logo
Otvety_po_literature

Народный характер в поэме а. Твардовского «Василий Теркин»

Лиро-эпическая поэму «Василий Теркин» написана в годы ВОВ. Эта «книга про бойца», воссоздавшая достоверную картину фронтовой действительности, раскрывает мысли, чувства, переживания человека на войне. Выделяется особой полнотой и глубиной реалистического изображения народно-освободительной борьбы, бедствий и страданий, подвигов и военного быта.

Василий Теркин фактически олицетворяет весь народ, он – национальный характер, его существенные черты и качества. Сам образ появился на страницах «комиксов» про Васю Теркина – удачливого бойца финской кампании задолго до Великой отечественной. Летом 1940-го, Твардовский решил соединить юмор Теркина с серьезностью и лиризмом.

Главная тема: Родина и народ, народ на войне.

Теркин перестал быть лубочной фигурой, он стал проще, конкретней, и в то же время – обобщенней, типичней, олицетворяя собою весь воюющий народ.

Теркин – кто же он такой?

Скажем откровенно:

Просто парень сам собой

Он обыкновенный.

…..

Парень в этом роде

В каждой роте есть всегда

Да и в каждом взводе.

Народная мудрость и оптимизм, стойкость, выносливость, терпение и самоотверженность, житейская смекалка, умение и мастеровитость русского человека - труженика и воина, наконец, неиссякаемый юмор, за которым всегда проступает нечто более глубокое и серьезное, - все это сплавляется в живой и целостный человеческий характер. В его изображении естественно сочетаются классические и фольклорные, народно-поэтические традиции.

В «Книге про бойца» война изображена, как она есть - в буднях и героике, переплетении обыденного, подчас даже комического с возвышенным и трагедийным. Прежде всего поэма сильна правдой о войне как суровом и трагическом - на пределе возможностей - испытании жизненных сил народа, страны, каждого человека.

Являясь воплощением русского национального характера, Василий Теркин неотделим от народа - солдатской массы и ряда эпизодических персонажей, он неотделим и от матери-родины. И вся «Книга про бойца» - это поэтическое утверждение народного единства.

Билет 4

Социальная и политическая проблематика в «Деревне» Бунина

В 1909 году Бунин пишет образец социально-философской повести – «Деревня». Это очень серьезное произведение и очень глубокое. Повесть имела большой резонанс, это было политизированное время, реакция после первой русской революции. А повесть говорила о развале русской жизни, о страшном положении русской деревни. Поэтому ее оценили левые (Горький) с точки зрения социальной критики, считая, что Бунин блестяще показал крушение единого патриархального Мира (Толстой), т.е. мира как крестьянской общины, ядра русской жизни.

Но в повести не только это, есть кое что более важное и глубокое – понимание русской жизни, которое вряд ли было у кого-нибудь из современников Бунина на тот момент.

Россия – она вся – деревня.

Произведение не имеет строго сюжета, но полно густотой жизненного материала времен первой русской революции, крестьяне наделены такой индивидуальностью, что забываешь, что это не реальные люди, а плот авторской фантазии.

Деревня предстает очень бедной, нищета бьет в глаза. И эта бедность опасна на фоне богатства малой группы людей: помещиков, кулаков. Среди картины изобильной ярмарки писатель рассуждает о том, что край богатейший, чернозем прекрасный на полтора аршина. А пяти лет не проходит без голода. Город славится на всю Россию хлебной торговлей, а досыта этот хлеб едят сто человек во всем городе. На ярмарке видимо-невидимо калек и нищих. Но ведь не может порядок в стране держаться только на силе в интересах богатых слоев! Вот и не удержался...

