Словообразовательная парадигма. Способы и средства словообразования.
Совокупность производных, имеющих одну и ту же производящую основу и находящихся на одной ступени словопроизводства, называют словообразовательной парадигмой (СП).
Подобно морфологическим парадигмам СП имеют постоянный член (производящая база) и переменные члены (деривационные аффиксы). В отличие от морфологических парадигм, которые объединяют словоформы одного слова, СП объединяют разные слова, в том числе слова разных частей речи, и не включают слово, служащее производящим для членов парадигмы.
В русском языке СП бывают разветвленными и могут насчитывать более 10 членов. СП распадаются на блоки включающие производные одной части речи: субстантивный, глагольный, адъективный, наречный.
Типовая словообразовательная парадигма получается при отвлечении от конкретных способов выражения тех или иных деривационных значений.
Типовую парадигму формируют конкретные парадигмы, в которых представлен один и тот же набор деривационных значений. Перечислим для примера семантические места, которые содержит типовая парадигма существительных - названий животных. Существительные - уменьшительные, увеличительные и оценочные; наименования самки и детеныша; наименования мяса животного; наименования помещения для животного (коровник, попугайник); наименования лица, связанного с животным.
Рассмотрение типовых СП показывает, что это структуры с закрытым числом членов. От слов каждой лексикосемантической группы могут быть образованы производные лишь определенных деривационных значений.
Словообразовательные цепи и парадигмы являются. составными частями наиболее сложной и многочленной единицы словообразования - словообразовательного гнезда. Они взаимодополняют друг друга и реализуют парадигматические и синтагматические связи слов в гнезде.. Словообразовательное гнездо - это иерархически организованная, упорядочу ченная совокупность всех производных базового слова.
Способ словообразования– 1 из центральных понятий в словообразовании. Оно может быть рассмотрено как в плане диахронии, так и в плане синхронии. С диахронической точки зрения способ словообразования фиксирует историю рождения слова в один из периодов его развития. С синхронической точки зрения способ словообразования определяет, с помощью какого средства выражается словообразовательное значение слова.
Способ словообразования объединяет множество производных слов, характеризующихся одним видом форманта.
Способ словообразования – это более крупная, чем словообразовательный тип, единица классификации, объединяющая ряд типов и характеризующаяся одним и тем же видом форманта.
Для определения способа словообразования нужно выявить производящую основу и словообразовательный формант.
Приземлиться ← земля(морфол., прист.-суфф.-постфикс.).
Первая последовательная научная классификация способов словообразования была разработана в 1951 г. В.В. Виноградовым. В соответствии с принадлежностью словообразовательных средств языка к морфемным или неморфемным Виктор Владимирович выделил морфологические и неморфологические способы словообразования.
Морфологические способы словообразования в качестве словообразовательных формантов используют морфемы. При этом структура производного слова отличается от мотивирующей базы (производящего слова или словосочетания):весенний ← весна, подснежник ← снег.
Неморфологические способы не используют аффиксов и не сопровождаются изменением внешнего облика производящей единицы.
Морфологические способы образования Аффиксальные
К чистым аффиксальным способам относятся префиксация, суффиксация, постфиксация.
Префиксация (приставочный способ словообразования) характеризуется использованием такого форманта, как приставка: петь → запеть, всегда → навсегда.
Префиксация больше распространена в образовании глаголов. Приставка присоединяется всегда к целому слову. Производные этого способа всегда относятся к той же части речи, что и производящие слова. В семантическом отношении приставка не меняет, а только уточняет значение корня.
Суффиксация(суффиксальный способ образования) – такой способ словообразования, когда средством выражения словообразовательного значения выступает суффикс. Это наиболее распространенный способ русского словообразования, характерный для разных частей речи, прежде всего для существительных и прилагательных (приведите примеры).
Формант, выражающий словообразовательное значение, при суффиксации может быть как материально выраженным, так и нулевым. Синий → синева→ синь
Нулевая суффиксация распространена в области отглагольных существительных (разговаривать → разговор, отвечать → ответ, бежать → бег, прогулять → прогул), существительных, образованных от прилагательных (зеленый → зелень, тихий → тишь, новый → новь), и оценочных существительных со значением лица (подлизываться → подлиза, задираться → задира).
При суффиксации формант присоединяется не к производящему слову в целом, а к его основе: учить → учитель.
Постфиксация (постфиксальный способ) – аффиксальный способ, при котором средством выражения словообразовательного значения служит постфикс. Способ этот работает в сфере образования глаголов и местоименных слов.
Постфикс, как и приставка, присоединяется к слову в целом и не меняет части речи образуемого слова.
