Особенности художественного мира а.Платонова (рассказ на выбор)
Андрей Платонов — один из тех немногих советских писателей, которые сумели перейти от принятия коммунистических идей к их отрицанию. Платонов верил в революционное переустройство мира искренне, почти фанатично. Но Платонов видел мир неоднозначно, понимая сложность души человека. Тоска по человечности в рассказах Платонова неотделима от внимания к отдельному человеку. Очень ярко гуманизм Платонова проявился в повести «Котлован». Тема России неотделима в этой повести от поисков человечности.
В повести П. показал российскую действительность рубежа 20-30-х годов, эпоху истощения культуры, накопленной столетиями, значит утраты смысла человеческого существования.
Герои роют котлован для башни-общежития, дома для счастливых обитателей социализма, отбирая для этого строительства «лучших» — самых обездоленных, самых бедных людей. Но и взрослые и дети в повести гибнут, став «ступенькой» ко всеобщему счастью, достижение которого оказывается невозможным без жертв. Но фанатизм «строителей», слепая вера в идеалы не дает им возможности усомниться в правоте происходящего.
Только двое сумели взглянуть на эпоху со стороны и усомниться: Прушевский и Вощев. Прушевскому, как воздух, нужна теплота, человечность, чувство своей необходимости не классу, а конкретному человеку. Вощев не может чувствовать себя «винтиком», быть счастливым по приказу. Он русский правдоискатель, натура двойственная, противоречивая.
Вощев уходит бродить по свету, пытаясь понять «все на свете», а заодно узнать, нужен ли он строительству (эпохе) как личность, а не элемент безличной массы.
Повесть полна безысходных метафор: герои, роющие котлован спят в гробах, которые заготовили для себя крестьяне, знающие, что ждет их в пролетарском государстве. И не только крестьяне – все должны превратиться в навоз, на котором вырастет «прекрасный цветок будущего».
Страх и жестокость определяют в повести атмосферу времени. Страх перед опасностью уклониться от генеральной линии, мгновенно из своего превратиться в предателя — и беспощадная жестокость ко всем, кто может этой линии помешать. Таковы Чиклин и Сафонов — фанатики идеи, днем и ночью ждущие начальственных директив — выполняющие любое, самое абсурдное указание, не задумываясь ни на секунду над его смыслом. Там, наверху, знают, что и как надо делать для всеобщего счастья, дело остальных — выполнять приказы. Такова Россия, ослепленная идеей, уничтожающая саму себя.
Билет 13
Облако в штанах – программное произведение Маяковского-футуриста
"Облако в штанах" - программное произведение Маяковского. Автор предварил его таким предисловием: "Облако в штанах" (первое имя "Тринадцатый апостол" зачеркнуто цензурой. Не восстанавливаю. Свыкся.) считаю катехизисом сегодняшнего искусства. Четыре крика 4 частей: долой вашу любовь! Долой ваше искусство! Долой ваш строй! Долой вашу религию!
Долой любовь! Героиня отвергает любящего ее героя не потому, что он обладает каким-то нравственным или моральным изъяном, а потому, что он не способен создать вокруг нее тот комфорт из вещей, тот материальный уют, к которому она стремится. Третий в их треугольнике – это буржуазный строй. Такая любовь, по мнению поэта, является продажной, она не требует каких-либо моральных или духовных затрат. Герой отвергает любовь, которую можно купить за деньги.
Долой искусство! Искусство против действительности. Жизнь настолько грязна и пошла, что искусство, обращенное в высокое и прекрасное, не в состоянии отобразить ее во всей полноте, и в этом кощунство жизни перед искусством. Но в свою очередь и искусство не очень-то и силится отразить эту жизнь, оно постоянно уводит читателя в какой-то мистический мир сладостных грез, и в этом кощунство искусства перед жизнью. Маяковский осознал бессилие искусства (в частности, - поэзии) воздействовать на окружающую действительность:
Пока выкипячивают, рифмами пиликая,
из любвей и соловьев какое-то варево,
улица корчится безъязыкая
- ей нечем кричать и разговаривать.
Пришло понимание социальной задавленности улицы и необходимости вводить в поэтическую речь не совсем "поэтичные" слова, чтобы отразить жизнь такой, какая она есть на самом деле. Отсюда и соответствующая лексика:
А улица присела и заорала:
"Идемте жрать!"
Маяковский утверждал: "Сегодняшняя поэзия - поэзия борьбы":
Выньте, гулящие, руки из брюк -
берите камень, нож или бомбу,
а если у которого нету рук -
пришел, чтоб и бился лбом бы!
Маяковский утверждает, что для поэта достойнее прислуживать женщине свободной профессии, нежели бездумной буржуазной публике.
Долой строй! Творчество М. поставлено на службу социальным низам, массе. Это сближение рождает у поэта прозрение о грядущей революции:
в терновом венце революций
грядет шестнадцатый год.
Поэт представляет себя выразителем народной боли, предтечей революции и жертвой в романтическом ореоле (как горьковский Данко):
Вам я
душу вытащу,
растопчу,
чтоб большая! -
и окровавленную дам, как знамя.
Долой религию! М. по-своему трактовал Евангелие, наделяя его идеалы земными стороными личности. "Послушайте, господин бог!- фамильярно обращается герой к Богу, предлагает на древе добра и зла устроить карусель, рай снова заселить Евочками. Дело тут не в эпатаже, а в кровавой трагедии войны. Герою поэмы Бог предстает не всесильным, а маленьким, беспомощным: "Я думал - ты всесильный божище, а ты недоучка, крохотный божик..." Отсюда и бунт. Страданию героя нет исхода: на нем замыкается не только драма любви, но и трагедия войны. Трагедийность поэмы подчеркивается отсутствием отклика, глухотой мира, человечества - всего и всех, к кому обращен страстный монолог поэта:
Глухо.
Вселенная спит,
положив на лапу,
с клещами звезд огромное ухо.
- Образ лишнего человека в повести «Голубые Города» и «Гадюка»
- Композиция и стиль ю. Олеша «Зависть»
- Народный характер в поэме а. Твардовского «Василий Теркин»
- И вот рождается так называемая культура Серебряного века. Ее хронологические границы – это (конец) середина 90- ходов, вторая половина 90-х годов и 1922 год.
- Герой модернизма – это человек «несчастного сознания» (в кавычках, потому что это просто термин).
- Творческая история и проблематика Мастера и Маргариты
- Личность и история а романе Шолохова Тихий Дон
- Человек и история в романе м.А. Булгакова «Белая Гвардия»
- Билет 12
- Особенности художественного мира а.Платонова (рассказ на выбор)
- Роман Пильняка «Голый год». Концепция истории, поэтика
- Лирическое и эпическое в творчестве Есенина
- Особенности литературного процесса 50-х 60-х годов
- Билет 19
- Хронотоп цикла а. Блока «На поле Куликовом».
- Билет 20
- «Деревенская проза» и ее место в литературе
- Особенности прозы и поэтики первой половины 20-х годов
- Реквием Ахматовой: личное и общенародное
- Билет 24
- Народный характер в поэме а. Твардовского «Василий Теркин»
- Проблематика и поэтика стихов Мандельштама 30-х годов
- Горький и его место в отечественной литературе
- Борьба литературных группировок как характерная черта литературного процесса 1920-х гг..
- Драматургическое новаторство Горького. Пьеса «Дачники»
- 2. Пролеткульт, Леф и рапп: программы, печатные органы, деятельность.