logo
Otvety_po_literature

Горький и его место в отечественной литературе

На смену надорванным героям Чехова пришла потребность жить полной жизнью, воскресла готовность отстаивать свои идеалы – прилив общественной бодрости, нашедший свое выражение в марксизме.

Горький – один из его создателей. Кардинальная черта марксизма - отказ от народнического благоговения пред крестьянством - красной нитью проходит через все первые рассказы Горького. Ему противна мелкобуржуазная привязанность к земле, он говорит о мужике с прямым пренебрежением.

*Челкаш – романтичные контрабандист – широкая душа, не то что мелкие натуришки добродетельных крестьян.

У Горького отсутствует барская сентиментальность, порождающая народолюбие. Если прежний демократизм русской литературы был порывом великодушного отказа от прав и привилегий, то в произведениях Горького перед нами яркая "борьба классов".

*Тоскующий в условиях серой обыденщины пролетарий Орлов ("Супруги Орловы") мечтает о том, чтобы "раздробить всю землю в пыль или…стать выше всех людей и плюнуть на них с высоты... И сказать им: Жулье вы лицемерное и больше ничего".

*Особую группу представляют собой театральные пьесы Горького. Драматического таланта в непосредственном смысле - уменье завязать драматический узел, а затем развязать его, сконцентрировать внимание зрителя на одном пункте и вообще дать нечто цельное, - у Горького совсем нет. Он дает ряд отдельных картин, отдельных характеристик и блестящих, врезающихся в память афоризмов и ярких словечек. В литературно-художественной иерархии пьес первого периода деятельности Горького довольно слабы "Дачники", "Дети Солнца". По содержанию все это нападки на интеллигенцию за отсутствие глубины и искренности и, в лучшем случае, за беспочвенность.

*Пьеса "Мещане", интересно разработаны разложение старого мещанско-купеческого быта и трагедия разлада между старым и молодым поколением. Автор выдвигает появление на арене жизни здоровой трудовой интеллигенции, верящей в свои силы и свою способность устроить свою жизнь по собственному идеалу. Представители этой бодрости не лишены, однако, известной дозы самодовольства и впадают, таким образом, в мещанство нового рода.

* Коронная пьеса Горького "На дне" тесно связана с типами «бывших людей». Перед нами ночлежка, мнимые босяки, ярко и образно философствующие о смысле жизни. С одной стороны, герои пьесы - большей частью люди, которых никак нельзя причислить к сентиментальной породе "униженных и оскорбленных". Они нимало не жаждут сострадания, они - принципиальные враги существующего порядка; работу презирают, в благотворность ее не верят. Но, помимо их воли, все существо их проникнуто тоской по чему-то положительному, хотя бы в форме какого-нибудь красивого призрака. Центральной фигурой является своеобразный праведник, странник Лука, создающий целую стройную теорию возвышающего обмана. В лице Луки индивидуализм доведен до крайних пределов. Все существует постольку, поскольку я тут причастен. Во что веришь, то и есть.

По возвращении из Америки Горький поселился на острове Капри, не имея возможности вернуться в Россию, как потому, что ему угрожала тюрьма по литературному делу.

Билет 28