К комбинированным аффиксальным способам относятся префиксально-суффиксальный, префиксально-постфиксальный, суффиксально-постфиксальный, префиксально-постфиксально-суффиксальный.
1. Префиксально-суффиксальный способ. Словообразовательным формантом в таком случае является комбинация 2 аффиксов – приставки и суффикса. Эта комбинация возникает при одновременном присоединении аффиксов к производящей основе (снег → подснежник, Урал → Зауралье ) или в результате преобразования предложно-падежной формы (на стене → настенный, при школе → пришкольный).
Из комбинированных способов префиксально-суффиксальный наиболее распространен в СРЯ, образует разные части речи, но чаще имена.
2. Префиксация с нулевой суффиксацией. Суффикс, входящий в комбинацию аффиксов, может быть нулевым. Префиксация и нулевая суффиксация – способ, характерный для образования прилагательных, мотивированных существительными со значений части тела или детали внешности: безглазый, безногий, безрукий.
3. Префиксально-постфиксальный способ ограничен только глагольным образованием. Средством выражения словообразовательного значения служит комбинация приставки и постфикса–ся, -сь: дозвониться, изголодаться, проболтаться. Формант присоединяется к целому слову – глаголу.
4. Суффиксально-постфиксальный способ используется только при образовании глаголов. Словообразовательное значение в таком случае выражается комбинацией суффикса и постфикса–ся. В качестве мотивирующих слов выступают существительные и прилагательные: суета → суетиться, гордый → гордиться, нужда → нуждаться.
5. Префиксально-суффиксально-постфиксальный способ. В качестве форманта выступает комбинация 3 аффиксов: префикса, суффикса и постфикса–ся. Способ этот представлен только в области образования глаголов, мотивирующими словами служат существительные, прилагательные и глаголы: банкрот → обанкротиться, щедрый → расщедриться, шептать → перешептываться.
Словообразовательными формантами при сложении служат устойчивый порядок компонентов, тенденция к единому ударению, интерфикс.
Сложные слова (композиты – лат. compositio- сложение) имеют особый тип словообразовательного значения – соединительное значение, связанное с объединением разных по семантике мотивирующих основ в 1 целостную единицу: север, восток → северо-восток.
Сложение включает несколько разновидностей.
1) Сложносоставной способ – сложение самостоятельных слов без помощи интерфикса: вагон-ресторан, стоп-кран.
2) Чистое сложение – образование производного слова путем соединения при помощи интерфикса 1 или нескольких основ с самостоятельным знаменательным словом: лесостепь, черно-белый.
Последний компонент сложения (самостоятельное слово) выражает комплекс грамматических значений и морфологически оформляет новую единицу.
3) Образование сложных слов с 1 неизменяемым связанным компонентом интернационального характера:авиа-, теле-, био-, видео-, рок- (авиапочта, телешоу, биодобавки, видеодвойка, рок-концерт).
4) Сложносуффиксальный способ. Словообразовательное значение выражается комбинацией сложения и суффикса. Словообразовательными формантами служат интерфикс, суффикс, последовательность объединяемых компонентов и единое основное ударение. Этот способ распространен в сфере образования имен существительных и прилагательных: огнетушитель, полнолуние, пятиклассник, дальневосточный (мотивирующее слово, словообразовательные форманты).
5) Сложнопрефиксальный способ: умиротворить, иссиня-черный.
6) Префиксально-сложносуффиксальный: повседневный, повсеместный, Причерноморье.
Аббревиация (лат. brevis- краткий) – сложение сокращенных элементов слов, объединенных в 1 сочетание. В качестве словообразовательных формантов в этом способе выступают неморфемное усечение слов и закрепленный порядок компонентов.
Аббревиация – один из самых молодых способов русского словообразования. Аббревиация связана с действием закона экономии языковых средств и имеет ряд структурных разновидностей. Выделяются:
-
звуковая аббревиация– сочетание начальных звуков сокращенных слов:РЯШ, НИИ, РАН;
-
буквенная аббревиация– объединение начальных букв сокращенных слов:МГУ, СКВ, МВД, КБ, КВН;
-
слоговая аббревиация – объединение элементов сокращенных слов, аналогичных слогу:Совбез, профком;
-
слого-словная аббревиация – объединение целого слова и сокращенного элемента: зарплата, Госдума, сбербанк;
-
смешанная аббревиация – объединение сокращенных элементов разных типов: ИМЛИ(Институт мировой литературы),ЦСКА;
-
телескопическая аббревиация– объединение начала одного слова и конца другого: мопед – мотоцикл и велосипед, бионика – биология и техника
Усечение – сокращение производящей основы по типу аббревиатур (независимо от морфемного шва): специалист – спец, заместитель – зам. В качестве словообразовательного форманта выступает неморфемное усечение лексической единицы, т.е. название форманта совпадает с обозначением способа.
