Традиционные методы лингвистических исследований.
-
В лингвистике существует довольно много методов изучения языков. Однако основными методами являются сопоставительные и сравнительно-исторические.
Сопоставительный метод анализирует все признаки в определённых языках с точки зрения их существования или отсутствия на одном хронологическом этапе, т.е., в синхронии. Таким образом, все компоненты структуры разных языков должны принадлежать к одному временному периоду. На основании сопоставительного метода в разных языках выявляется наличие или отсутствие определённых структурных признаков (т.е., компонентов структуры, анализируемых языком). На основании сходных черт, полученных в ходе анализа, языки объединяются в группы, а группы образуют типологическую классификацию языков, т.е., на основании грамматических свойств, которые выявляются в процессе сопоставления языковых систем, все языки и образуют определённую типологическую классификацию.
Пример сопоставительного (типологического) анализа
Язык | род | число | падеж |
Русский | + | + | + (6) |
болгарский | + | + | - |
Башкирский | - | + | + (6) |
венгерский | - | + | + (20) |
английский | - | + | + (2) |
латинский | + | + | + (6) |
Помимо особенностей грамматической структуры, все языки классифицируются с точки зрения выявления общих признаков, которые свидетельствуют об общем происхождении данных языков от одного языка-предка, или праязыка. Этим занимается сравнительно-исторический метод анализа языков. В рамках данного метода какие-либо языки сравниваются в историческом аспекте. Сравнительно-исторический метод позволяет восстановить происхождение языков и выявить их структурные особенности, связанные с наличием родственных языковых связей. При сравнении языковых признаков устанавливаются звуковые соответствия между различными языками. Звуковые соответствия в их сочетании друг с другом, позволяют не только выявить общие моменты в родственных и неродственных языках, но и восстановить слово, которое звучало в каком-либо праязыке и от которого образовались многие современные слова. Если исследователя интересует не звучание, а значение слова, сравниваются значения одного слова или близких слов в нескольких языках и анализируется развитие данных значений в процессе языковой эволюции. В результате, в большинстве случаев, определяется одно значение, которое было характерно для предка данных слов и существовало в праязыке. Цель достигается внешней (выд-ие в сравниваемых языках лекс. Ед-ц, тождественных в материальном отношении и близких семантически. Устанавливаются закономерные звук. И грамм. Соответствия, опред-ся хронологич. Последовательность развития вар-ов, реконструируются вероятные древние формы) и внутренней реконструкцией (исп-ся сохранившиеся в языке следы его прежних состояний (синхронно существующие вар-ты). Метод позволяет восстановить древнее соответствие родственных языков и этапы их истории).
- Вопросы к вступительному экзамену
- Язык как структурно-системное образование. Основные и промежуточные уровни языковой системы.
- Понятие «язык». Вопрос о происхождении языка.
- Язык и общество. Знаковая теория языка.
- Развитие языка. Интралингвистические и экстралингвистические факторы в развитии языка.
- Традиционные методы лингвистических исследований.
- Современные методы лингвистические исследований.
- Слово и его значение, типы лексических значений. Явление полисемии. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Функции в речи.
- Фразеология. Слово и фразеологизм. Основные типы фе.
- Проблемы заимствования в лексике. Заимствования в лексике русского языка в его истории и на современном этапе.
- Лексика в экспрессивно-стилистическим отношении. Основные пласты лексики с точки зрения стиля и сферы употребления. Термины и проблемы терминообразования.
- Основные явления в области исторического развития лексики.
- Аспекты изучения звуковых средств языка. Типы классификации звуков. Проблемы фоносемантики.
- Типы фонетических единиц. Место изучения звуковой стороны языка в системе лингвистических наук.
- 1.Фразовое ударение
- 2. Тактовое ударение
- Словообразовательная система языка. Единицы словообразовательной системы: коррелятивная пара, словообразовательный ряд, словообразовательная модель.
- Словообразовательная парадигма. Способы и средства словообразования.
- Грамматическое значение и способы его выражения в языке. Общая характеристика грамматических категорий русского языка.
- Вопрос о частях речи в русском языке. Проблемы переходности частей речи.
- Синтаксические единицы. Словосочетание и предложение. Принципы классификации предложений в синтаксической традиции. Типы односоставных и двусоставных предложений.
- 1. Определенно-личные
- 2. Неопределенно-личные
- 3. Безличные
- 4. Обобщенно-личные
- Основные вопросы теории сложного предложения.
- Основные проблемы синтаксиса текста.
- 1. Информативность.
- 2. Связность.
- Стили языка и стили речи.
- Основные периоды развития русского литературного языка. Особенности развития русского литературного языка в хх – ххi веке. Проблемы экологии языка в советское и постсоветское время.
- 1) Литературный язык Киевского государства (древнерусский литературный язык) (х – начало XII вв.).
- 2) Литературный язык эпохи феодальной раздробленности (середина XII – середина XIV вв.).
- 3) Литературный язык Московского государства (литературный язык великорусской народности, или старорусский литературный язык) (середина XIV – середина XVII вв.).
- 1) Литературный язык периода формирования русской нации (середина XVII – начало XIX вв.).
- 2) Литературный язык русской нации (30-е гг. XIX – начало XX вв.).
- 3) Литературный язык советской эпохи.
- Старославянский язык и его роль в развитии русского языка.
- Общая характеристика современных славянских языков.
- 5 Направлений в современной лингвистике
- Вопросы деидеологизации лингвистики и влияние этого процесса на развитие языкознания сегодняшнего дня.
- Основные лингвистические науки и направления.
- Культура речи сегодня.