Понятие «язык». Вопрос о происхождении языка.
Язык- самобытная знаковая система, индивидуальная для каждого народа, служащая орудием формирования мышления, средством выражения мысли и передачей культурных ценностей из поколения в поколение.
Основное свойство языка - служит средством общения т.е выполняет коммуникативную функцию ( коммуникация- это специфическая форма взаимодействия людей в процессе их познавательно-трудовой деятельности. Простейшая коммуникация включает в себя з компонента: отправителя сообщения, получателя сообщения и собственно сообщение. Отсутствие любого из этих компонентов делает коммуникацию невозможной.) Вторая главная функция языка - мыслеформирующая.
Частные функции языка:
-
Констатирующая ( для нейтрального сообщении фактов)
-
Вопросительная ( для запроса информации)
-
Побуждающая (средство призыва, побуждения к действиям)
-
Экспрессивная/ эмотивная ( выражает отношений говорящего, его настроение и эмоции)
-
Контактоустанавивающая
-
Метаязыковая ( истолкование языковых фактов языков языковыми средствами)
-
Индикаторная ( для обозначения принадлежности к определенной социальной группе)
Языки бывают:
А) Живые и мертвые. Живым называется язык, который сложился в определенный период как язык общения конкретного народа и продолжающий использоваться народом, как средство коммуникации. Мертвым называют язык, переставший изменяться и развиваться и не являющийся средством общения в настоящий момент.
Б) естественные и искусственные языки.
Естественный язык- это язык стихийно возникший у какого-либо народа.
Искусственный же язык создается конкретным человеком или группой людей.
В) языки многочисленные и малочисленные.
К основным разновидностям внутри языка относятся, в иерархической последовательности:
• идиолект — речь конкретного индивида;
• «эколект» — речь семьи (термин-неологизм, основанный на недавних научных исследованиях);
• говор — речь небольшой и, как правило, территориально ограниченной части носителей данного языка, выделяется внутри диалекта (ср., например, тотемский говор вологодской группысевернорусского наречия.);
• диалект — основная территориальная разновидность языка (ср. мазовецкий диалект польского языка, северный диалект табасаранского языка и пр.);
• наречие — крупная территориальная разновидность языка, включающая группу диалектов, объединённых рядом общих черт, отличных от других наречий данного языка.
Нередко используется также «нейтральный» термин:
• идиом — обозначение разновидности языка в случае, если её точный статус неважен или неизвестен.
Статусно-функциональные разновидности языка
С точки зрения особенностей функционирования языка в определенной социальной среде выделяются следующие разновидности:
• койне — разновидность языка, используемая как средство повседневного общения людей, говорящих на разных региональных или социальных вариантах данного языка (например, поздневизантийское койне среднегреческого языка);
• литературный язык, или литературный стандарт — кодифицированная, нормированная разновидность национального языка; в рамках литературного языка выделяют различные функциональные стили (например, художественный, научный, официально-деловой, публицистический), обслуживающие различные коммуникативные потребности общества;
• просторечие — речь необразованного и полуобразованного городского населения, не владеющего литературными нормами;
• социолект — речь языкового сообщества, определяемого в социальных терминах; см. также термины арго, жаргон, сленг (например, «компьютерный жаргон», «молодёжный сленг», «арго хиппи», «феня» и т. п.);
• этнолект, или региональный вариант — региональная разновидность языка, используемого определенной этнической группой (ср. «дагестанский этнолект русского языка» — вариант русского языка, бытующий в Дагестане).
Помимо разновидностей, выделяемых внутри конкретного языка, существуют и различные типы самих языков:
• в зависимости от условий функционирования:
• лингва-франка — язык, используемый как средство межэтнического общения;
• контактный язык — вспомогательный смешанный язык с ограниченным словарем и минимальной грамматикой, на начальном этапе контактный язык обычно представляет собой пиджин, который может в дальнейшем эволюционировать в креольский язык.
• смешанный язык — язык, возникающий в условиях полного двуязычия, в котором элементы двух языков оказываются «перемешаны» настолько, что возникший новый язык уже нельзя признать разновидностью одного из исходных.
• по наличию или отсутствию письменной традиции:
• письменные языки, в том числе старописьменные (или древнеписьменные), письменная традиция которых насчитывает как минимум несколько веков, и младописьменные (или новописьменные), получившие письменность в пределах нескольких десятков лет назад.
