Особенности прозы и поэтики первой половины 20-х годов
В первой половине 20х годов стала формироваться собственно советская литература. Была установка на всеобщее новаторство, темой всех писателей оказалась революция и гражданская война. В творчество пришли «новые люди», художников формировала не культура, а революция – все хотели строить новую пролетарскую культуру, лит-ра принимает классовый характер. РАПП – Российская Ассоциация Пролетарский Писателей. Рапповцы говорят о том, что графство не только в паспорте Алексея Николаевича Толстого, но ее и в его чернильнице, и он не может быть разным в этой литературе, ее должны делать «новые люди», они должны вытеснять предыдущих:
Во имя нашего завтра, разрушим музеи
Сожжем Рафаэля, растопчем искусства цветы
Многих «людей от народа» делает революция писателями (Артем Веселый, грузчик).
Левый Фронт Искусств (ЛЕФ) утверждает, что реальность так богата и неожиданна, что нет смысла что-то придумывать, в художественном тексте начинают использовать документы (фактографичность): декреты, лозунги, статьи.
Герой: человек «из толщи земли», из народа, уже не «маленький человек», а герой, творящий новую жизнь. Он не подвергает действительность рефлексии. Из лит-ры уходит психологическое и интеллектуальное начало. Авторов интересует не душа человека, а то, как он относится к революции, кто он – красный или белый, «за» революцию или «против» - политизированность лит-ры.
Форма: сказ – имитация устной речи от первого лица, героя из народ, который видит жизнь и о ней рассказывает. Писатели как бы прятались за героя, не высказывали свою точку зрения. А поскольку высказывается человек из народа, лит-ра стала активно использовать метафоры, эпитеты и т.п. и так много, что ее стали называть орнаментальной.
Еще одна особенность – обязательный эпиграф, который помогал понять о чем произведение, играл вспомогательную, обучающую роль.
В основном – рассказы и повести (мало романов), т.е. небольшими жановыми формами.
Литература тогда была физиологична. Она открыто и так откровенно писала о многих каких-то вот таких физиологических проявлениях человеческого существования. Она как бы это целомудрие литературы 19-го века намеренно вот так опровергала своей откровенностью, и даже некоторым любованием жестокости, например, которое было, например, в прозе Бабеля.
Билет 23
Творчество Замятина и неореализм («На куличках»)
Дебют – рассказ «Один», потом «Уездное», «На куличиках» и др. рассказы.
«На куличиках» вызвала гнев цензуры, увидевшей в ней унижение русского офицерства, Автор же был не против офицеров, а против общественных условий, унижающих человеческое достоинство. Замятина выслали на Север, потом по впечатлениям от ссылки он напишет повесть «Север», рассказы «Африка» и «Ела».
Во время революции 17-го года З. работал в Англии, в его произведениях появляются мрачные краски. С 1918 по 1922 год – серия рассказов, сказок, повестей. Критики сравнивают З. с Эдгаром По (только ужас Замятина правдивей).
«Мы», 1920 г. - первый роман-антиутопия. Написан рано для его времени. Изображенное в романе тоталитарное Единое Государство превращает людей в роботов; любовь, счастье – всего лишь математические формулы; Люди под номерами, периодически им делают операцию по удалению фантазии. Одна из линий романа - любовь нумера Д-503 к девушке 1-330, погашенная самим же нумером, предавшим свою возлюбленную и холодно созерцавшим потом ее казнь. Характерная для Замятина ситуация: луч света, надежды пробивается через зловещие тучи и гибнет в бессилии остановить их движение.
Сборник «Нечестивые рассказы», 1927 г.
4-томное собрание сочинений, 1929 г.
В 1932 З. уехал жить в Париж. Пишет «Бич Божий» - состояние Европы, потрясенной революциями и войнами, предчувствующей грядущие небывалые катастрофы. В 1937 году З. умер в Париже.
Неореализм – одно из направлений буржуазной философии: метафизическая концепция развития. Бытие не имеет ни материального, ни идеального характера – оно совокупность «нейтральных элементов», которые в зависимости от ситуации приобретают либо физическое, либо психическое значение (низость офицеров в соответствующих условиях); Черты: правдивое отражение действительности, утверждение в искусстве новых духовных ценностей; воплощение героики боробы против фашизма и отстаивания социальной справедливости; передача широкой панорамы и повседневных коллизий народной жизни.
- Образ лишнего человека в повести «Голубые Города» и «Гадюка»
- Композиция и стиль ю. Олеша «Зависть»
- Народный характер в поэме а. Твардовского «Василий Теркин»
- И вот рождается так называемая культура Серебряного века. Ее хронологические границы – это (конец) середина 90- ходов, вторая половина 90-х годов и 1922 год.
- Герой модернизма – это человек «несчастного сознания» (в кавычках, потому что это просто термин).
- Творческая история и проблематика Мастера и Маргариты
- Личность и история а романе Шолохова Тихий Дон
- Человек и история в романе м.А. Булгакова «Белая Гвардия»
- Билет 12
- Особенности художественного мира а.Платонова (рассказ на выбор)
- Роман Пильняка «Голый год». Концепция истории, поэтика
- Лирическое и эпическое в творчестве Есенина
- Особенности литературного процесса 50-х 60-х годов
- Билет 19
- Хронотоп цикла а. Блока «На поле Куликовом».
- Билет 20
- «Деревенская проза» и ее место в литературе
- Особенности прозы и поэтики первой половины 20-х годов
- Реквием Ахматовой: личное и общенародное
- Билет 24
- Народный характер в поэме а. Твардовского «Василий Теркин»
- Проблематика и поэтика стихов Мандельштама 30-х годов
- Горький и его место в отечественной литературе
- Борьба литературных группировок как характерная черта литературного процесса 1920-х гг..
- Драматургическое новаторство Горького. Пьеса «Дачники»
- 2. Пролеткульт, Леф и рапп: программы, печатные органы, деятельность.