбы как силы, разрушающей культурные ценности. Модернистский художественный образ — это эквивалент мысли, гипотезы, художественной посылки, а не психологически индивидуализированный персонаж с неповторимым внутренним миром. Русский модернизм был представлен разными течениями: символизмом, акмеизмом, футуризмом.
Первый роман трилогии – «Серебряный голуб», про интеллигента, пытавшегося понять народ, попадает в секту голубей и этот таинственный мир народной жизни убивает его. Написан классическим, простым, понятным языком. А в «Петербурге» сразу бросаются в глаза повторы, главки, обрывки без названий – открытый модернизм. Роман не сразу взялись печатать, да и первая мировая война началась, в общем до читателя «Петербург» дошел только в 1916 году в альманахе «Сирин» (Сиринское издание «Петербурга»).
В 1922 Белый в Германии переделывает роман (Берлинская редакция). Сейчас можно найти и ту и другую.
Место действия: Петербург. Время действия: осень 1905 года, 2 недели.
Для Белого имя "Петербург" – это мифологема, скрывающая определенный путь России, (петровские реформы), новый миф в русской истории. Сам город несет символический смысл.
Аполлон Аполлонович не любил острова, которые не хотели вписываться в строгие перпендикуляры Петербурга. Он хотел «пригвоздить острова стрелой моста». А.А. – олицетворяет бюрократию, идею порядка, все подчинено должно быть его циркуляру. А.А. доводит идею порядка до абсурда (все ящики в шкафах по частям света и по номерам –бюрократия по-русски).
Эпиграф: «была ужасная пора… печален будет мой рассказ» - последние строчки вступления к «Медному всаднику» Пушкина. Отсыл к Пушкину –типичный для модерниста ход, заставляет вспомнить «Медного встадника». О том, что Петр основал город, обреченный на наводнения, что правители не властны над стихией – конфликт города (государства) и личности. Петербург – это город-фантом. Невский пр-т превращает людей в тени. Город извращает живую жизнь, отец и сын становятся врагами, сын должен использовать против отца сардинницу ужасного содержания – потому что в таком туманном городе-фантоме террористическим идеям уютней всего. И Николай Аполлонович даже не задумываясь говорит: "да, я готов совершить акцию". А потом окажется, что эта акция – убийство собственного отца. Город соединяет в себе черты Запада и Востока. Провокатор Липанченко – «у него были черты не то семита, не то монгола». Софья Петровна Лихутина, знаменитая петербургская дама, свой дом устроила – очень было много элементов Японии, и она сама ходила в кимоно. Т.е. такие нелепости, соединение несоединимого.
Если по постулатам модернизма то:
-
Отказ от отражения реальности
-
Жизненный факт, не данность, а проблема. Питер не город, а мифологема.
-
Немозможность конечных истин в искусстве
-
Стремление к хаосу, абсурду
Герой модернизма – человек несчастного сознания
- Образ лишнего человека в повести «Голубые Города» и «Гадюка»
- Композиция и стиль ю. Олеша «Зависть»
- Народный характер в поэме а. Твардовского «Василий Теркин»
- И вот рождается так называемая культура Серебряного века. Ее хронологические границы – это (конец) середина 90- ходов, вторая половина 90-х годов и 1922 год.
- Герой модернизма – это человек «несчастного сознания» (в кавычках, потому что это просто термин).
- Творческая история и проблематика Мастера и Маргариты
- Личность и история а романе Шолохова Тихий Дон
- Человек и история в романе м.А. Булгакова «Белая Гвардия»
- Билет 12
- Особенности художественного мира а.Платонова (рассказ на выбор)
- Роман Пильняка «Голый год». Концепция истории, поэтика
- Лирическое и эпическое в творчестве Есенина
- Особенности литературного процесса 50-х 60-х годов
- Билет 19
- Хронотоп цикла а. Блока «На поле Куликовом».
- Билет 20
- «Деревенская проза» и ее место в литературе
- Особенности прозы и поэтики первой половины 20-х годов
- Реквием Ахматовой: личное и общенародное
- Билет 24
- Народный характер в поэме а. Твардовского «Василий Теркин»
- Проблематика и поэтика стихов Мандельштама 30-х годов
- Горький и его место в отечественной литературе
- Борьба литературных группировок как характерная черта литературного процесса 1920-х гг..
- Драматургическое новаторство Горького. Пьеса «Дачники»
- 2. Пролеткульт, Леф и рапп: программы, печатные органы, деятельность.