• бесписьменные языки.
• в зависимости от общепризнанного статуса и престижа языка
• государственный язык или языки (например русский язык в РФ; белорусский язык и русский язык в Белоруссии);;
• официальный язык или языки (например, русский язык в официальной и деловой сферах республики Киргизия при государственном статусе киргизского языка);
• региональный язык (Русский язык как язык большинства в различных регионах юго-востока Украины и протоворечивая ситуация с призанием его статуса);
• язык меньшинства (например, венгерский язык в Словакии и Румынии, турецкий язык в Греции);
• в зависимости от сферы использования и области применения
• язык делопроизводства (например, русский язык в Казахстане);
• язык богослужения (например, церковнославянский язык в средневековой Румынии и Молдавии)
• в зависимости степени владения человеком
• родной язык или языки, усвоенные в детстве; может быть утрачен с возрастом в результате ассимилятивных процессов.
• обиходный язык, используемый во внутрисемейном общении (не всегда соответствует родному языку каждого из членов семьи).
• разговорный язык повседневного общения внутри семьи и за её пределами.
• рабочий язык доминирующий на рабочем месте
• второй язык
• иностранный язык
Во всех перечисленных выше случаях речь идет только о естественных человеческих языках; наряду с ним существуют искусственные языки и специфические формальные языки, придуманные человеком. Кроме того, термин язык может применяться и к коммуникативным системам различных животных
Проблема происхождения языка.
Пробл происх яз имеет два аспекта: происх конкр яз, напр рус, и происх человеческого яз вообще, т.е. становл яз в филогенезе. Первый аспект изуч в принципе разрешим и научно доказан для многих яз мира, чего нельзя сказать об общей проблеме происх человеч яз. Основные теории происх яз:
1. звукоподражательная (вуковой человеч яз возник вследствие подражания чел-ка разл прир звукам, сопровожд те или другие явл-я дейст-ти или действия самого чел-ка, крикам животных и пр),
2. междометная (связывала происх языка с невольными выкриками чел-ка под возд-ем внешних раздражений или внутренних состояний). Ономатопоэтическая т,),
3. ономатопоэтическая (близкая к междометной и звукоподражательной, счит, что звуковой человеч яз образ. в рез-те звукового представления и впечатления об обозначаемом предмете или явлении),
4. теория общественного договора (автор Ж.-Ж. Руссо)
-
5. трудовая марксистская, или теория Ф. Энгельса о происх языка (Доминировала в советском языкознании до начала 90х годов XX века. Отчасти она основывалась на теориях Дарвина и Шлейхера: в древние времена на Земле жила порода высокоразвитых обезьян. В ходе эволюции они спустились с деревьев на землю, и это привело к появлению нового взгляда на мир, так как обезьяна поднялась на задние лапы и стала использовать простейшие орудия труда. По мнению Энгельса, это был первый шаг на пути превращения обезьяны в человека и возникновению языка: совместная охота, защита привели к тому, что у возникающих людей появилась потребность что-то сказать. Так и возник язык.)
6. Теория «трудовых выкриков». Данная теория сводится к тому, что язык возник из выкриков, сопровождавших коллективный труд.. но данные выкрики были только средством ритмизации труда, они ничего не выражают, даже эмоций, а являются только внешними, техническими средствами в работе.(авторы фр. Нуаре и нем. Бюхер).
7. Биологическая гипотеза. Язык- естественный организм, он возникает самопроизвольно и имеет определенный срок жизни.
8. Жестовая теория. Язык образовался произвольно и бессознательно, но полностью не вытеснив язык жестов.
9. Трудовая гипотеза. Труд создал человека и одновременно с этим возник и язык.
10. Гипотеза спонтанного скачка.
11. Религиозная теория происхождения языка. В основе религиозных теорий происхождения языка лежат священные тексты определённой религии и/или мифология. «язык существовал изначально как часть Божественного существа, часть Бога. После сотворения человека Бог дал ему частицу языка как средства общения с Ним, средства общения людей между собой, способ выражения себя в окружающем мире и т.п.».
Религиозные теории происхождения языка являются самыми древними.
