2. Тактовое ударение
Выделение одного из слов в речевом такте (синтагме) путем усиления словесного ударения, объединяющего разные слова в одну синтагму. Синтагматическое ударение обычно падает на ударный гласный последнего слова в речевом такте: Есть в осени первоначальной / короткая, / но дивная пора//.
3. Словесное ударение
Вид ударения, определяемого в пределах слова и состоящего в выделении одного из его слогов, в отличие от фразового, ритмического (тактового), слогового ударения. С. у. может быть свободным, как в русском языке, или фиксированным, как в чешском, венгерском, польском языках.
Внутри такта (реже –– фразы) выделяют две разновидности тактового (фразового) ударения, в зависимости от функций –– логическое и эмфатическое.
Ударение логическое (смысловое)
Ударение, состоящее в выделении определенной части предложения (обычно слова), на которой сосредоточивается основное внимание говорящих.
Ударение эмфатическое (греч. emphatikos »выразительный»), эмоциональное.
Выделение части слова с помощью фонетических средств для подчеркивания эмоциональной стороны слова: долгое произношение ударных гласных, протяжное произношение согласных. Эмфатическое ударение отражает эмоции говорящего, его аффективное состояние. Его разновидностью является контрастивное ударение: У меня (!) этих проблем нет [а у других есть].
Функции ударения
-
кульминативная, то есть обеспечение цельности и отдельности слова путем выделения его вершины (так же, как слоговое ядро представляет собой вершину слога на более низком уровне иерархии просодических единиц, а фразовый акцент, выделяющий одно из слов в синтагме, – на более высоком);
-
сигнификативная (смыслоразличительная), то есть различение идентичных сегментных последовательностей (сушý – сýшу и т.п.);
-
делимитативная (разграничительная). Ударение может быть показателем границ слóва, особенно в тех языках, где оно всегда приходится на один и тот же слог слóва – например, последний, как во французском, первый, как в чешском, или предпоследний, как в польском.
-
словоформирующая функция: фонетическое объединение слова.
-
дифференцирующая функция (та же смыслоразличительная): ударение служит средством различения слов (мука и мука, замок и замок) и разных их значений {хаос и хаос), словоформ (руки и руки), + стилистических вариантов слова (звонишь и разг. Звонишь)
Фонетические компоненты ударения:
1. Интенсивность – достигается увеличением мускульного напряжения, усилением выдоха. Такое ударение – динамическое.
2. Высота голосового тона – выделяя.т музыкальное ударение (восходящее, нисходящее).
3. Длительность – количествыенное ударение.
Применительно к слоговой структуре, ударение:
1. Свободное – падает на любой слог.
2. Связанное – падает на опред. Слог. Бывает фиксированное (имеет единственное постоянное место) и ограниченног (имеет опрею зону локализации).
Применительно к морфологической структуре, ударение:
1. Подвижное – в пределах морфологич. Парадигмы ударение в разных сл. Формах мб то на основе, то на окончании.
2. Неподвижное (постоянное).
Интонация - движения тона вверх или вниз от среднего уровня + изменения интенсивности, длительности, тембра речевого такта и фразы, а также паузацию.
В русском языке можно выделить шесть основных интонационных конструкций. Каждая из них имеет центр - слог, на который падает основное ударение (тактовое, фразовое или логическое). Выделяются также предцентровая и постцентровая части речевого такта, которые в ряде случаев могут отсутствовать. Предцентровая часть обычно произносится на среднем тоне. Различительными признаками ИК являются направление движения тона в центре и уровень тона постцентровой части.
Интонационные конструкции можно схематически изобразить линиями движения тона.
ИК-1 --\-- на гласном центра происходит понижение тона, тон постцентровой части ниже среднего. ИК-1 наиболее ярко проявляется при выражении завершенности в повествовательном предложении. Например: Поздняя осень. Грачи улетели, лес обнажился, поля опустели... (Н.А. Некрасов).
ИК-2 -- -- -- гласный центра произносится в пределах диапазона предцентровой части, на постцентровой части понижение тона ниже среднего уровня. нисходящий тон в сочетании с некоторым усилением словесного ударения на гласном центра. Например: Куда ты идешь? Андрей! Там опасно!
ИК-3 --/-- на гласном центра резко восходящее движение тона, тон постцентровой части ниже среднего. ИК-3 наиболее ярко проявляется в вопросительных предложениях без вопросительного слова. Например: Анна пьет сок? Анна пьёт сок? Анна пьет сок?
ИК-4 --\-- нa гласном центра нисходяще-восходящее движение тона, тон постцентровой части выше среднего. ИК-4 наиболее ярко проявляется в неполных вопросительных предложениях с сопоставительным союзом а, в вопросах с оттенком требования. Например: А ты? А Наташа? Ваше имя? Фамилия?