В центре повести Тихон и Кузьма, два родных брата. Это не только разные люди, но и два разных характерных явления в русской жизни того времени. Тихон Ильич всегда много работал. Благодаря упорству, везению и умению зашибать деньгу торговлей разбогател, но к пятидесяти годам стал ощущать пустоту своего существования: детей нет, жене “чужд на редкость”, не удосужился понять, что она за человек. “Каторга!” — так определяет теперь он свою жизнь — “клетка золотая”. А когда заполыхала революция, пошли слухи, что землю отберут, начался бунт, думает он все нажитое продать и уехать в город, потому что деревню презирал и ненавидел всей душой. Нужда заставила его помириться с братом, которому передает он в управление Дурновку.

Кузьма представлял из себя тип русского самоучки. Он долго считал, что “кто умен да не учен, в том и без ученья много света”, что может быть и “без наук просвещение”. Он о многом говорит правильно, но сам мало что делает. За душой ничего нет, практического дела не имеет, цели нет, зато судит всех строго. Деревню так же, как брат, не любит, заявляя, что нигде не видел скучнее и ленивее типов. Итак, по мысли автора, все наиболее энергичное и умное стремится из этой дикости бежать. “Поживи-ка у деревни, похлебай-ка серых щей, поноси худых лаптей!” — неоднократно говорит Тихон в ответ на мысли о несуразности жизни.

В повести бунт кончается ничем, а Тихон Ильич с издевкой думает, что и бояться не следовало. Но мы-то знаем, чем позже дело обернулось. И благодаря повести лучше понимаем истоки послеоктябрьской трагедии России.

Особенности литературного процесса

Реализм - типический характер в типических обстоятельствах. Это изображение действительности в формах самой действительности, это жизнеподобно. При этом художник не копирует действительность, он не фотографирует ее, он не натуралист, а он изображает самое характерное, типизирует ее.

Реализм изображает человека – не просто человека, не просто в жизнеподобной ситуации, а в сложнейших причинно-следственных связях с миром. Вот в этом самая главная особенность реализма. Т.е. он претендует на всеобщность, на целостность, сцепляемость, он хочет все воссоздать.

Вы же понимаете, что реализм пришел после романтизма, в котором как раз это всё было неважно. Мцыри просто вот такой, потому что у него душа просит свободы. И нам ничего не важно, кроме этой метущейся души (которая ловить бы молнии была рада; или "Демон", или пушкинский "Пленник"), там не важна мотивация, она абсолютно не важна. Потому что главнейшей является личность, человек, в его порыве к идеалу, в его разрыве с пошлой современностью.

. Реализм передает причинно-следственные связи и зависимости, и поэтому реализм обязательно дает нам социального героя, он не может обойти социум. Поэтому одной из характернейших черт реализма является социальность, т.е. сам человек изображен как общественный человек. (и у Достоевского Раскольников такой, потому что он в бедности живет; и у Толстого Наташа Ростова такая, потому что она в семье Ростовых выросла, и она графиньичка; и Пьер такой, потому что он такой, и Кутузов такой, и Тушин такой, и т.д.) Социальность для реалиста очень важна.

Итак мы видим: типические обстоятельства, типические характеры, причинно-следственная связь (детерминированность, обусловленность всего всем взаимосвязями), и социальность – вот черты реализма; и конечно это изображение, как бы подражание действительности.

А вот рубеж 19-20 вв. оказался временем, когда родилось совершенно новое искусство, которое назвали модернизмом.

Я бы хотела немного напомнить, почему возникло это новое искусство.

Во-первых, из потребностей творца, художника. Каждый художник ищет новые формы. писатели, композиторы – всё стали создавать новое, какие-то искать новые формы. Потому что изменялась реальность, потому что появилось очень много новых знаний о человеке, потому что появились исследования подсознания человека, потому что Бергсон, Юнг говорили о том, что есть подсознание, т.е. иррациональное начало в человеке, что человек не просто социальный продукт, не только социальное существо, а личность. Это новые представления о мире и человеке; и они расширяют возможности искусства и дают возможность как бы по-другому на человека посмотреть. Он не только социальный продукт – человек, и поэтому интересен художнику, но и еще что-то в нем есть.