12. Античные теории происхождения языка. Основу большей части современных гипотез происхождения языка занимают античные теории. По взглядам на происхождение языка они разделяются, в основном, на 3 школы:
- сторонников теории фюсей;
- приверженцев теории тесей;
- теории Диодора Сицилийского.
Теория фюсей («по природе»). Слова отражают природу вещи, явления, которое для каждой вещи является единой, а язык возник потому, что человек стал называть природные явления согласно их сути..
Теория Тесей («по договору»). согласно этой теории, язык возник потому, что люди договорились между собой, как называть вещи и явления, и затем стали общаться, передавать друг другу информацию, и, таким образом, появился язык. Теория Диодора Сицилийского (трудовая теория). В результате охоты, труда у человека возникла потребность общения. В итоге и возник язык.
13 Теория Вильгельма фон Гумбольдта. Создание языка было обусловлено внутренними потребностями человека: духовными, религиозными, социокультурными, бытовыми и т.д. Язык – не только средство общения, но и способ духовного, психологического и биологического самовыражения. В конце XX века научные исследования системы ДНК подтвердили теорию Гумбольдта, выявив в системе ДНК ген, который мотивирует предрасположенность человека к усвоению и развитию языка, формированию языкового сознания и языковой картины мира.
- Вопросы к вступительному экзамену
- Язык как структурно-системное образование. Основные и промежуточные уровни языковой системы.
- Понятие «язык». Вопрос о происхождении языка.
- Язык и общество. Знаковая теория языка.
- Развитие языка. Интралингвистические и экстралингвистические факторы в развитии языка.
- Традиционные методы лингвистических исследований.
- Современные методы лингвистические исследований.
- Слово и его значение, типы лексических значений. Явление полисемии. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Функции в речи.
- Фразеология. Слово и фразеологизм. Основные типы фе.
- Проблемы заимствования в лексике. Заимствования в лексике русского языка в его истории и на современном этапе.
- Лексика в экспрессивно-стилистическим отношении. Основные пласты лексики с точки зрения стиля и сферы употребления. Термины и проблемы терминообразования.
- Основные явления в области исторического развития лексики.
- Аспекты изучения звуковых средств языка. Типы классификации звуков. Проблемы фоносемантики.
- Типы фонетических единиц. Место изучения звуковой стороны языка в системе лингвистических наук.
- 1.Фразовое ударение
- 2. Тактовое ударение
- Словообразовательная система языка. Единицы словообразовательной системы: коррелятивная пара, словообразовательный ряд, словообразовательная модель.
- Словообразовательная парадигма. Способы и средства словообразования.
- Грамматическое значение и способы его выражения в языке. Общая характеристика грамматических категорий русского языка.
- Вопрос о частях речи в русском языке. Проблемы переходности частей речи.
- Синтаксические единицы. Словосочетание и предложение. Принципы классификации предложений в синтаксической традиции. Типы односоставных и двусоставных предложений.
- 1. Определенно-личные
- 2. Неопределенно-личные
- 3. Безличные
- 4. Обобщенно-личные
- Основные вопросы теории сложного предложения.
- Основные проблемы синтаксиса текста.
- 1. Информативность.
- 2. Связность.
- Стили языка и стили речи.
- Основные периоды развития русского литературного языка. Особенности развития русского литературного языка в хх – ххi веке. Проблемы экологии языка в советское и постсоветское время.
- 1) Литературный язык Киевского государства (древнерусский литературный язык) (х – начало XII вв.).
- 2) Литературный язык эпохи феодальной раздробленности (середина XII – середина XIV вв.).
- 3) Литературный язык Московского государства (литературный язык великорусской народности, или старорусский литературный язык) (середина XIV – середина XVII вв.).
- 1) Литературный язык периода формирования русской нации (середина XVII – начало XIX вв.).
- 2) Литературный язык русской нации (30-е гг. XIX – начало XX вв.).
- 3) Литературный язык советской эпохи.
- Старославянский язык и его роль в развитии русского языка.
- Общая характеристика современных славянских языков.
- 5 Направлений в современной лингвистике
- Вопросы деидеологизации лингвистики и влияние этого процесса на развитие языкознания сегодняшнего дня.
- Основные лингвистические науки и направления.
- Культура речи сегодня.