ИК-5 --/ \-- имеет два центра: на гласном первого центра восходящее движение тона, на гласном второго центра или на следующем за ним гласном - нисходящее, тон между центрами выше среднего, тон постцентровой части ниже среднего. ИК-5 наиболее ярко проявляется при выражении высокой степени признака, действия, состояния. Например: Какой у нее голос! Как она танцует!
ИК-6 _/-- на гласном центра восходящее движение тона, тон постцентровой части выше среднего. ИК-6 наиболее ярко проявляется при выражении неожиданного обнаружения высокой степени признака, действия, состояния. Например: Какой компот вкусный! Как она танцует! Сколько воды набралось!
Интонация членит речевой поток на отдельные отрезки – речевые такты и фразы. При отсутствии пауз между речевыми тактами интонация является основным средством, указывающим на границу между речевыми тактами. Интонация различает предложения разных типов, отражает нейтральное и субъективное отношение говорящего к содержанию высказывания, передает разнообразные оттенки эмоций.
Тон — это использование высоты звука для смыслоразличения.
Фонетика занимает особое место среди других лингвистических дисциплин, т.к. она имеет дело материальной стороной языка, со звуковыми средствами, лищенными самостоятельного значения. Они служат лишь материальной оболочкой морфем, слов и предложений. Тогда как лексика, морфология и синтаксис имеют дело с идеальной, смысловой стороной языка, которая не зависит от физической стороны языка. Так, понятия дом, семья и др. в языках мира имеют разную физическую (звуковую) форму. Однако фонетика обладает известной самостоятельностью: в отличие от других языковедческих дисциплин она исследует не только языковую функцию, но и физическую сторону своего объекта: например, работу произносительного аппарата, акустические характеристики звуковых явлений, а также их восприятие носителями и не носителями данного языка.
+использует данные др. дисциплин: анатомии и физиологии, речеобразования, восприятия речи, акустики, психологии.
Место фонетики в ряду лингвистических дисциплин:
- часть грамматики;
- самостоятельная дисциплина (работает с ед-цами (фонема, звук), не обладающими значением)
С фонетикой тесно связана орфография и орфоэпия.
- Вопросы к вступительному экзамену
- Язык как структурно-системное образование. Основные и промежуточные уровни языковой системы.
- Понятие «язык». Вопрос о происхождении языка.
- Язык и общество. Знаковая теория языка.
- Развитие языка. Интралингвистические и экстралингвистические факторы в развитии языка.
- Традиционные методы лингвистических исследований.
- Современные методы лингвистические исследований.
- Слово и его значение, типы лексических значений. Явление полисемии. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Функции в речи.
- Фразеология. Слово и фразеологизм. Основные типы фе.
- Проблемы заимствования в лексике. Заимствования в лексике русского языка в его истории и на современном этапе.
- Лексика в экспрессивно-стилистическим отношении. Основные пласты лексики с точки зрения стиля и сферы употребления. Термины и проблемы терминообразования.
- Основные явления в области исторического развития лексики.
- Аспекты изучения звуковых средств языка. Типы классификации звуков. Проблемы фоносемантики.
- Типы фонетических единиц. Место изучения звуковой стороны языка в системе лингвистических наук.
- 1.Фразовое ударение
- 2. Тактовое ударение
- Словообразовательная система языка. Единицы словообразовательной системы: коррелятивная пара, словообразовательный ряд, словообразовательная модель.
- Словообразовательная парадигма. Способы и средства словообразования.
- Грамматическое значение и способы его выражения в языке. Общая характеристика грамматических категорий русского языка.
- Вопрос о частях речи в русском языке. Проблемы переходности частей речи.
- Синтаксические единицы. Словосочетание и предложение. Принципы классификации предложений в синтаксической традиции. Типы односоставных и двусоставных предложений.
- 1. Определенно-личные
- 2. Неопределенно-личные
- 3. Безличные
- 4. Обобщенно-личные
- Основные вопросы теории сложного предложения.
- Основные проблемы синтаксиса текста.
- 1. Информативность.
- 2. Связность.
- Стили языка и стили речи.
- Основные периоды развития русского литературного языка. Особенности развития русского литературного языка в хх – ххi веке. Проблемы экологии языка в советское и постсоветское время.
- 1) Литературный язык Киевского государства (древнерусский литературный язык) (х – начало XII вв.).
- 2) Литературный язык эпохи феодальной раздробленности (середина XII – середина XIV вв.).
- 3) Литературный язык Московского государства (литературный язык великорусской народности, или старорусский литературный язык) (середина XIV – середина XVII вв.).
- 1) Литературный язык периода формирования русской нации (середина XVII – начало XIX вв.).
- 2) Литературный язык русской нации (30-е гг. XIX – начало XX вв.).
- 3) Литературный язык советской эпохи.
- Старославянский язык и его роль в развитии русского языка.
- Общая характеристика современных славянских языков.
- 5 Направлений в современной лингвистике
- Вопросы деидеологизации лингвистики и влияние этого процесса на развитие языкознания сегодняшнего дня.
- Основные лингвистические науки и направления.
- Культура речи сегодня.