Слово и его значение, типы лексических значений. Явление полисемии. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Функции в речи.
Центральной единицей лексического уровня языка является слово. Точного определения слова современная наука не дает, это связано со сложностью данной единицы в которой отражены явления окружающей действительности, отношение человека к этим явлениям и его виденье мира. Существует пять основных признаков слова:
-
Фонетическая оформленность. Слово представляет собой звуковой комплекс, искажение его ведет к разрушению смысла.
-
Номинативная функция. Слово служит для названия объектов и явлений окружающей действительности. Эта функция слова лежит в основе его коммуникативной функции.
-
Цельнооформленность. Слово определяется комплексом морфем.
-
Воспроизводимость. Слово не конструируется говорящим, а используется в готовом виде.
-
Семантическая валентность. Слово может сочетаться по смыслу ч определенным кругом слов, широким или узким.
Обязательным признаком слова является лексико-грамматическая отнесенность, это значит, что в русском языке слово обязательно принадлежит к какой-либо части речи.
Функции слова.
Слово выполняет две основные функции: номинативную и обобщающую. Его главная функция- номинативная- называть объекты и явления окружающего мира.
Вторая функция- обобщающая. Она не только называет конкретные предметы, но и обобщение, которое позволяет применить данное слово по отношению к ряду однородных предметов.
Лексическое значение слова - это «предметно-вещественное содержание, оформленное по законам грамматики данного языка и являющееся элементом общей семантической системы словаря этого языка» (по В.В,Виноградову)
Ядро лекс. Значения- понятие - мысль о предмете действительности, выделяющую его существенные, основные признаки. В лингвистике эта главная составляющая называется сигнификат или сигнификативный компонент.
Денотат или денотативный компонент лексического значения отражает представление о конкретном предмете.
В значении слова может присутствовать и третий компонент - коннотативный компонент., выражающий отношение говорящего к предмету речи.
Виды системных отношений между единицами лексики.
Слова языка и их лексические значения организуются в целостную упорядоченную систему и вступают между собой в отношения синтагматические и парадигматические.
Синтагматические отношения в лексике выражаются в возможности или невозможности сочетаемости слов.
В основе парадигматических отношений лексических единиц лежит то, что значения разных слов содержат некоторые одинаковые элементы. Например, так образуются синонимические ряды.
Если на ряду с общими элементами значение слова содержит элементы противоположные, то слова образуют антонимическую пару.
Еще один пример парадигматических отношений- сходство внешнего облика и различное содержание. (омонимия)
Омонимы- это разные слова, имеющие одинаковый звуковой состав. В пределах омонимии следует разделять:
-
Омофоны – слова звучащие одинаково в именительном и винительном падежах, но имеющие разный фонемный состав.
-
Омоформы –те случаи, когда у двух слов совпадает и произношение и состав фонем, но лишь, в определенной форме ( например 3 и три!)
-
Собственно омонимы, которые распадаются на существенно различные группы:
- подлинные омонимы, т.е. слова, звучащие одинаково, имеющие одинаковый фонемный состав и морфемный состав, но разное происхождение из двух, ранее не совпадавших по звучанию слов.
-те случаи, когда от тех же корней или основ, независимо друг от друга, образованы такие же слова, т. е., в той же части речи.
-могут быть случаи, когда одно и тоже слово заимствуется в разное время, с разным значением, и, очевидно не из вполне тождественного источника.
-конверсия- данное слово переходит в другую часть речи без изменения своего морфологического и фонетического состава.
Полисеми́я (от греч. πολυσημεία — «многозначность») — многозначность, многовариантность, то есть наличие у слова (единицы языка, термина) двух и более значений, исторически обусловленных или взаимосвязанных по смыслу и происхождению.
В современном языкознании выделяют грамматическую и лексическую полисемии. Так, форма 2 лица ед. ч. русских глаголов может быть употреблена не только в собственно-личном, но и в обобщённо-личном значении. Ср.: «Ну, ты всех перекричишь!» и «Тебя не перекричишь». В подобном случае следует говорить о грамматической полисемии.
