Словообразовательная система языка. Единицы словообразовательной системы: коррелятивная пара, словообразовательный ряд, словообразовательная модель.
Словообразование представляет собой особую систему языка. Специфика этой системы определяется ее связями с <соседними> системами - лексикой и морфологией:
а) словообразование как важнейшее средство создания номинативных единиц языка <работает> на лексику и поэтому зависит от нее;
б) словообразование связано с морфологией, так как каждое производное слово создается как слово определенной части речи, характеризуемое определенными грамматическими значениями
Система синхронного словообразования – сложная иерархическая организация, в которой обнаруживается противопоставление единиц разной структуры и разной степени сложности.
Основной единицей системы синхронного словообразования является производное слово, ибо оно представляет собой тот конечный результат, ради которого и происходит акт словообразования. Производное слово занимает центральное место в системе словообразования; оно состоит из простейших (внутрисловных) единиц и входит в единицы более сложные - комплексные.
Комплексные единицы системы словообразования формируются противопоставлениями разного рода: соотношением однокоренных слов и соотношением слов, имеющих разные корни, но одно и то же словообразовательное строение.
Комплексными единицами системы словообразования являются: словообразовательная пара, словообразовательный тип, словообразовательная категория, словообразовательная цепь, словообразовательная парадигма и словообразовательное гнездо.
Простейшая из комплексных единиц - словообразовательная пара: соотношение производной и производящей основ: белый - белить, регулировать - регулировщик.
Словообразовательные пары, между которыми имеются тождественные формальные и семантические отношения, входят в один словообразовательный тип: сахар - сахарница, селедка - селедочница. Термином словообразовательный тип называют не совокупность словообразовательных пар, а схему (формулу) построения производных слов.
Совокупность производных, упорядоченная так, что каждая предыдущая единица является непосредственно производящей для последующей, называется словообразовательной цепью (или цепочкой). Эта комплексная единица выявляет ступенчатый характер русского словообразования. Она демонстрирует синтагматические отношения между однокоренными словами. Слова в цепи связаны отношениями последовательной производности.
Между однокоренными словами существуют не только отношения последовательной производности, но и отношения совместной производности (кодеривации). Иными словами, такие отношения можно назвать радиальными - от одного производящего образуются пучки производных:
Совокупность производных, имеющих одну и ту же производящую основу и находящихся на одной ступени словопроизводства, называют словообразовательной парадигмой (СП).
Словообразовательные цепи и парадигмы являются. составными частями наиболее сложной и многочленной единицы словообразования - словообразовательного гнезда. Они взаимодополняют друг друга и реализуют парадигматические и синтагматические связи слов в гнезде. В своей совокупности цепи и парадигмы и являются тем строительным материалом гнезда, который позволяет вскрыть его сложную иерархическую организацию. Словообразовательное гнездо - это иерархически организованная, упорядоченная совокупность всех производных базового слова.
Словообразовательная категория (СК) - единица более абстрактная и сложная, чем словообразовательный тип; она формируется совокупностью словообразовательных типов, объединяемых общностью деривационного значения в отвлечении от формальных средств выражения данного значения. Словообразовательная категория выделяется на основании единства деривационного значения, в то время как средства выражения этого значения могут быть различными.
- Вопросы к вступительному экзамену
- Язык как структурно-системное образование. Основные и промежуточные уровни языковой системы.
- Понятие «язык». Вопрос о происхождении языка.
- Язык и общество. Знаковая теория языка.
- Развитие языка. Интралингвистические и экстралингвистические факторы в развитии языка.
- Традиционные методы лингвистических исследований.
- Современные методы лингвистические исследований.
- Слово и его значение, типы лексических значений. Явление полисемии. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Функции в речи.
- Фразеология. Слово и фразеологизм. Основные типы фе.
- Проблемы заимствования в лексике. Заимствования в лексике русского языка в его истории и на современном этапе.
- Лексика в экспрессивно-стилистическим отношении. Основные пласты лексики с точки зрения стиля и сферы употребления. Термины и проблемы терминообразования.
- Основные явления в области исторического развития лексики.
- Аспекты изучения звуковых средств языка. Типы классификации звуков. Проблемы фоносемантики.
- Типы фонетических единиц. Место изучения звуковой стороны языка в системе лингвистических наук.
- 1.Фразовое ударение
- 2. Тактовое ударение
- Словообразовательная система языка. Единицы словообразовательной системы: коррелятивная пара, словообразовательный ряд, словообразовательная модель.
- Словообразовательная парадигма. Способы и средства словообразования.
- Грамматическое значение и способы его выражения в языке. Общая характеристика грамматических категорий русского языка.
- Вопрос о частях речи в русском языке. Проблемы переходности частей речи.
- Синтаксические единицы. Словосочетание и предложение. Принципы классификации предложений в синтаксической традиции. Типы односоставных и двусоставных предложений.
- 1. Определенно-личные
- 2. Неопределенно-личные
- 3. Безличные
- 4. Обобщенно-личные
- Основные вопросы теории сложного предложения.
- Основные проблемы синтаксиса текста.
- 1. Информативность.
- 2. Связность.
- Стили языка и стили речи.
- Основные периоды развития русского литературного языка. Особенности развития русского литературного языка в хх – ххi веке. Проблемы экологии языка в советское и постсоветское время.
- 1) Литературный язык Киевского государства (древнерусский литературный язык) (х – начало XII вв.).
- 2) Литературный язык эпохи феодальной раздробленности (середина XII – середина XIV вв.).
- 3) Литературный язык Московского государства (литературный язык великорусской народности, или старорусский литературный язык) (середина XIV – середина XVII вв.).
- 1) Литературный язык периода формирования русской нации (середина XVII – начало XIX вв.).
- 2) Литературный язык русской нации (30-е гг. XIX – начало XX вв.).
- 3) Литературный язык советской эпохи.
- Старославянский язык и его роль в развитии русского языка.
- Общая характеристика современных славянских языков.
- 5 Направлений в современной лингвистике
- Вопросы деидеологизации лингвистики и влияние этого процесса на развитие языкознания сегодняшнего дня.
- Основные лингвистические науки и направления.
- Культура речи сегодня.