logo
Otvety_po_literature

Проблематика и поэтика стихов Мандельштама 30-х годов

Мандельштам одним из первых стал писать на гражданские темы. Революция была для него огромным событием, и слово народ не случайно фигурирует в его стихах.

В 1933 году Мандельштам первый и единственный из живущих и признанных в стране поэтов, написал антисталинские стихи и прочёл их не менее чем полутору десяткам людей, в основном писателям и поэтам, которые, услышав их, приходили в ужас и открещивались: “Я этого не слышал, ты мне этого не читал.”:

А где хватит на полразговорца,

Там припомнят кремлёвского горца.

Его толстые пальцы, как черви, жирны,

И слова, как пудовые гири, верны,

Тараканьи смеются глазища,

И сияют его голенища.

Поэзия Мандельштама становится в начале 30-х годов поэзией вызова, гнева, негодования. Он человек своего времени и не может равнодушно смотреть на происходящее, он имеет на это право:

Пора вам знать, я тоже современник,

Я человек эпохи Москвошвея, -

Смотри, как на мне топорщится пиджак,

Как я ступать и говорить умею!

Попробуйте меня от века оторвать, -

Ручаюсь вам - себе свернете шею!

13 мая 1934 года Мандельштам был арестован и выслан в Чердынь. Арест очень тяжело сказался на Мандельштаме, временами у него наступало помрачение сознания. Не признавая и все же каждодневно ощущая себя “тенью”, изверженной из мира людей, поэт проходит через свое последнее искушение: поддаться иллюзорному соблазну вернуться в жизнь. Так возникает “Ода Сталину”. И все-таки работа над “Одой” не могла не быть помрачением ума и саморазрушением гения.

2 мая 1938 года повторный арест. В лагере под Владивостоком 27 декабря 1938 года Осип Мандельштам умер.

Билет 26

Символические образы в «Стихах о Прекрасной Даме» А. Блока.

Сказово-орнаментальная проза первой пол. 1920-х гг

Билет 27

. Конармия Бабеля. Особенности стиля, проблемы авторской позиции.

Роман «Конармия» состоит из 25 новелл, в которых выдумка переплетается с реальными событиями. Бабель сам состоял в Конармии, поэтому обстановка и дух передаются очень реалистично. Б. описывает беспорядки в русской армии, ее бедность и бесхозность во время революции. Написано очень тяжело.

Авторская позиция: проблема бабелевского реализма: насилиесоциальная законность; пролетарская диктатурагуманизм; свободареволюционная необходимость. Идея: показать изъяны революции и русской армии, безнравственность человека, разрушение старой культуры. Этот роман принес Б. известность, но за него же его и расстреляли как врага народа.

Рассказ идет от лица Кирилла Лютова, глубоко одинокого интеллигента, наделенного чувством прекрасного, но попавшим в среду, в которой «режут за очки» (Конармия). Эта среда отказывается его принимать, пока он не совершит убийство (гуся, но и это для Лютова трагедия), только после этого его называют «своим». Но он все равно среди них чужой, он не может отречься от морали, не принимает осквернение церквей, насилие над женщинами, жестокость к пленным. Он никогда не станет как Василий Курдюков, хладнокровно описавший убийство собственного отца.

Еврейская культура очень важна для Б. с детства, и в романе евреи показаны как люди образованные, оберегающие свою культуры и традиции. В рассказе «Гедали» мы видим человека, который ни в каких обстоятельствах не может отказаться от своих национальных традиций: «Революция — скажем ей «да», но разве субботе мы скажем «нет»?» Но и он, одухотворенный Гедали, вынужден во время войны торговать на рынке мелом, синькой и фитилями. Революция не принесла ему и другим евреям ничего, кроме новых бед. Итак, мы видим, что гражданская война чужда интеллигентному человеку. Это царство дикости, разрушение культуры — и русской, и польской, и еврейской. Как спасти свои духовные ценности в хаосе революции и братоубийственной войны?