Часто, когда говорят о полисемии, имеют в виду прежде всего многозначность слов как единиц лексики. Лексическая полисемия — это способность одного слова служить для обозначения разных предметов и явлений действительности, ассоциативно связанных между собой и образующих сложное семантическое единство. Именно наличие общего семантического признака отличает полисемию от омонимии и омофонии: так, например, числительное «три» и «три» — одна из форм повелительного наклонения глагола «тереть», семантически не связаны и являются омоформами (грамматическими омонимами).
Антонимы- это слова противоположного значения. Для появления антонимики необходимо наличие качественного признака, который может градировать и доходить до противоположного значения. ). В антонимические отношения вступают слова, которые соотносительны между собой по логической связи, общности семантики и грамматическим значениям (относятся к одной и той же части речи). Антонимы могут быть как разнокорневыми (хорошо - плохо, любовь - ненависть), так и однокорневыми (честный - бесчестный, вливать - выливать). В однокорневых антонимах противоположность значения зависит от значения присоединяемых приставок, которые, как и слова, могут вступать между собой в антонимические отношения (ср. противоположность значений приставок за- и от-, за- и вы-, например: закрыть - открыть, зарыть - вырыть).
- Вопросы к вступительному экзамену
- Язык как структурно-системное образование. Основные и промежуточные уровни языковой системы.
- Понятие «язык». Вопрос о происхождении языка.
- Язык и общество. Знаковая теория языка.
- Развитие языка. Интралингвистические и экстралингвистические факторы в развитии языка.
- Традиционные методы лингвистических исследований.
- Современные методы лингвистические исследований.
- Слово и его значение, типы лексических значений. Явление полисемии. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Функции в речи.
- Фразеология. Слово и фразеологизм. Основные типы фе.
- Проблемы заимствования в лексике. Заимствования в лексике русского языка в его истории и на современном этапе.
- Лексика в экспрессивно-стилистическим отношении. Основные пласты лексики с точки зрения стиля и сферы употребления. Термины и проблемы терминообразования.
- Основные явления в области исторического развития лексики.
- Аспекты изучения звуковых средств языка. Типы классификации звуков. Проблемы фоносемантики.
- Типы фонетических единиц. Место изучения звуковой стороны языка в системе лингвистических наук.
- 1.Фразовое ударение
- 2. Тактовое ударение
- Словообразовательная система языка. Единицы словообразовательной системы: коррелятивная пара, словообразовательный ряд, словообразовательная модель.
- Словообразовательная парадигма. Способы и средства словообразования.
- Грамматическое значение и способы его выражения в языке. Общая характеристика грамматических категорий русского языка.
- Вопрос о частях речи в русском языке. Проблемы переходности частей речи.
- Синтаксические единицы. Словосочетание и предложение. Принципы классификации предложений в синтаксической традиции. Типы односоставных и двусоставных предложений.
- 1. Определенно-личные
- 2. Неопределенно-личные
- 3. Безличные
- 4. Обобщенно-личные
- Основные вопросы теории сложного предложения.
- Основные проблемы синтаксиса текста.
- 1. Информативность.
- 2. Связность.
- Стили языка и стили речи.
- Основные периоды развития русского литературного языка. Особенности развития русского литературного языка в хх – ххi веке. Проблемы экологии языка в советское и постсоветское время.
- 1) Литературный язык Киевского государства (древнерусский литературный язык) (х – начало XII вв.).
- 2) Литературный язык эпохи феодальной раздробленности (середина XII – середина XIV вв.).
- 3) Литературный язык Московского государства (литературный язык великорусской народности, или старорусский литературный язык) (середина XIV – середина XVII вв.).
- 1) Литературный язык периода формирования русской нации (середина XVII – начало XIX вв.).
- 2) Литературный язык русской нации (30-е гг. XIX – начало XX вв.).
- 3) Литературный язык советской эпохи.
- Старославянский язык и его роль в развитии русского языка.
- Общая характеристика современных славянских языков.
- 5 Направлений в современной лингвистике
- Вопросы деидеологизации лингвистики и влияние этого процесса на развитие языкознания сегодняшнего дня.
- Основные лингвистические науки и направления.
- Культура речи сегодня.