Производное слово относится к той же части речи, что и производящее, совпадает с ним по значению, но отличается от него стилистической окраской (обычно сниженной) и особой экспрессивностью в речи: мерседес – мерс, компьютер – комп.
Семантическое включение (универбация)
Способ образования слова на базе словосочетания, при котором в составе производного формально представлен только один компонент, а второй компонент внутренне включается в содержание производного: читальный зал → читалка, зачетная книжка → зачетка.
Морфонологические явления при словообразовании
При морфологическом словообразовании на стыке производящей основы и аффикса наблюдаются различные звуковые изменения. Например, при сочетании корня рук-с суффиксом–н-в корне наблюдается чередование фонемк // ч, а при сочетании этого же корня с суффиксом–аст-в корне чередования нет:ручной – рукастый.
Соседние морфемы могут приспосабливаться друг к другу, используя следующие словообразовательные средства:
1) вставку интерфиксов, (небоскреб, двухгодичный);
2) наложение морфем– частичное совмещение в структуре слова 2 соседних морфов (такси + ист → таксист). Разновидностью наложения является гаплология (слоговое наложение) – совмещение соседних одинаковых слогов, принадлежащих разным морфемам (военачальник вместо военоначальник, трагикомедия вместотрагикокомедия);
3) усечение морфем– это сокращение части корня или аффикса под влиянием присоединяемого аффикса (пальто – пальтецо, итальянец - итальянка);
4) наращение – осложнение основы слова при образовании от него производных или словоформ: небо – небеса, дочь – дочери.
5) чередования фонем и сочетаний фонем.
- Вопросы к вступительному экзамену
- Язык как структурно-системное образование. Основные и промежуточные уровни языковой системы.
- Понятие «язык». Вопрос о происхождении языка.
- Язык и общество. Знаковая теория языка.
- Развитие языка. Интралингвистические и экстралингвистические факторы в развитии языка.
- Традиционные методы лингвистических исследований.
- Современные методы лингвистические исследований.
- Слово и его значение, типы лексических значений. Явление полисемии. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Функции в речи.
- Фразеология. Слово и фразеологизм. Основные типы фе.
- Проблемы заимствования в лексике. Заимствования в лексике русского языка в его истории и на современном этапе.
- Лексика в экспрессивно-стилистическим отношении. Основные пласты лексики с точки зрения стиля и сферы употребления. Термины и проблемы терминообразования.
- Основные явления в области исторического развития лексики.
- Аспекты изучения звуковых средств языка. Типы классификации звуков. Проблемы фоносемантики.
- Типы фонетических единиц. Место изучения звуковой стороны языка в системе лингвистических наук.
- 1.Фразовое ударение
- 2. Тактовое ударение
- Словообразовательная система языка. Единицы словообразовательной системы: коррелятивная пара, словообразовательный ряд, словообразовательная модель.
- Словообразовательная парадигма. Способы и средства словообразования.
- Грамматическое значение и способы его выражения в языке. Общая характеристика грамматических категорий русского языка.
- Вопрос о частях речи в русском языке. Проблемы переходности частей речи.
- Синтаксические единицы. Словосочетание и предложение. Принципы классификации предложений в синтаксической традиции. Типы односоставных и двусоставных предложений.
- 1. Определенно-личные
- 2. Неопределенно-личные
- 3. Безличные
- 4. Обобщенно-личные
- Основные вопросы теории сложного предложения.
- Основные проблемы синтаксиса текста.
- 1. Информативность.
- 2. Связность.
- Стили языка и стили речи.
- Основные периоды развития русского литературного языка. Особенности развития русского литературного языка в хх – ххi веке. Проблемы экологии языка в советское и постсоветское время.
- 1) Литературный язык Киевского государства (древнерусский литературный язык) (х – начало XII вв.).
- 2) Литературный язык эпохи феодальной раздробленности (середина XII – середина XIV вв.).
- 3) Литературный язык Московского государства (литературный язык великорусской народности, или старорусский литературный язык) (середина XIV – середина XVII вв.).
- 1) Литературный язык периода формирования русской нации (середина XVII – начало XIX вв.).
- 2) Литературный язык русской нации (30-е гг. XIX – начало XX вв.).
- 3) Литературный язык советской эпохи.
- Старославянский язык и его роль в развитии русского языка.
- Общая характеристика современных славянских языков.
- 5 Направлений в современной лингвистике
- Вопросы деидеологизации лингвистики и влияние этого процесса на развитие языкознания сегодняшнего дня.
- Основные лингвистические науки и направления.
- Культура речи сегодня.