logo
Аспирантура русский язык

Понятие «язык». Вопрос о происхождении языка.

Язык- самобытная знаковая система, индивидуальная для каждого народа, служащая орудием формирования мышления, средством выражения мысли и передачей культурных ценностей из поколения в поколение.

Основное свойство языка - служит средством общения т.е выполняет коммуникативную функцию ( коммуникация- это специфическая форма взаимодействия людей в процессе их познавательно-трудовой деятельности. Простейшая коммуникация включает в себя з компонента: отправителя сообщения, получателя сообщения и собственно сообщение. Отсутствие любого из этих компонентов делает коммуникацию невозможной.) Вторая главная функция языка - мыслеформирующая.

Частные функции языка:

  1. Констатирующая ( для нейтрального сообщении фактов)

  2. Вопросительная ( для запроса информации)

  3. Побуждающая (средство призыва, побуждения к действиям)

  4. Экспрессивная/ эмотивная ( выражает отношений говорящего, его настроение и эмоции)

  5. Контактоустанавивающая

  6. Метаязыковая ( истолкование языковых фактов языков языковыми средствами)

  7. Индикаторная ( для обозначения принадлежности к определенной социальной группе)

Языки бывают:

А) Живые и мертвые. Живым называется язык, который сложился в определенный период как язык общения конкретного народа и продолжающий использоваться народом, как средство коммуникации. Мертвым называют язык, переставший изменяться и развиваться и не являющийся средством общения в настоящий момент.

Б) естественные и искусственные языки.

Естественный язык- это язык стихийно возникший у какого-либо народа.

Искусственный же язык создается конкретным человеком или группой людей.

В) языки многочисленные и малочисленные.

К основным разновидностям внутри языка относятся, в иерархической последовательности:

идиолект — речь конкретного индивида;

• «эколект» — речь семьи (термин-неологизм, основанный на недавних научных исследованиях);

говор — речь небольшой и, как правило, территориально ограниченной части носителей данного языка, выделяется внутри диалекта (ср., например, тотемский говор вологодской группысевернорусского наречия.);

диалект — основная территориальная разновидность языка (ср. мазовецкий диалект польского языка, северный диалект табасаранского языка и пр.);

наречие — крупная территориальная разновидность языка, включающая группу диалектов, объединённых рядом общих черт, отличных от других наречий данного языка.

Нередко используется также «нейтральный» термин:

идиом — обозначение разновидности языка в случае, если её точный статус неважен или неизвестен.

Статусно-функциональные разновидности языка

С точки зрения особенностей функционирования языка в определенной социальной среде выделяются следующие разновидности:

койне — разновидность языка, используемая как средство повседневного общения людей, говорящих на разных региональных или социальных вариантах данного языка (например, поздневизантийское койне среднегреческого языка);

литературный язык, или литературный стандарт — кодифицированная, нормированная разновидность национального языка; в рамках литературного языка выделяют различные функциональные стили (например, художественный, научный, официально-деловой, публицистический), обслуживающие различные коммуникативные потребности общества;

просторечие — речь необразованного и полуобразованного городского населения, не владеющего литературными нормами;

социолект — речь языкового сообщества, определяемого в социальных терминах; см. также термины арго, жаргон, сленг (например, «компьютерный жаргон», «молодёжный сленг», «арго хиппи», «феня» и т. п.);

этнолект, или региональный вариант — региональная разновидность языка, используемого определенной этнической группой (ср. «дагестанский этнолект русского языка» — вариант русского языка, бытующий в Дагестане).

Помимо разновидностей, выделяемых внутри конкретного языка, существуют и различные типы самих языков:

в зависимости от условий функционирования:

лингва-франка — язык, используемый как средство межэтнического общения;

контактный язык — вспомогательный смешанный язык с ограниченным словарем и минимальной грамматикой, на начальном этапе контактный язык обычно представляет собой пиджин, который может в дальнейшем эволюционировать в креольский язык.

смешанный язык — язык, возникающий в условиях полного двуязычия, в котором элементы двух языков оказываются «перемешаны» настолько, что возникший новый язык уже нельзя признать разновидностью одного из исходных.

по наличию или отсутствию письменной традиции:

письменные языки, в том числе старописьменные (или древнеписьменные), письменная традиция которых насчитывает как минимум несколько веков, и младописьменные (или новописьменные), получившие письменность в пределах нескольких десятков лет назад.

бесписьменные языки.

в зависимости от общепризнанного статуса и престижа языка

государственный язык или языки (например русский язык в РФ; белорусский язык и русский язык в Белоруссии);;

официальный язык или языки (например, русский язык в официальной и деловой сферах республики Киргизия при государственном статусе киргизского языка);

региональный язык (Русский язык как язык большинства в различных регионах юго-востока Украины и протоворечивая ситуация с призанием его статуса);

язык меньшинства (например, венгерский язык в Словакии и Румынии, турецкий язык в Греции);

в зависимости от сферы использования и области применения

язык делопроизводства (например, русский язык в Казахстане);

язык богослужения (например, церковнославянский язык в средневековой Румынии и Молдавии)

в зависимости степени владения человеком

родной язык или языки, усвоенные в детстве; может быть утрачен с возрастом в результате ассимилятивных процессов.

