Личность и история а романе Шолохова Тихий Дон
Казаки всегда представлялись такими героями, сбежавшими на Дон кто от крепостного тягла, кто от государства, кто из любви к разбою. Они занимали землю, сеяли хлеб, воевали с татарами и турками, грабили купцов и бояр. Но уже после пугачевского бунта, привлеченное большими льготами, стало казачество опорой русским царям, воевало за них и за славу России.
Шолохов описывает конец этой жизни. Первая мировая война прерывает веселую трудовую жизнь казаков, безвозвратно рушится вековой уклад. Воевать для казаков дело привычное, а вот революция…
В феврале 1917 царь, которому они присягали, оказался низвергнутым. Кому теперь верить, кому подчиняться? Корнилов призывает свергнуть власть ВП, новая Октябрьская революция! Большевики обещают дать казакам землю, но у них итак ее достаточно.
Главный герой – Григорий Мелехов. Сначала он согласен с Извариным, что казакам нужна независимость. «Избавь Боже от друзей, а с врагами сами управимся». Затем склоняется к красным, воюет на их стороне. После ранения едет в родной хутор. И хреново у него на душе: вспоминает о расстреле офицеров – так начиналось великое истребление казачества советской властью (расказачивание). Нигде не находит себе места Мелехов и вот уже с односельчанами идет биться против бывшего своего красного командира Подтелкова.
Страшное время, когда даже люди, противившиеся кровопролитию, легко сами решают чужую участь. Вчерашние победители, не успев казнить противников, становятся побежденными и преследуемыми. Жестоки все, даже женщины (Дарья убивает Котлярова, считая его убийцей своего мужа Петра).
И все же советская власть кажется чуждой большинству казачества, назревают повстанческие движения. И причина здесь не кулаки и атаманы, не офицены и богатеи среди казаков, а нежелание понять, что никто не может безнаказанно ломать чужую жизнь, силой навязывать свой порядок.
Мелехов становится командиром повстанцев, что-то ломается в его душе после многолетнего военного убийства: он чаще пьянствует, забывает о семье, становится безразличен сам себе. Восстание разгромлено, а судьба снова играет Мелеховым – его насильственно мобилизуют в Красную Армию.
Устав от 7-летней войны, он пытается вернуться в хутор, где не осталось семьи, которую не коснулась бы эта братоубийственная война. Мелехов пытается возродить жизнь на пепелище, но эхо прошлого не дает этого сделать: Кошевой грозится засадить Мелехова за то, что когда-то тот воевал против красной власти.
В кровавой круговерти исчезло все: родители, жена, дочь, брат, любимая женщина. В самом конце романа устами Аксиньи, объясняющей Мишатке, кто его отец, говорит писатель: «Никакой он не бандит, твой отец. Он так... несчастный человек». И сколько сочувствия в этих словах.
Со смертью Аксиньи Григорий теряет последнюю надежду. Он идет к родному дому, где он уже не хозяин. Верой и жизнелюбием наполнена последняя сцена романа. Григорий у порога родного дома, на руках у него сын, последнее, что осталось от прошлой жизни.
Билет 9
Лирический герой Н. Гумилева
Этапы: 1. «Путь конкистадора», 1905. Ученический сборник, хорошие рецензии Брюсова. 2. «Романтические цветы», посв. будущей жене (Ахматовой). Атрибутика далеких стран и древних времен. 3. Ж-л «Сириус» - вместе с Ахматовой, литературная критика. 4. Путешествие в Африку, 1908, сотрудничество с ж-лом «Аполлон» (письма о русской поэзии) 5. «Жемчуга», 1910, посв. Брюсову. 6. «Колчан», 1916. Воспевание 1-й мировой войны, в кот. принимал участие, «залитые кровью недели». 7. По распоряжению ВП уехал в Париж, вернулся уже после Окт.револ. 8. Костер (1918), «Шатер» (1918), «Огненный столп» (1921)
Чувствовал свою оторванность от символистов, опирался не на музыкальное начало, а на живопись. Тяготел к более четким образам, не принимал туманности. В 1911 организовал «Цех поэтов», см. про акмеизм.
23 августа 1921 года Гумилева расстреляли как участника контрреволюционной организации.
