logo
Аспирантура русский язык

Развитие языка. Интралингвистические и экстралингвистические факторы в развитии языка.

Согласно методу сравнит. Описания, первым условием существования языка является его изменения.

3 процесса (рода) Динамики языка(3 процесса происх одноврем и возможны только теоретически.):

1-эволюция яз - род динамич процессов когда ед яз изм свое фонетич, графич и смысловое кач-во, но при этом не происх увелич числа ед и качественного усложн их отношений,

2-развитие яз - динамич отн, когда происх увелич числа ед и качеств усложнение их отнош, то что не происх при эвол,

3-совершенствование - динамич проц, кот воплощаясь в изменении в развитии яз возн в следствии сознат а не стихийн возд-я ч-ка на яз.

Развитие имеет законом для письм и дописьм стадий РЯ. Дописьм стад(сравнит историч яз-е) любая языковая семья восх к праязыку из кот разв-ся остальн языки. Это разв имеет ступенч х-р. Снач языков основа дел на диалекты кот дают нач нов яз. нов яз основа для групп и подгрупп яз сост языковую семью, происх размнож яз. В письм периоде происх остановка размн путем деления на диалекты устн яз. Обр-ие письм яз вместе с созд лит-ры влечет за собой исчезнов диалектов. Этому способств р-ие грамотности. Сис-ма яз в письм период претерпевает изм: склад-ся подсистемы деловой речи, худ., языка СМИ (деление на стили).

Процессы Динамики Языка в ф-е его разв-я свод-ся учен к след основн ф-ам:

1. дивергенция – разветвл я идущее от диалекта, т.е. созд нов яз.

2.усложн сис-мы яз.

3.разделение литер яз на функцион стили(подсис-мы)

4.рост словаря яз и его систематиз.

В развитии языка существуют внешние и внутренние факторы. Внешние факторы связаны с развитием самого общества, например переселением племени в другой климат, новые условия труда и жизни и даже новая пища. К внутренним факторам относят преемственность и инновации. Преемственность заключается в постепенной замене одного элемента другим, причем, возможен длительный период сосуществования старой и новой единицы. Инновация же- это такая ситуация, при которой некая индивидуальная единица внезапно становится фактом общенационального языка. В процессе исторического развития можно увидеть два противоположных направления. Дивергенцию (разделение) и конвергенцию ( объединение).

Дивергенция – это территориальное деление языка в результате которого образуются диалекты.

Конвергенция сводится к взаимодействию между языковыми коллективами т.е. к языковым контактам.

По роли, которую языки могут играть в этих контактах, принято различать три варианта языкового взаимодействия.

  1. Субстрат. Язык коренного населения разрушился в результате контакта с языком завоевателей, но оставил в системе этого языка свои элементы. Т.е. один из языков разрушается, а другой развивается впитав в себя элементы исчезнувшего.

  2. Суперстрат. Следы языка завоевателе, который воздействовал на систему языка коренного населения, но не разрушил ее полностью, а только способствовал определенным изменениям, в результате которых местная языковая традиция не обрывается, но в ней остаются иноязычные элементы.

  3. Адстрат. Общие черты формируются в параллельно существующих языках, в процессе их длительного взаимодействия, например в пограничных районах.

По вопросу о развитии языков в будущем имеется три точки зрения. Согласно, первой из них развитие должно по пути интеграции, постепенного слияния в один язык.

Согласно другой теории развитие языков будет связано с укреплением языков различных народов.

Существует, однако, и третья точка зрения, согласно которой ведущую роль в развитии языков в будущем будут играть зональные языки. Зональный язык - это один из существующих в конкретном ареале языков, «возведенный в ранг» языка общения между народностями или нациями, проживающими в данном ареале. Таким образом, для малых народностей и тех наций, язык которых не является средством меж­национального общения, будущее заключается в развитии и укреп­лении своего родного языка и одновременно в овладении вторым или даже третьим языком межнационального общения.

В существовании и фунционировании языка основную роль играют определённые условия, которые так или иначе воздействуют на развитие языковой системы. Условия, обстоятельства, которые оказывают влияние на развитие языка, называются языковыми факторами, или факторами развития языка. Языковые факторы могут быть внешними и внутренними; по отношению к ним в лингвистике используются термины интралингвистические (внутренние) и экстралингвистические (внешние).

ИЛ факторы развития языка – это функционирование и изменение языка по тем внутренним законам, которые ему присущи:

а) стремление к облегчению произношения.

б) стремление языка к уменьшению произностительх затрат. Многие сочетания звуков довольно тяжело произносить с точки зрения речевых усилий, поэтому в определённых ситуациях в любом языке в процессе речевой деятельности могут возникать только определённые сочетания звуков. Например, слово «лодка» - произнести [д] перед [к] тяжело, поэтому звонкий звук оглушается.

в) упорядочение звуковой системы.

 Неравномерное развитие различных уровней языка. Разные ярусы языковой системы в любом языке могут развиваться неравномерно, с разной степенью сложности. Например, фонетический и лексический уровень изменяются довольно быстро, а синтаксический, морфологический и словообразовательный – гораздо медленнее.

Развитие языка сопровождается двумя важными процессами: процессом дифференциации и процессом интеграции.

а) сущность процесса дифференциации состоит в том, что постоянно увеличиваются различия между языками и диалектами, а также постоянно растёт число языков.

б) процесс интеграции языков и языковых признаков заключается в уменьшении числа языков и их особенностях, т.е., интеграция проявляется, прежде всего, в скрещивании языков, когда из нескольких появляется один. Например, в результате взаимодействия галльского и латинского языков возник французский язык.

Экстралингвистические факторы развития языка. Экстралингвистические факторы могут носить стихийный и спланированный характер. Стихийный (внезапный) может изменять словарный состав языка: если неожиданно появляется новое понятие, то оно сразу образует новое слово, которое его (это понятие) называет. Так же стихийно происходит заимствование из других языков.