обиходный язык, используемый во внутрисемейном общении (не всегда соответствует родному языку каждого из членов семьи).

разговорный язык повседневного общения внутри семьи и за её пределами.

рабочий язык доминирующий на рабочем месте

второй язык

иностранный язык

Во всех перечисленных выше случаях речь идет только о естественных человеческих языках; наряду с ним существуют искусственные языки и специфические формальные языки, придуманные человеком. Кроме того, термин язык может применяться и к коммуникативным системам различных животных

Проблема происхождения языка.

Пробл происх яз имеет два аспекта: происх конкр яз, напр рус, и происх человеческого яз вообще, т.е. становл яз в филогенезе. Первый аспект изуч в принципе разрешим и научно доказан для многих яз мира, чего нельзя сказать об общей проблеме происх человеч яз. Основные теории происх яз:

1. звукоподражательная (вуковой человеч яз возник вследствие подражания чел-ка разл прир звукам, сопровожд те или другие явл-я дейст-ти или действия самого чел-ка, крикам животных и пр),

2. междометная (связывала происх языка с невольными выкриками чел-ка под возд-ем внешних раздражений или внутренних состояний). Ономатопоэтическая т,),

3. ономатопоэтическая (близкая к междометной и звукоподражательной, счит, что звуковой человеч яз образ. в рез-те звукового представления и впечатления об обозначаемом предмете или явлении),

4. теория общественного договора (автор Ж.-Ж. Руссо)

  1. 5. трудовая марксистская, или теория Ф. Энгельса о происх языка (Доминировала в советском языкознании до начала 90х годов XX века. Отчасти она основывалась на теориях Дарвина и Шлейхера: в древние времена на Земле жила порода высокоразвитых обезьян. В ходе эволюции они спустились с деревьев на землю, и это привело к появлению нового взгляда на мир, так как обезьяна поднялась на задние лапы и стала использовать простейшие орудия труда. По мнению Энгельса, это был первый шаг на пути превращения обезьяны в человека и возникновению языка: совместная охота, защита привели к тому, что у возникающих людей появилась потребность что-то сказать. Так и возник язык.)

6. Теория «трудовых выкриков». Данная теория сводится к тому, что язык возник из выкриков, сопровождавших коллективный труд.. но данные выкрики были только средством ритмизации труда, они ничего не выражают, даже эмоций, а являются только внешними, техническими средствами в работе.(авторы фр. Нуаре и нем. Бюхер).

7. Биологическая гипотеза. Язык- естественный организм, он возникает самопроизвольно и имеет определенный срок жизни.

8. Жестовая теория. Язык образовался произвольно и бессознательно, но полностью не вытеснив язык жестов.

9. Трудовая гипотеза. Труд создал человека и одновременно с этим возник и язык.

10. Гипотеза спонтанного скачка.

11. Религиозная теория происхождения языка. В основе религиозных теорий происхождения языка лежат священные тексты определённой религии и/или мифология. «язык существовал изначально как часть Божественного существа, часть Бога. После сотворения человека Бог дал ему частицу языка как средства общения с Ним, средства общения людей между собой, способ выражения себя в окружающем мире и т.п.».

Религиозные теории происхождения языка являются самыми древними.

12. Античные теории происхождения языка. Основу большей части современных гипотез происхождения языка занимают античные теории. По взглядам на происхождение языка они разделяются, в основном, на 3 школы:

- сторонников теории фюсей;

- приверженцев теории тесей;

- теории Диодора Сицилийского.

Теория фюсей («по природе»). Слова отражают природу вещи, явления, которое для каждой вещи является единой, а язык возник потому, что человек стал называть природные явления согласно их сути..

Теория Тесей («по договору»). согласно этой теории, язык возник потому, что люди договорились между собой, как называть вещи и явления, и затем стали общаться, передавать друг другу информацию, и, таким образом, появился язык. Теория Диодора Сицилийского (трудовая теория). В результате охоты, труда у человека возникла потребность общения. В итоге и возник язык.

13 Теория Вильгельма фон Гумбольдта. Создание языка было обусловлено внутренними потребностями человека: духовными, религиозными, социокультурными, бытовыми и т.д. Язык – не только средство общения, но и способ духовного, психологического и биологического самовыражения. В конце XX века научные исследования системы ДНК подтвердили теорию Гумбольдта, выявив в системе ДНК ген, который мотивирует предрасположенность человека к усвоению и развитию языка, формированию языкового сознания и языковой картины мира.