Лирический герой
-
Ранний, до «Жемчугов» - сильный человек, победитель, покоряет пространство, африканские племена, считает себя вождем. Гумилев всегда хотел быть лидером. Часто это лит-рные персонажи (Дон Жуан), вожди, странствующие по морям и океанам. Все социальные проблемы ему чужды, он хотел увидеть реальный, прекрасный мир – экзотика Африки, отвага, смелость, один на один с опасностью.
-
«Колчан» - поэтизация войны с юношеским энтузиазмом.
-
«Чужое небо», «Костер» - впервые возникает национальнаятрадиция – родная земля, а не чужые страны. Стихи «Андрей Рублев», «Детство». Одушевление природы, видит мир, в котором его корни. Герой как бы успокаивается.
Стихотворение «Рабочий» (книга «Костер»). За 3 года до смерти он понял, что будет убит пулей, пишет о неотвратимости революционного преобразования мира, что в этом мире ему места нет. Об обреченности интеллигенции. Смерть неотвратима и удивительно обыденна.
Мотив странствий в повести А. Платонова «Сокровенный человек»
Билет 10
Лирическое и эпическое в поэзии А. Ахматовой.
Военная тема в литературе второй пол. 1940 - первой пол.1950-х гг. и ее художественное раскрытие (А. Твардовский, А. Платонов, В. Некрасов).
Билет 11
Поэтическая концепция Мандельштама в книге стихов «Камень»
В 1913 была написана и статья Мандельштама Утро акмеизма. Центральная метафора статьи Мандельштама – архитектура, зодчество. Поэтическое творчество Мандельштам уподобляет творчеству архитекторов – строительству: «Мы не летаем, мы поднимаемся только на те башни, которые сами можем построить».
Сборник того же звездного для акмеизма и богатого на декларации 1913 Мандельштам назвал Камень. Камень – «слово как таковое», столетиями ждущее своего ваятеля. Работу поэта Мандельштам уподобляет труду резчика, архитектора, гипнотизирующего пространство.
Термин «слово как таковое» был предложен футуристами и переосмыслялся Мандельштамом: у футуристов слово – чистый звук, свободный от смысла, Мандельштам, напротив, подчеркивает его «тяжеловесность», нагруженность смыслом.
Сборник «Камень» (23 стиха) вышедший в 1913 году – первый сборник Мандельштама, в 1916 выходит второе издание сборника (уже 67 стихов) и приходит известность. Критики отмечали «ювелирное мастерство», «чеканность строк», «безупречность формы», правда и упреки в холодности. Сборник отмечается особой торжественностью, готической архитектурностью строк, идущей от увлечения поэтом эпохой классицизма и Древним Римом.
«Камень» минорный сборник, ведущий образ – невыразимая печаль.
Я печаль как птицу серую
В сердце медленно несу.
- Образ лишнего человека в повести «Голубые Города» и «Гадюка»
- Композиция и стиль ю. Олеша «Зависть»
- Народный характер в поэме а. Твардовского «Василий Теркин»
- И вот рождается так называемая культура Серебряного века. Ее хронологические границы – это (конец) середина 90- ходов, вторая половина 90-х годов и 1922 год.
- Герой модернизма – это человек «несчастного сознания» (в кавычках, потому что это просто термин).
- Творческая история и проблематика Мастера и Маргариты
- Личность и история а романе Шолохова Тихий Дон
- Человек и история в романе м.А. Булгакова «Белая Гвардия»
- Билет 12
- Особенности художественного мира а.Платонова (рассказ на выбор)
- Роман Пильняка «Голый год». Концепция истории, поэтика
- Лирическое и эпическое в творчестве Есенина
- Особенности литературного процесса 50-х 60-х годов
- Билет 19
- Хронотоп цикла а. Блока «На поле Куликовом».
- Билет 20
- «Деревенская проза» и ее место в литературе
- Особенности прозы и поэтики первой половины 20-х годов
- Реквием Ахматовой: личное и общенародное
- Билет 24
- Народный характер в поэме а. Твардовского «Василий Теркин»
- Проблематика и поэтика стихов Мандельштама 30-х годов
- Горький и его место в отечественной литературе
- Борьба литературных группировок как характерная черта литературного процесса 1920-х гг..
- Драматургическое новаторство Горького. Пьеса «Дачники»
- 2. Пролеткульт, Леф и рапп: программы, печатные органы, деятельность.